В предыдущем материале мы с Вами рассмотрели отношения России и организации АСЕАН – одним из принципиально важных «игроков» в АТР. Это крупнейшее и наиболее успешное объединение в Юго-Восточной Азии, которое в геоэкономическом отношении занимает одно из ведущих мест в Азии и объединяет регион с населением свыше 600 млн. человек. Сейчас же предлагаю поговорить о форуме «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС) – многостороннем региональном объединении с участием 21 экономики, включая Россию, на котором обсуждается проблематика торгово-экономического взаимодействия и продвижения региональной экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
АТЭС
В обновленной Концепции внешней политики, утвержденной в марте прошлого года, констатируется тот факт, что Россия намерена продолжать межгосударственное взаимодействие, прибегая к механизмам форума АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество), участники экономики которого составляют более шестидесяти процентов мирового валового продукта.
В рамках российской внешней политики АТЭС отчасти является инструментом РФ по развитию межнациональных инфраструктурных проектов, а также по увеличению инвестиций в Дальний Восток. При этом Россия продолжает выступать инициатором многих партнерских проектов: например, содействует формированию зоны свободной торговли в АТР.
С момента образования форума в 1989 году Азиатско-Тихоокеанское партнерство сводилось к попыткам США сотрудничать со странами региона без участия Китая. Похожую ситуацию можно наблюдать и сегодня: власти Соединенных Штатов разрабатывают новые соглашения со странами АТР, обходя участие Китая. Однако на практике эти соглашения не становятся эффективными: азиатские страны продолжают свое активное участие в форуме АТЭС, в котором экономика Китая занимает видное место.
АТЭС становится важным центром всеобщего экономического развития, и в России уже заметны позитивные тенденции в рамках этого форума. По этой причине в 2020 году Владимир Путин, не присутствовавший на трёх предыдущих форумах все-таки выступил с речью ( в формате видеоконференции из-за пандемии) и выразил настрой РФ активно сотрудничать со всеми участниками АТЭС. Этот форум является важным элементом внешней политики РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
При этом даже в рамках АТЭС некоторые страны «тихоокеанского кольца» предпринимают попытки сдержать потенциал экономики России и Китая. Например, в 2022 году семь-стран участников АТЭС предприняли попытку разработать международную систему для обмена данными, но без участия РФ и КНР. Схема, инициатором которой выступили власти США, станет аналогом существующей в АТЭС Системы правил трансграничной конфиденциальности, но предусматривает отсутствие в ней России и Китая.
В 2023 году в АТЭС председательствуют Соединенные Штаты: становится заметно, что это мешает «конструктивному неполитизированному диалогу», о котором говорится в новой Концепции внешней политики РФ. Так, например, представитель России при АТЭС заявил, что многие делегации на самом деле ожидают окончания председательства США, чтобы закончилась «американская зацикленность». Более того, по его словам, антироссийская риторика Соединенных Штатов прослеживается даже в рамках АТЭС, хотя форум нацелен исключительно на сотрудничество и развитие всестороннего диалога.
В августе 2023 года США даже отказались от выдачи виз представителям РФ для посещения форума АТЭС, таким образом придерживаясь линии антироссийских санкций. Однако позже, в октябре, США все же заявили, что смогут принять российскую делегацию на саммите в Сан-Франциско, заявив о «надлежащем участии» России, но с учетом санкционной политики.
Таким образом, Россия все-таки была представлена на саммите, даже несмотря на кризис в отношениях с принимающей стороной. Так, РФ подчеркнула свою приверженность внешней политике, связанной с межгосударственным взаимодействием в рамках АТЭС. По итогам саммита представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что большинство российских партнеров в АТР по линии АТЭС стремятся к деполитизации процессов внутри форума.
Разделительные линии
В Концепции внешней политики также заявлено о намерении России противодействовать попыткам провести разделительные линии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Подобная терминология, в частности, отсылает на политику США. Так, американские власти пытаются свести сотрудничество стран АСЕАН и участников АТЭС с Россией до минимума и изменить расстановку сил в регионе, трансформировав уже созданную вокруг АСЕАН региональную систему.
Иначе говоря, сегодня в регионе наблюдается так называемая «асеаноцентричная» система безопасности, то есть сконцентрированная вокруг участников Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и их диалоговых партнеров (например, Китай). Однако, становятся всё более заметными тенденции по разработке США альтернативных индо-тихоокеанских стратегий сотрудничества в регионе. По словам, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, это предложение включает в себя внедрение НАТО в Азиатско-Тихоокеанский регион c передвижением военной инфраструктуры Североатлантического альянса в страны Азии и Океании. Военный альянс AUKUS (Австралия, Великобритания, США), в свою очередь, планирует расширить поле своей деятельности в АТР: союз рассматривает возможность поставлять оружия Тайваню, а также предложить Японии присоединиться к военной структуре.
Кроме того, глава МИД России заявил, что в организации АСЕАН начинаются «внутренние трения» на фоне принципиально разного взгляда на сотрудничество с США.
Даже в сентябре 2023 года, на саммите стран АСЕАН, целью США, по словам заведующего отделом Центра Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрия Мосякова, была дискредитация не только китайской политики, но и российской. Таким образом, США продолжают активное внедрение своих военно-политических ресурсов в азиатскую часть АТР, а также лоббирование санкционной политики среди стран АСЕАН (к санкциям против РФ присоединился только Сингапур).
Следовательно, политика по созданию разделительных линий, о которой говорится в Концепции внешней политики РФ, реализуется некоторыми странами на практике. Россия же намерена противодействовать разобщению стран региона.
Российская Федерация продолжает активное участие в развитии сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, несмотря на попытки изменить действующее региональное партнерство со стороны некоторых государств. Россия в новой Концепции внешней политики утвердила АТР в качестве приоритетного направления своей внешнеполитической деятельности, на практике продолжив работу с участниками АСЕАН и АТЭС.
Большое Евразийское партнерство, о котором говорится в Концепции, – вполне достижимая цель. Однако для ее реализации необходимы усилия всех стран АТР по использованию потенциала региона. Государства береговой линии Тихого Океана должны совместно способствовать устойчивому экономическому развитию и формированию всеобъемлющей архитектуры азиатско-тихоокеанской безопасности. Год новый уже наступил, а вот задачи остаются прежними.
Алексей Большаков, журналист-международник, специально для «Нового Восточного Обозрения»