05.04.2024 Автор: Борис Кушхов

В обход Алматы: железная дорога континентального значения?

В обход Алматы: железная дорога континентального значения

По данным статистической службы Казахстана, железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем достигли отметки в 23 миллиона тонн ещё в 2022 году, а в прошедшем году выросли на рекордные 22 процента.

Подобный объём грузоперевозок, обладающий отчётливой тенденцией к дальнейшему росту, требует от властей Казахстана вкладывать значительные силы и средства в развитие новых линий железных дорог, способных как обеспечить растущий грузооборот, так и наиболее эффективную и быструю доставку грузов через территорию страны. Особенно актуальной эта задача выглядит на фоне активизировавшихся в 2022-2023 годы проектах коридоров «Азия-Европа» в других странах, которые могут снизить значение Казахстана в континентальных перевозках. Речь идёт о ряде проектов в Монголии (Центральный, Западный и Восточный коридоры), в Кыргызстане (магистраль Китай-Кыргызстан-Узбекистан) и Таджикистане (проект мультимодального коридора Китай-Таджикистан-Узбекистан-Туркменистан), который способны составить казахстанским маршрутам конкуренцию разной степени серьёзности. Помимо них, властям Казахстана приходится держать в уме и поручение президента России В. Путина правительству об изучении перспектив создания железнодорожного коридора в Китай через Монголию.

Именно в таких условиях мир узнаёт о решении властей Казахстана провести новую железнодорожную линию в обход крупнейшего города республики и её бывшей столицы – Алматы.

Новая железнодорожная линия Жетыген – Казыбек бек, обходящая алматинскую агломерацию между северными окраинами Алматы и Капшагайским водохранилищем, должна стать участком железнодорожной магистрали континентального значения, которая будет связывать пограничные переходы на границе Китая и Казахстана (как уже существующий и динамично развивающийся Алтынколь-Хоргос, так и находящиеся на разной степени реализации проекты новых переходов Бахты-Чугучак и Калжат) с Закавказьем и Европой.

Строительство магистрали было анонсировано властями республики ещё в 2022 году, а запущено 14 ноября 2023 года. Сообщается о доминировании национального технического и финансового компонента в данном проекте: доля местного содержания в рамках работ составит не менее 85%, а основным источником финансирования является республиканский бюджет. Длина новой магистрали — 130 километров. Стоимость работ оценивается в 212 миллионов долларов США (96 миллиардов тенге).

Старая магистраль, обслуживающая проходящие через ныне существующие пограничные ж/д переходы, не только не способна справиться с растущим потоком грузов, но и имела весьма неэффективную для маршрута Восток-Запад конфигурацию: идя от границы Казахстана и КНР, она «спускалась» от Жетыгена резко на юг до самого центра Алматы, и лишь потом уходила через город на запад. Второе ответвление же идёт от Жетыгена строго на север, имея возможность обслуживания евразийского транзита только по конфигурации «Китай-Казахстан-Россия-Европа». Однако, она тоже не могла бы стать эффективной альтернативой маршруту от другого железнодорожного перехода на границе Казахстана и КНР – Достык-Алашанькоу, который находится севернее, а, следовательно, ближе к основным ж/д магистралям и КНР, и Российской Федерации. Создание новой линии Жетыген – Казыбек-бек позволит ускорить прохождение поездов через Алматинскую область на внушительные 24-48 часов.

В начале 2024 года объявились новые подробности, имеющие прямое отношение к данному проекту: так, указом президента республики от 9 января 2024 года населённый пункт Жетыген, который по завершении работ над данной магистралью станет основным транспортным узлом во всей Алматинской области, теперь становится городом «областного значения» и получает имя Алатау (в честь одноимённой «пёстрой горы). Такое решение, безусловно, принято для развития обеспечивающей новую магистраль инфраструктуры – ведь значительная доля обслуживающих железную дорогу предприятий и объектов остаются в Алматы – на том участке, который уже не будет использоваться в рамках евразийского транзита. Вскоре после этого указа были опубликованы планы развития нового города, в которых предусмотрено его участие в новой Свободной Экономической Зоне.

Таким образом, железнодорожная магистраль Жетыген – Казыбек-бек, наряду с другими ныне реализуемыми Казахстаном проектами в сфере железных дорог (Дарбаза-Мактаарал, Бахты-Аягоз и Достык-Мойынты), а также перспективным проектом создания новых железнодорожных пограничных переходов с КНР (Бахты-Чугучак и Калжат) призваны значительно повысить конкурентоспособность евразийских транзитных маршрутов, проходящих через Казахстан. И если Достык-Мойынты, а также Бахты-Аягоз призваны оптимизировать ныне существующие коридоры Китай-Казахстан-Россия-Европа), то такие магистрали, как Дарбаза-Мактаарал и рассмотренная в данной статье дорога Жетыген (Алатау) – Казыбек-бек предназначены для обеспечения маршрутов принципиально новых конфигураций – таких, как «Север-Юг» (Россия-Казахстан-Узбекистан), а также новых модификаций маршрута «Запад-Восток»: Китай-Казахстан-Туркменистан, Китай-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан и Китай-Казахстан-Азербайджан.

 

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: