Можно сказать, и в этом согласны большинство политиков и экспертов, что за последние 15-20 лет отношения между Турцией и Ираком, оставляя в стороне историческую проблему Мосула, пережили период взлетов и падений, в основном из-за трех различных проблем. Во-первых, это военное присутствие Турции в иракском Курдистане, во-вторых, совместное использование вод в трансграничных реках, и наконец, экспорт курдской нефти через Турцию.
Военное присутствие Турции в Ираке
Трансграничные операции Турции против Рабочей партии Курдистана (РПК) начались в 1983 году, когда в боевых действиях участвовали до 5000 турецких военнослужащих. Операции на иракских границах достигли своего пика в 1990-х годах, когда турецкая армия провела 42 операции. В 2000-х годах Анкара продолжила свои операции на границе с Ираком и в последующий период создала базы на границе и начала постоянно держать там войска.
Начальник Генерального штаба Ирака Абдуллемир Яраллах, выступивший с речью в парламенте в 2022 году по поводу инцидента в Захо, заявил, что у Турции есть 5 основных баз на севере Ирака и на этих базах находится более 4 тысяч личного состава. Он добавил, что Турция создала более 100 военных пунктов в регионах Захо, Дахук и Аль-Имадия, и заявил, что армия и вооруженные силы Курдистана (Пешмерга) должны быть размещены.
Анкара связывает свои операции и присутствие войск на иракской территории с деятельностью РПК в регионе. Несмотря на все призывы иракского правительства, Турция, похоже, полна решимости сохранить свое военное присутствие в Ираке. Если Турция и Ирак достигнут компромисса по этому вопросу в ближайшем будущем, политика Турции в отношении решения курдского вопроса будет определена. Однако эту проблему, по-видимому, трудно решить в краткосрочной перспективе и нужны длительные переговоры между двумя соседними странами с привлечением курдской стороны.
14 марта 2024 года по итогам заседания Механизма безопасности между Турецкой Республикой и Республикой Ирак распространено совместное заявление сторон. Согласно совместному заявлению, министр иностранных дел Турецкой Республики Хакан Фидан и заместитель премьер-министра, и министр иностранных дел Республики Ирак Фуад Хусейн провели встречу в Багдаде. На встрече они подчеркнули, что РПК представляет угрозу безопасности Турции и Ирака, и отметили, что присутствие членов этой организации на иракской территории является нарушением иракской конституции. Турция приветствовала решение Совета национальной безопасности Ирака о том, что РПК является запрещенной организацией в стране. Стороны обсудили меры, которые необходимо принять против этой организации и ее ответвлений, использующих иракскую территорию для нападений на Турцию.
Проблема использования вод трансграничных рек
Турция и Ирак имеют долгую историю споров по поводу совместного использования вод Тигра и Евфрата. Напряженность возрастает особенно в периоды засухи, когда пересыхают многие иракские озера и мелкие реки, связанные с Тигром и Евфратом. Ирак утверждает, что плотины в Турции привели к уменьшению расхода воды в реках, в то время как Турция утверждает, что ирригационные системы в Ираке старые и не современные.
Другим важным источником разногласий между Турцией и Ираком относительно использования рек Тигр и Евфрат является вопрос о том, как следует оценивать эти две реки с точки зрения международного права. В то время как Анкара рассматривает эти реки как трансграничные воды, Багдад утверждает, что они являются международными и проблема должна решаться в рамках международного права. Международными реками считаются реки, водосборные бассейны которых являются общими для двух или более государств, или образуют границу между ними. Однако Турция утверждает, что Тигр и Евфрат таковыми не являются, настаивая на том, что водосборные бассейны обеих рек являются преимущественно турецкой территорией. Турция и иракский Курдистан занимают более выгодное положение в водном вопросе как прибрежные государства верхнего течения, в то время как Ирак находится в невыгодном положении как государство нижнего течения.
Когда в апреле 2023 года президент Ирака Мохаммед Шиа ас-Судани посетил Турцию, то одним из основных вопросов повестки дня вовремя его встречи с президентом Эрдоганом была проблема воды. Президент Эрдоган сказал: “Несмотря на то, что Турция сталкивается с самой сильной засухой за 62 года, мы решили увеличить количество воды, сбрасываемой из реки Тигр, на один месяц”. Существует обратная пропорциональная зависимость между водными ресурсами и ростом населения. Увеличение численности населения и засухи в обеих странах могут привести Турцию и Ирак к гораздо более серьезной конфронтации в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе водная проблема может привести к войне между двумя странами.
Продажа курдской нефти через Турцию
Третьим фактором, осложняющим отношения между Турцией и Ираком, является транспортировка курдской нефти на международные рынки через Турцию. Багдад утверждает, что Курдское региональное правительство (КРГ) незаконно продавало нефть через Турцию с 2013 года без одобрения федерального правительства. Согласно Конституции Ирака 2005 года, 17 процентов доходов иракского бюджета должны были передаваться КРГ. В 2012 и 2013 годах, когда цены на нефть были высокими, в казну КРГ поступало 13 миллиардов долларов в год. За тот же период в регион Курдистана поступило по меньшей мере 37 миллиардов долларов от внутренних и иностранных инвестиций, что привело к росту благосостояния и неожиданному развитию территорий, контролируемых курдами. В ноябре 2013 года, когда премьер-министр КРГ Нечирван Барзани подписал 50-летнее соглашение о продаже нефти и газа с турецким правительством, тогдашний премьер-министр Ирака Нури аль-Малики приостановил выделение бюджетных средств правительству Курдистана с февраля 2014 года.
Иракское правительство обратилось с иском о продаже нефти КРГ через Турцию в Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже и подало иск на сумму 26 миллиардов долларов. Дело, длившееся около 10 лет, было завершено в марте 2023 года, и суд приговорил Турцию к выплате компенсации в размере 1,4 миллиарда долларов. Тот же суд также оштрафовал иракское правительство на 500 миллионов долларов за то, что оно вовремя не устранило последствия саботажа на нефтепроводах Ирак-Турция. После решения суда Турция прекратила поставки 450 000 баррелей нефти в день в порт Джейхан 25 марта 2023 года. После того как нефтепровод был закрыт на семь недель, администрация КРГ обратилась к Турции с официальным запросом о возобновлении работы трубопровода 11 мая 2023 года. Турция, однако, рассматривает нефтяной спор как внутреннее дело Ирака и хочет, чтобы сторона, получающая выгоду от экспорта, заплатила штраф. Потери Турции от нарушения поставок нефти составляют чуть более 1 миллиарда долларов, в то время как потери КРГ и центрального правительства Ирака намного выше. Спор между сторонами также привел к перебоям в поставках полумиллиона баррелей сырой нефти в день на мировые рынки.
В то время как центральное иракское правительство пытается нейтрализовать КРГ с помощью политических и экономических эмбарго, Турция осознает, что иракские нефть и газ не будут стабильно поступать на международные рынки, если полностью обойти курдскую администрацию. Ирак не может решить эту сохраняющуюся проблему с Турцией без достижения соглашения с администрацией КРГ, которое удовлетворяло бы обе стороны. Причем, споры по многим вопросам между Эрбилем и Багдадом идут уже давно и навряд ли все они будут разрешены в ближайшем будущем.
В заключение, можно предсказать, что в отношениях Турции с Ираком в ближайшем и среднесрочном будущем последуют периоды взлетов и падений из-за проблем, которые были упомянуты выше. Помимо этих вопросов, еще одним фактором, который будет определять турецко-иракские отношения, является тот факт, что Ирак будет находиться под все большим влиянием иранской политики. После вывода войск США из Ирака в 2011 году правительство, в которых доминируют шииты, постепенно попало под влияние Ирана. Когда после волны «Арабской весны» в Сирии разразилась гражданская война, такие столицы, как Дамаск и Багдад, находились и находятся под значительным влиянием Тегерана, как это было во времена Персидской империи. По мере того, как центральное правительство Ирака попадает под влияние Ирана, отношения Турции с КРГ, как ни странно, могут улучшиться. В игре за региональное лидерство Турция является конкурентом Ирану, который хочет импортировать свой режим в соседние страны и стремится включить Средиземноморье в свой проект «Шиитский полумесяц». Однако иракские курды могут создать реальный барьер на пути иранских планов, и в этом они смогут на какое время сделаться союзниками Анкары.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»