13.05.2024 Автор: Александр Сваранц

Порт Эйлат взывает о помощи и свободе глобального судоходства

Порт Эйлат

Военный конфликт, как правило, начинается с нарушений норм международного права и приводит к игнорированию всяких норм и конвенций. Увы, «законы» войны имеют свою логику, когда одни нападают, не считаясь с трагедией масс гражданского населения и не выбирая гуманных средств поражения, а другие вынуждены защищаться любыми средствами ради спасения своих жизней.

В современном турбулентном мире, когда зашатались основы прежнего миропорядка и глобальной безопасности, институты международного права зачастую теряют силу и оказываются неэффективными перед угрозой локальных и региональных конфликтов. Вот и очередная палестино-израильская война стала свидетельством если не разрушения, то бездействия международных норм перед лицом военных преступлений того же Израиля и международного терроризма антиизраильских сил.

Однако любая война опирается на экономику, подтачивает экономику и вселяет надежды на экономический рост в будущем. Иными словами, не может конфликтующая сторона, без достаточных финансовых и материальных средств, продолжительное время вести боевые действия (и не важно, опирается она на свои возможности, либо на внешнюю помощь). Всякая война приводит к физическим и материальным потерям и разрушениям, в «топку смерти» ежедневно бросаются миллионы и миллиарды денежных единиц, законы военного времени ограничивают возможности производства и социального развития, как в «песок» уходят золотовалютные резервы. Победные итоги войны вселяют победителю надежды на экономическое развитие за счет новых материальных и территориальных приобретений, репараций и улучшения геополитических позиций на региональной и глобальной арене.

Израиль достаточно маленькая по географическим масштабам страна в окружении арабского (Ливан, Сирия, Иордания, Египет) мира. Одно из географических преимуществ еврейского государства – это выход к морскому бассейну (на западе к Средиземному морю, на юго-востоке к Красному морю) и способность развивать активную внешнюю торговлю. Соответственно, выход к морю и важным мировым торговым коммуникациям способствует укреплению безопасности Израиля, помогает ему выстоять в условиях военного конфликта и получать необходимую внешнюю (военную и хозяйственную) помощь.

Эйлат, Ашдод и Хайфа являются крупными морскими портами Израиля, которые фактически и обеспечивают активную связь с внешним миром через бурную торговлю. Естественно, важные коммуникации в условиях войны являются главными объектами поражения и диверсий со стороны противника. Генштаб Армии обороны Израиля в минувших войнах в силу объективных причин (в частности, ограниченных в сравнении с вероятным противником пространственных и людских возможностей), как правило, делал ставку на тактику краткосрочной войны, то есть блицкриг. Однако, видимо, с учетом экономического процветания и военно-технологической модернизации Израиля, а также ставки на уверенную поддержку США, Великобритании, Франции и остальной части НАТО, Тель-Авив решил внести изменения и в тактику проводимых им войн.

В итоге сегодня мы наблюдаем достаточно затянувшуюся войну между Израилем и ХАМАС в секторе Газа, которая длится уже более шести месяцев и имеет разрушительную силу. Б. Нетаньяху не принимает призывы остального мира (включая и своих главных союзников) прекратить боевые действия, пытается ликвидировать невозможное (то есть весь ХАМАС) и полностью оккупировать сектор Газа. Ну, а поскольку подразделения ХАМАС сохраняют боеспособность, отказываются от капитуляции и пользуются поддержкой антиизраильских боевых группировок преимущественно проиранского толка (хуситов в Йемене, «Хезболлы» в Ливане, шиитов в Сирии и Ираке), то и боевые действия продолжаются.

Серьезный экономический ущерб Израилю за эти военные месяцы наносят не столько ограниченные торговые санкции той же Турции и стран Арабского Востока, сколько диверсионная война хуситов в бассейне Красного моря и Аденского залива. Фактически хуситы своими действиями парализовали мировую морскую торговлю через Суэцкий канал.

И в этом контексте особенно серьезно страдает порт Эйлат, являющийся южными морскими воротами Израиля, который используется главным образом для торговли с Австралией и странами Восточной Азии (особенно с Китаем, Индией, Южной Кореей и Сингапуром). В результате применения ракетных атак и сохраняющихся угроз хуситов в отношении торговых судов стран Запада и Израиля, проходящих через Баб-эль-Мандебский пролив, Эйлат вынужденно простаивает, приостановлены практически все экспортные и импортные операции.

Генеральный директор Эйлатского порта Гидеон Гольбер в своем интервью изданию The Jerusalem Post напомнил, что движение торговых судов в Эйлат полностью прекратилось с началом атак хуситов. «Каждый месяц, – отмечает Гольбер, – к нам приходило от 12 до 13 судов, а теперь – ни одного». С конца ноября 2023 г. в порт зашло всего два корабля.

Эйлат, будучи городом с античной историей еще со времен царя Соломона, ранее до пандемии COVID-19 в своем развитии опирался на туризм. Однако кризис вынудил искать иные источники дохода, потому порт и стал главным источником дохода для города с почти 60-ти тыс. населением.

Основной статьей импорта Эйлатского порта являются автомобили, большая половина которых ввозится из Южной Кореи и Китая. Однако в условиях сбоя международной торговли количество этих машин стремительно сокращается, включая и со складского хранения. Израиль также импортирует через Эйлат крупный рогатый скот и овец (до 150 тыс. голов), а экспорт израильских товаров через данный порт включает ежемесячные поставки от 1,8 до 2 млн т поташа с Мертвого моря преимущественно в Индию и Китай. Сейчас же для экспорта товаров Израиль вынужден преодолевать более длинный маршрут через Средиземное море и мыс Доброй Надежды в Северной Африке.

Доходы порта Эйлат не просто стремительно сокращаются, а прекращаются. Для сохранения рабочего персонала (свыше 170 сотрудников) администрации порта приходится обращаться за помощью к властям. Гольбер в этой связи отмечает: «Мы все еще платим зарплату, мы платим налоги, мы платим за электричество, мы платим за многое другое. Расходы порта составляют от 6 до 10 миллионов шекелей (от 1,6 до 2,7 млн долл.) в месяц, в то время как доходы близки к нулю. Мы отправили несколько писем в правительство и Министерство транспорта, чтобы узнать, как нам поступить. Но ответа так и не получили. Прилагаются большие усилия, чтобы порт оставался открытым». В ноябре и декабре порт еще получал поддержку государства, но эта поддержка не покрыла даже зарплату сотрудников.

Таким образом, материальный ущерб, нанесенный действиями хуситов порту Эйлат, становится очевидным. Конечно, можно сказать, что эти ежемесячные потери в 1,6–2,7 млн долл. для морского порта Эйлат вряд ли существенно отразятся на безопасности всего Израиля, если США оказывают Тель-Авиву помощь на десятки миллиардов долларов. Вообще за всю историю существования еврейского государства после 1948 г. США предоставили Израилю комбинированную военную и экономическую помощь на 270 млрд долл. С началом же нынешней войны между ХАМАС и Израилем Вашингтон уже предоставил Тель-Авиву помощь в 14 млрд долл. в ноябре 2023 г., а в апреле 2024 г. Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект очередной помощи израильтянам на сумму более 26 млрд долл. Иными словами, за полгода боевых действий в секторе Газа, США предоставили Израилю комбинированную помощь на сумму более 40 млрд долл. Можно считать Израиль 51-м штатом США.

Тем не менее, продолжающаяся война с ХАМАС и пропалестинскими силами отнимает у Израиля и его союзников немало средств (чего стоит только недавняя воздушная атака Ирана на военные объекты еврейского государства в ночь с 13 на 14 апреля, которая обошлась силам ПВО Армии обороны Израиля и их союзникам в 1,3 млрд долл. и истощением значительного числа средств обороны).

Израиль признает острую необходимость в оперативном восстановлении свободы судоходства через пролив Баб-эль-Мандеб, призывает союзников (прежде всего, США, Великобританию, Францию, Италию и Германию) к формированию коалиции – крупной флотилии для военного подавления акций «морского пиратства» хуситов. При этом израильтяне напоминают миру, что агрессия хуситов наносит материальный ущерб не только порту Эйлат, но и всей мировой экономике и торговле.

В Израиле много специалистов в области международного права и торговли (например, профессор университета Хайфы Хасан Халилие). Они справедливо вспоминают Конвенцию ООН по морскому праву (в частности, часть III о правилах судоходства через проливы), исторические факты о проблемах свободы торгового судоходства через ближневосточные проливы (включая египетскую блокаду Тиранского пролива в 1950 и 1967 гг., иранскую угрозу закрыть Ормузский пролив в ходе ирано-иракской войны 1980-х гг., турецкое регулирование Босфора и Дарданелл в период «холодной войны» и в условиях продолжающегося СВО.

Гендиректор порта Эйлат Гидеон Гольбер призывает международное сообщество принять решительные меры, иначе бездействие создаст опасный прецедент, позволяющий различным субъектам блокировать другие проливы по всему миру, тем самым ставя под угрозу свободу глобального судоходства без каких-либо последствий.

Все справедливо отмечают израильские эксперты. Проблема в том, что апелляция к нормам международного права должна быть обоюдно приемлемой как для интересов Израиля, так и для палестинцев. Если же Тель-Авив в международном праве видит справедливым только защиту собственных интересов, но игнорирует аналогичные интересы и отказывает в этом праве тем же палестинцам, то возникает непреодолимое противоречие и конфликт продолжается по новому кругу.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: