18.03.2024 Автор: Анвар Азимов

О внешней политике Нью-Дели в контексте визитов главы МИД Индии в Южную Корею и Японию

Отличительными чертами внешнеполитического курса индийского руководства традиционно являются многовекторность и самостоятельность, нетерпимость к какому-либо внешнему давлению или навязыванию чуждых рекомендаций и советов. Нью- Дели с учетом статуса Индии как великой азиатской державы, претендующей в определенной степени на глобальную роль, и уверенно являющейся третьей экономикой мира, может позволить себе следованию именно такой независимой внешнеполитической линии. И ни одна крупная держава не осмелится диктовать Индии свои условия, памятуя о том, что любое такое действие неминуемо вызовет только отторжение.

Это в полной мере относится и к индо-тихоокеанскому региону, где сильны позиции США, но данное обстоятельство не мешает Индии иметь собственные цели и приоритеты, разумеется, однако, в рамках четырехсторонней договорённости о взаимодействии в данном регионе с участием США, Японии, Индии и Австралии. Определённый антикитайский крен в деятельности этой четвертки не смущает Нью-Дели, имеющего территориальный спор с Пекином, но тем не менее стремящегося к улучшению двусторонних отношений, несмотря на отсутствие должного взаимного доверия и наличия определенного соперничества. Усилия России выстроить трёхсторонний формат взаимодействия с участием Индии и Китая не достиг своей цели, поскольку обе державы предпочитают прямой двусторонний диалог без присутствия третьего игрока.

Ставка Индии на выстраивание собственных интересов в полной мере была подтверждена в ходе состоявшихся в первую неделю марта 2024 года очередных контактов главы МИД Индии С.Джаяшанкара в Сеуле и Токио. Проведённый им стратегический диалог с руководителями этих стран вновь продемонстрировал настрой его участников и далее укреплять сотрудничество в самых различных областях с упором на торгово-экономическую, инвестиционную, технологическую и оборонную области. В ходе визитов были достигнуты конкретные договоренности о расширении связей в этих сферах, в том числе в контексте обеспечения безопасности в индо-тихоокеанском регионе, понятное дело, в тандеме с США и Австралией.

Несмотря на то, что стороны продемонстрировали общую позицию при обсуждении глобальных и региональных проблем, очевидно, что по таким сюжетам, как Украина, Китай и Северная Корея полное единство взглядов наверняка отсутствовало. Нью-Дели имеет собственное видение на развитие связей с Пекином и Пхеньяном, продолжает диалог с Пекином по имеющимся двусторонним проблемам, в том числе в рамках БРИКС и ШОС, а также осуществляет контакты с северокорейскими лидерами. Не вызывает сомнения, что Индия при всей солидарности со странами индо-тихоокеанского региона по вопросам укрепления безопасности не примкнет к антикитайским или антикорейским выпадам, будет придерживаться сдержанной и сбалансированной позиции.

Отдельная тема в ходе переговоров, видимо, не без подсказок из Вашингтона, была украинская. Однако и в этом вопросе партнёрам не удалось приблизить к себе Индию и сподвигнуть её на антироссийские рельсы. С. Джаяшанкар твёрдо заявил, что Индия не будет присоединяться к антироссийским санкциям, намерена и далее укреплять стратегическое партнёрство с Россией. Вместе с тем Нью-Дели выступает за прекращение военных действий на Украине и поиски политического урегулирования ситуации путем проведения переговоров. Словом, Индия продолжает придерживаться сбалансированной линии по украинскому вопросу и не солидаризируется с политикой Запада в отношении России. Это, однако, не мешает ей развивать сотрудничество и активный диалог с США и другими ключевыми западными игроками, а также с союзниками Вашингтона в индо-тихоокеанском регионе, включая Токио и Сеул, куда планируется визит премьер-министра Индии. Но это произойдёт после предстоящих в стране вскоре очередных парламентских выборов, на которых правящая с 2014 года партия Бхаратия джаната парти (БДП ) во главе с Нарендрой Моди имеет все шансы сохранить вместе со своими союзниками власть в своих руках. Этому способствуют высокий авторитет правящей коалиции и лично премьер-министра, а также слабость оппозиционных сил и прежде всего ведущей партии Индийский национальный конгресс (ИНК), которая не имеет сильного харизматичного лидера, способного добиться возвращения партии к рулю правления в стране.

После парламентских выборов в Индии и президентских выборов в России планируется новая встреча руководителей двух стран для придания дополнительного импульса успешно и динамично развивающимся стратегическим взаимоотношениям Москвы и Нью-Дели.

 

Анвар Азимов, чрезвычайный и полномочный посол, старший научный сотрудник МГИМО, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: