09.05.2024 Автор: Виктор Михин

Иран: Исламская революция 1979 года

Аятолла Хомейни

В наши дни, когда в Иране происходит новый этап полного освобождения от американо-израильского произвола и иранцы достойно ответили на их военные вылазки, многие вспоминают результаты Исламской революции 1979 года. Именно она дала сильный толчок духовному, политико-экономическому подъему республики, позволившей ей войти в число наиболее передовых экономик региона и на равных вести диалог как с США и Израилем, так и с другими державами мира.

Начало и ход революции

Исламская революция в Иране 1979 года — это выступления широких слоёв населения, приведшие к изменению государственного строя и различных сторон жизни иранского общества. Явилась результатом острого внутриполитического кризиса, преодолению которого не способствовали умеренно либеральные преобразования, проведённые шахом Мохаммедом Реза Пехлеви в ходе «Белой революции» начала 1960-х – 1-й половины 1970-х гг.

Прологом Исламской революции принято считать расстрел шахскими войсками в г. Кум 9 января 1978 г. политической демонстрации учащихся религиозных учебных заведений. Действия властей спровоцировали массовые народные выступления и забастовки по всей стране. В них участвовали городские низы, мелкие торговцы, рабочие и служащие, студенты. Выступлениями руководили мусульманские деятели, которые придавали акциям протеста религиозную форму. Летом – осенью 1978 г. шахская власть была вынуждена пойти на уступки религиозной оппозиции (закрыты игорные дома, иранский календарь переведён на мусульманское летосчисление и т. п.), однако это не разрядило обстановку. Религиозные круги усилили давление на режим, выдвинув лозунг создания общества социальной справедливости, основанного на принципах ислама.

По всей стране начали создаваться революционные исламские комитеты, нередко располагавшиеся в мечетях. Они не только руководили революционными выступлениями, но и действовали как органы местного самоуправления. В Тегеране сторонники Хомейни создали Революционный исламский совет (12 января 1979), состоящий из религиозных деятелей и светских политиков, который вскоре стал вторым (наряду с правительством) центром власти в стране. В забастовках участвовали уже до 3–4 млн рабочих, служащих и учащихся; к организации выступлений подключились левые политические силы, в том числе Народная партия Ирана («Туде»). 1 февраля 1979 г. в Тегеран прибыл Хомейни, с ликованием встреченный населением столицы.

Восстание в Тегеране, положившее конец монархии, произошло стихийно, без ведома и согласия руководства религиозной оппозиции. Однако это не помешало Хомейни торжественно объявить о победе Исламской революции и приступить к созданию исламского государства. В его основу был положен разработанный Хомейни принцип верховенства власти авторитетного мусульманского законоведа (Вилайят-е-факих). 30–31 марта 1979 г. в Иране был проведён референдум, на котором подавляющее большинство населения (98,2 %) высказались за создание Исламской республики. В начале ноября 1979 г. Временное революционное правительство отправлено в отставку, вся полнота власти перешла к Революционному исламскому совету.

Внутренняя политика

Первоначально после революции правительство Ирана было перестроено, монархия была отброшена в пользу республики, которая управлялась Верховным лидером. Был создан парламент Ирана, Исламская консультативная ассамблея. В дополнение к парламенту, Иран учредил Совет стражей, группу из 12 исламских юристов и экспертов по шариату, которые по-прежнему оставляют за собой право накладывать вето на любой закон, осуществлять надзор за выборами и утверждать или дисквалифицировать кандидатов на выборах.

Непосредственным результатом революции стало то, что должности на местном, провинциальном и национальном уровнях стали более открытыми для народа, а несколько выборных органов власти получили больше власти, чем при шахском режиме. Однако это произошло потому, что каждая должность строго регулировалась Верховным лидером и его Опекунским советом. Были проведены выборы на несколько должностей, но те, которые обладали наибольшей властью, Верховный лидер и Опекунский совет, занимались исключительно по назначению. По иронии судьбы, это не обязательно отличалось от монархического правления шаха, но на условиях теократии.

Сразу после революции несколько органов шахского правительства были распущены в пользу республиканской системы, но была создана и легализована только одна политическая партия. Исламская республиканская партия, по сути, была рычагом власти, осуществляемым Хомейни, поскольку она была сосредоточена исключительно на поддержании его власти и его политики. Это было вызвано значительным членством партии в клерикалах, а также ее презрением к любому либерализму в иранском правительстве. Она была распущена в 1987 году, потому что Хомейни предположил, что он устранил всякую лояльность к либеральному или реформистскому правительству.

Другие последствия внутри страны приняли форму, по большей части, строгого подавления и верности Богу через верность Верховному лидеру. Все неисламские газеты, фильмы, аудиозаписи и культурные группы, были либо полностью запрещены, либо подвергались цензуре. После революции Исламская Республика Иран подавила восстание насилием и принудительным замалчиванием и скрыла оппозицию от глаз общественности с помощью цензуры. По большей части люди последовали этому примеру, потому что при теократии, если они были непослушны Верховному лидеру, они были непослушны Богу.

Теоретически женщины в постреволюционном Иране не были явно исключены из политической жизни, но на практике законы, принятые в отношении трудоспособности женщин, и принудительное закрытие центров по уходу за детьми означали, что они все равно часто вытеснялись из политической жизни. Несколько женщин занимали руководящие должности в правительстве шаха, которое было отменено республиканским правительством. Женщины могли голосовать, если они достигли совершеннолетия (16 лет на тот момент), но голосование в Иране не было свободным или демократическим. Как сказал Хомейни, “не используйте этот термин — «демократический». Это западный стиль”.

Хотя правительство создавало впечатление, что после революции у него будет более равное распределение власти, республиканское правительство просто заменило репрессивные монархические институты шаха репрессивными теократическими институтами. Это сделало политический ландшафт Ирана тайным и в значительной степени зависящим от религиозной элиты на долгие годы.

Внешний фронт Исламской революции

После революции 1979 года международные отношения Ирана с другими странами быстро усложнились и во внешней политике Ирана наступили не менее радикальные перемены. Естественно, что в таких ситуациях, как кризис с американскими заложниками, а также из-за нелюбви Хомейни ко всему западному, отношения с такими странами, как Соединенные Штаты и Канада, были полностью разорваны. Новая власть подчеркивала свою антиамериканскую направленность. Всё настолько обострилось, что в 1980 году США разорвали все дипломатические и экономические связи с Ираном. Дело могло было дойти и до боевых действий, но тогда Вашингтон не пошел на обострение, так как ещё свежи были печальные воспоминания о Вьетнаме.

После кризиса с заложниками несколько европейских стран ввели санкции против Ирана в знак солидарности с Соединенными Штатами, а Великобритания полностью разорвала дипломатические отношения с Ираном. В свою очередь Тегеран принял антисионистскую политику, разорвав отношения с Израилем, с которым у шаха были хорошие отношения. Несмотря на политический разрыв почти со всеми другими западными странами, Иран поддерживал тесные отношения со Швейцарией, которая не была ни частью Европейского экономического сообщества, ни членом НАТО. Швейцария занимала уникальное положение, имея возможность вести бизнес с Ираном и сохранить свое посольство в Тегеране, а также выступать посредником в отношениях между Соединенными Штатами и Ираном.

Одним из наиболее значительных международных последствий иранской революции стала ирано-иракская война, которая длилась почти восемь лет с 1980 по 1988 год. Война испортила отношения между двумя странами, которые на протяжении десятилетий в течение 20 века переживали этапы периодических конфликтов. Панисламистская идеология Ирана столкнулась с иракским более светским арабским национализмом. Хомейни призвал к свержению светского правительства БААС в Ираке, поскольку оно было направлено против фундаменталистского шиитского движения в Ираке. Саддаму Хусейну это казалось вмешательством во внутренние дела его страны, и, наряду с продолжавшимися в течение некоторого времени пограничными стычками, это дало ему достаточные основания рассматривать Иран как врага. Хотя Иран утверждал, что война была победой Исламской Республики над национализмом, большинство дипломатов и экспертов считают войну тупиковой ситуацией, которая дорого обошлась обеим нациям, как в деньгах, так и в жизнях.

Долгосрочные политические последствия Иранской революции

После смерти Хомейни несколько политических реформаторов пытались улучшить деспотическую и ограниченную систему правления в Иране, но многие попытки реформ провалились, и сегодня политическая система Ирана по-прежнему в значительной степени находится в руках Совета стражей и Верховного лидера. Преемник Хомейни, Али Хаменеи, находится у власти с тех пор, как его предшественник умер в 1989 году. Его режим ознаменовался усилением власти различных политических фракций, а именно «принципалистов» (ребрендинг партии Исламской республики) и реформистов. Хотя нескольким различным фракциям разрешено участвовать в правительстве, главные политики Ирана все равно должны быть одобрены Советом стражей. Считается, что народ способен избирать своих лидеров, но каждый политик в Иране по-прежнему должен выступать за сохранение шиитской Исламской Республики и отстаивать идеалы первоначальной конституции Хомейни.

Хотя возникло множество реформаторских групп и политические протесты стали обычным явлением, любое противодействие установлению Верховного лидера по-прежнему пресекается. Законы о цензуре и моральном поведении являются аспектами повседневной жизни иранцев, и многие из этих политик проводятся в жизнь Революционной гвардией, в задачу которой входит отстаивание идеалов революции, и Руководящим патрулем (более известным как полиция нравственности).

Исламская революция и страны региона

Исламская революция 1979 года в Иране оказала глубокое воздействие на страны региона, приведя к радикализации протестных движений против Израиля и Запада, а также к созданию так называемой Оси сопротивления. Этот период в истории Ближнего Востока и региональных отношений оказался критическим и имел множество последствий. В контексте региональных отношений Исламская революция стала источником идеологии и образца для радикальных движений, стремящихся к борьбе против доминирования Запада и Израиля. Это способствовало формированию и усилению исламистских организаций и группировок, которые призывали к борьбе за освобождение земель от «империалистов» и «оккупантов». В результате эти движения стали активно противостоять политике Запада и Израиля в регионе.

Одним из наиболее ярких примеров результата революции в Иране является создание Оси сопротивления, объединяющей страны и группы, стремящиеся к противодействию политике Запада и Израиля. Эта ось включает в себя Иран, ливанскую «Хезбалла», а также ХАМАС в Палестине. Они объединяются и ведут совместную противостояние действиям США и Израиля в регионе, используя различные методы сопротивления, включая вооруженную борьбу и дипломатическое давление. Создание Оси сопротивления и радикализация протестных движений против Израиля и Запада привели к новым угрозам для стабильности и безопасности в регионе. Это усилило международное напряжение и конфликты на Ближнем Востоке, спровоцировало массовые протесты и вооруженные столкновения, а также привело к росту террористических угроз.

Безусловно, Исламская революция в Иране оказала значительное влияние на страны региона и ее последствия продолжают влиять на региональные отношения и обстановку в Ближнем Востоке до настоящего времени, создавая сложные вызовы для международного сообщества.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: