29.03.2024 Автор: Борис Кушхов

Япония-Туркменистан: давнее двустороннее партнёрство и мост в центральноазиатскую геополитику?

Япония-Туркменистан: давнее двустороннее партнёрство

22-23 января 2024 года состоялся визит министра иностранных дел Туркменистана Р.Мередова в Японию. В ходе данной поездки были проведены встречи с министром иностранных дел Японии, министрами цифровой трансформации; земель, инфраструктуры, транспорта и туризма; экономики, торговли, и промышленности, представителями японского бизнеса, директором внешнеторговой организации Японии и главой экспортно-кредитной организации Японии.

Лейтмотивом состоявшихся переговоров стало сотрудничество двух стран в области транспортировки газа и производства водорода.

Первое направление в настоящее время имеет стратегическую значимость для Туркменистана: судя по всему, помощь США в профилактике утечек метана на газопроводах в республике оказалось недостаточной – вместе с тем эти утечки являются одним из основных препятствий экспорту туркменского газа в Европейский Союз. Туркменистан взял на себя в ходе саммита по изменению климата в Абу-Даби (декабрь 2023 года) обязательства по сокращению выброса метана, продиктованное ему в том числе и необходимостью поиска новых рынков своего главного экспортного ресурса. Вероятно, в продвижении на этом направлении ему также может помочь и Япония. Также, у Туркменистана есть и другие проблемы в области транспортировки газа – в частности, недостаток современных технологий создания газопроводов.

Вместе с тем производство водорода является весьма перспективной отраслью для республики. Одна из технологий экологически чистого производства водорода представляет из себя паровую конверсию метана и природного газа – оба этих ресурса имеются в Туркменистане в более чем достаточных количествах. Следовательно, развитием водородного производства республика может как диверсифицировать свой весьма однородный экспорт, так и внести свой вклад в борьбу с изменением климата. Япония может стать для Туркменистана выгодным партнёром в этом деле – именно эта страна является одним из мировых лидеров по внедрению водорода в промышленность, энергетику и транспорт: особенно сильны позиции этой страны в области создания водородных двигателей (как электрохимических преобразователей, так и водородных ДВС) для автомобилей.

В свою очередь, Япония заинтересована в предоставлении проектов своим крупным компаниям в зарубежных странах, а также в оптимизации экспорта: в этом плане Туркменистан, хотя и является небольшим государством, может стать территорией с рядом преференций для японских товаров и фирм на внутреннем рынке из-за значительной степени централизации управления национальной экономикой. Гипотетически, активно внедряющей водородные технологии в энергетику и транспорт Японии может быть интересен и его перспективный импорт из Туркменистана: тем не менее, логистическое обеспечение таких поставок стоит признать весьма затруднительной задачей. Также, Япония является одним из крупнейших импортёров природного газа в мире, который может быть заинтересован и в более традиционном для Туркменистана энергетическом сырье – однако налаживание поставок представляется сложным по уже указанным выше причинам. Вероятно, решение логистических трудностей стороны видят в дальнейшем развитии континентальных магистралей в Центральной Азии – в особенности, в перспективных маршрутах, соединяющих регион с Индийским океаном. Инфраструктурный интерес японцев к Туркменистану доказывает и состоявшийся 6 марта 2024 года визит представителей Японского агентства международного сотрудничества (JICA) в международный морской порт Туркменбаши – «С целью ознакомления с возможностями и услугами порта».

По итогам же январского визита Мередова был подписан меморандум о сотрудничестве между двумя странами о сотрудничестве в области декарбонизации, в котором была отражена зелёная повестка уже рассмотренных направлений сотрудничества.

Отношения Туркменистана и Японии в целом богаты на совместные проекты. Уже на протяжении 15 лет ежегодно проводятся заседания туркмено-японского комитета по экономическому сотрудничеству. С 2015 года действует соглашение с NEXI – японским экспортно–кредитным агентством, в рамках которого правительство Японии финансировало несколько проектов в республике. Высокопоставленные представители Туркменистана регулярно посещают Японию – так, в 2021 году Токио посетил президент республики, а в 2022 году состоялся визит министра иностранных дел Туркменистана. Япония помогала Туркменистану в строительстве завода удобрений, который был возведён при поддержке японских компаний в 2014 году, а также при создании производства пластиковых изделий и упаковок в 2018 году.

Примечательным примером двустороннего экономического партнёрства является участие Японии в строительстве в Туркменистане предприятия по производству бензина из природного газа, которое было введено в эксплуатацию несколько лет назад. К слову, по итогам последних переговоров стороны подписали меморандум по созданию второго такого комплекса.

Развивающееся партнёрство Японии с Туркменистаном органично вписывается в общую канву центральноазиатского вектора внешней политики этого государства. Так, в ходе переговоров двух стран упоминался факт подготовки первого в истории многостороннего саммита Центральная Азия-Япония, который состоится в 2024 году. В этом плане выбор Японией нейтрального Туркменистана в качестве «проводника» к активному участию в политико-экономических процессах Центральной Азии представляется в том числе и попыткой спрятать за нейтральной повесткой японско-туркменских отношений долгосрочные планы Токио в регионе, направленные на соперничество с такими странами, как Российская Федерация и Китай. Мотивы перспективного противостояния японцев двум континентальным державам в Центральной Азии уже прослеживаются в публикациях крупных японских СМИ. У Японии ещё в 1990е годы имелись планы по расширению политической и экономической деятельности в регионе: очевидно, что в нынешних реалиях континентального соперничества по линии Россия и Китай против Японии и США, а также отчётливой «американофилии» в нынешней политической элите страны, этим планам найдётся своё место.

 

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: