Турецкая Республика в настоящее время находится на политическом перепутье: с одной стороны, на протяжении всего послевоенного периода Турция стремилась интегрироваться в евроатлантические структуры, но с другой стороны, за последние десятилетия наладила весьма прочные отношения с Россией и Ираном. Начавшаяся российская Специальная военная операция против киевского режима серьёзно осложнила внешнеполитическое маневрирование Турции и расколола общественное мнение. Напряжение было всецело продемонстрировано ожесточённой предвыборной кампанией на пост президента Турции – Реджеп Эрдоган набрал всего 52% голосов и ещё во втором туре. Такая шаткая ситуация вынуждает Турцию осторожнее выстраивать не только свою внешнюю политику, но внешнеэкономическую стратегию в отношении России. Тем не менее важно отметить, что Турция стремится расширить взаимодействие с нашей страной, при этом избежав «вторичных санкций» со стороны стран Запада. Так, руководитель комитета по внешнеэкономическим связям Турции (DEIK) Н. Олпак в своём интервью турецкой газете «Айдынлык» (Aydınlık) указал на тщетность усилий США по давлению на Турцию, так как турецкому деловому сообществу хорошо известны «двойные стандарты» ЕС и других стран Запада, по торговле с «санкционными» странами, в том числе с Ираном, поэтому Турция продолжит экспорт своей продукции, на которую имеется спрос со стороны российских партнёров, а также будет расширять с Россией торгово-инвестиционное партнёрство. «Турция четко заявляет о своем отношении к торговле с Россией», – подчеркнул Н. Олпак.
С политической точки зрения Турция в последнее время активно демонстрирует не только усталость от нежелания Вашингтона содействовать разрешению экзистенциальных для Турции проблем, но и противодействие политики США. Назовём ключевые «раздражители»:
- Курдский вопрос, который периодически обостряется, является серьёзной уязвимостью Турции, ибо курды, населяющие большие пространства восточной части Турции и не только, уже долгое время находятся под «протекторатом» США;
- Затягивание США поставок различного рода военной продукции. В частности, Турция уже несколько лет добивается от США поставки 40-а истребителей F-16, которую Вашингтон старался увязать с согласием Турции на членство Швеции в НАТО, но когда согласие было получено, вновь стал уклоняться от своих обещаний;
- Наличие баз США в Турции и активное наращивание присутствия американских войск в Европе. Кроме того, попытка переворота 2016 года, в организации которой тогдашний министр внутренних дел Турции обвинил США, также, заставляет лично Эрдогана быть осмотрительным;
- Хроническая неспособность США разрешить противоречия в Ираке, Ливии, Сирии, а также настоящее обострение палестино-израильского конфликта и связанного с ним противостояния в Персидском и Аденском заливах постоянно вынуждает Турцию беспокоиться о безопасности своих границ и терпеть прямые убытки от очередного политического кризиса;
- Неприятие «дипломатии ценностей», именно: поддержка прав человека, демократии и ЛГБТ по образцу государств Евросоюза, что вызвало в Турции ответную реакцию в форме роста националистических настроений, а также серьёзно повысило значение ислама (данный фактор выразился, например, возвращение храму-музею Святой Софии статуса мечети).
Настоящая совокупность политических причин, на наш взгляд, подготовила основательный фундамент, который вынуждает Турцию развивать многовекторную политику и не опираться только на страны Запада.
Почему Турция не может отказаться от России
Турецкая Республика имеет тесные экономические и внешнеполитические связи с нашей страной по следующим направлениям:
- Двустороннее энергетическое сотрудничество. Не для кого не секрет, что российская компания «Росатом» строит в Турции АЭС «Аккую» (4 энергоблока) общей стоимостью 20 млрд долларов США. Несмотря на открытое давление стран Запада, на станцию в апреле 2023 года была доставлена первая партия ядерного топлива. Россия также заинтересована в строительстве новой турецкой АЭС «Синоп». Кроме того, в 2020 году был введён в эксплуатацию «Турецкий поток» – газопровод суммарной мощностью 31,5 млрд м2 и протяженностью 930 км. Эти стратегические инфраструктурные проекты сами по себе вынуждают Турцию сотрудничать с Россией. На данный момент энергетическая сфера (атомная энергия, нефть, газ, электросети и сопутствующая инфраструктура) остаётся самой перспективной отраслью сотрудничества.
- Многостороннее энергетическое сотрудничество. Турция активно стремится стать «газовым» и «нефтяным» хабом – через территорию республики пролегают газопроводы из России, Азербайджана и Ирана, а также нефтепроводы из Ирака и Азербайджана, в системы которых танкерами поставляются углеводороды из стран Центральной Азии). Большинство таких трубопроводов проходят либо вблизи, либо непосредственно по территориям застарелых вооружённых и межэтнических конфликтов (например, нефтепровод из Ирака приходит по территориям Иракского Курдистана, а трубопроводы из Азербайджана – вблизи Нагорного Карабаха), что требует согласованных действий не только одной Турции, но и других внешних акторов, способных обеспечивать безопасность трубопроводов. На таком поприще зарекомендовали себя Иран и Россия, благодаря действиям которых в Сирии не было допущено разрастание конфликта. В связи с этим Турция также вынуждена учитывать тот факт, что односторонний разрыв отношений с Россией, приведёт к немедленному ухудшению взаимодействия с Ираном и росту угрозы безопасности всех трубопроводов, которые пролегают по территории республики.
- Общие экономические показатели. По данным Правительства России, По итогам 2022 года Турция заняла второе место среди внешнеторговых партнёров России, двусторонний товарооборот вырос почти в два раза – на 85,8% (общий показатель торговли составил 69,8 млрд долларов США), а в январе – октябре 2023 года (по сравнению с тем же уровнем прошлого года) российско-турецкий товарооборот увеличился на 49,8% в физическом объёме. В статистике Турции Россия также стабильно занимает ведущие позиции, уступая по показателям лишь Евросоюзу и КНР – за первые 10 месяцев 2022 года Россия являлась главным торговым партнёром республики по экспорту и 4-ым по импорту. Прибыльным для турецкой стороны являются в том числе поставки в Россию по параллельному импорту, что приносит экономике Турции дополнительной доход;
- Активность российских туристов в Турции. Ежегодно Турцию посещает более 5 млн российских туристов, что составляет порядка 20% всего турпотока, но главное в том, что туристы приносят немалый доход и валютную выручку турецкой экономике, которая отчаянно нуждается в стабилизации (в ноябре 2023 года Центробанк Турции повысил ключевую ставку до 40%, что свидетельствует об обвале турецкой национальной валюты). Так, только в 2019 году российские туристы оставили в Турции 3,5 млрд долларов.
Всё это не позволяет Турции подчиниться странам Запада и разорвать отношения с Россией. Наоборот, российско-турецкие контакты не только развиваются, но и адаптируются под новые реалии.
Как заявил заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак на 18-ом пленарном заседании Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, российская сторона видит положительную динамику и по многим другим направлениям двустороннего взаимодействия, в частности, здравоохранению, космосу, стандартизации, аккредитации, кадастрового учёта, сферы образования, спорта. Диалог осуществляется не только по линии посольств и профильных министерств и ведомств, но и между торгово-промышленными палатами отдельных турецких городов, различного рода ассоциациями производителей, деловыми советами и т.д.
Нам бы хотелось отдельно выделить деятельность росийско-турецкого делового совета (РТДС), который во многом и обеспечивает функционирование двусторонних экономических отношений. Данное объединение активно взаимодействует с турецким бизнесом (например, в ноябре 2023 года РТДС провёл круглый стол с рядом турецких бизнесменов), участвует в различных выставках и форумах (например, в международном бизнес-диалоге «Россия-Турция», который состоялся в сентябре 2023 года), поддерживает контакты с многочисленными ведомствами и организациями, в том числе с коллегами из Турецко-российского делового совета, с которыми крайняя встреча была проведена в августе 2023 года.
Таким образом, российско-турецкие экономические отношения сумели встроиться в изменившиеся международные условия, причём каждая из сторон диалога выиграла. Активно развивается взаимодействие не только по стратегическим топливно-энергетическим проектам, но и на уровне малых и мелких бизнес-структур, о чём свидетельствует весьма бурная деятельность институтов, призванных обеспечивать наиболее благоприятные условия взаимодействия между двумя странами.
Назар Курбанов, стажер-практикант Центра пространственного анализа международных отношений Института международных исследований МГИМО МИД России, специально для Нового Восточного Обозрения