Уже более года (с осени 2022 г.) Россия, высоко оценивая надежность Турции в качестве торгового партнера, предложила сформировать на турецкой территории газовый хаб для последующих продаж голубого топлива на мировые рынки.
Суть данного проекта сводится к тому, что после вывода из строя газопроводов «Северный поток – 1 и 2» благодаря диверсионным акциям западных спецслужб, потоки российского газа с северо-западного направления могли бы пойти на юг. При этом в Турции планируется формирование электронной площадки для согласования цен, исходя из конъюнктуры мирового рынка, и последующей торговли газа потребителям (прежде всего, европейцам) минуя политические разногласия.
Анкара поддержала данное предложение Москвы и взяла паузу для согласования правовых и организационно-технических вопросов. В итоге, турецкая сторона, исходя из географической логики, предложила территорию Восточной Фракии в качестве места дислокации газового хаба, формирования соответствующей технической инфраструктуры накопления и хранения голубого топлива и электронной площадки газового торга. В связи с разрушительным февральским землетрясением и всеобщими (парламентскими и президентскими) выборами, переговоры по газовому проекту объективно затянулись.
Между тем, как и во всяких подобных коммерческих проектах, стороны в ходе переговоров уточняют свои подходы в соответствии с финансово-экономическими интересами. Турция достаточно жесткий торговый партнер, которая знает себе цену и, как правило, претендует на максимум, дабы не утратить минимум. К тому же, последствия разрушительного землетрясения и неустойчивая ситуация в экономике диктуют для Анкары новые завышенные планки участия в перспективных проектах.
К этому следует добавить, что президент Р. Эрдоган весьма неплохо ориентируется в геополитической конъюнктуре, осознает экономическую востребованность реализации подобного проекта для России, оказавшейся под давлением западных санкций, находит возможность увязать транзит российского газа через Турцию с казахским и туркменским газом для реализации амбициозной программы тюркской интеграции.
В частности, Анкара полагает необходимым наполнение газового хаба из разных источников (стран). Это, по мнению турецкой стороны, позволит создать высокий объем импортного сырья, обезличить его национальный индекс и обойти политические интриги на пути последующего экспорта (в частности, продажи того же российского газа в Европу).
На данный момент в Турцию газ поступает из России, Азербайджана и Ирана. Соответственно, Анкара рассчитывает дополнить потенциальный список поставщиков такими ключевыми прикаспийскими странами, как Казахстан и Туркменистан. Последнее позволит Турции:
во-первых, выйти на богатый газовыми месторождениями Туркменистан, располагающий до 7% мирового газа, и не менее успешный в данном вопросе Казахстан (обе эти тюркские страны входят в Организацию тюркских государств – ОТГ в статусе члена и кандидата);
во-вторых, усилить свое энергетическое влияние на газовый рынок ЕС, что может в определенной мере способствовать интенсификации евроинтеграции Турции;
в-третьих, обеспечить более фундаментальную основу общетюркской интеграции в рамках ОТГ и системный выход Турции на центрально-азиатский рынок.
Между тем, пока продолжаются переговоры по уточнению параметров газового хаба (то есть электронной торговой точки) в Восточной Фракии, фактически через Турцию уже налаживается торговля российского газа на внешние рынки (в том числе, в Европу). Трейдеры покупают русский газ в Турции и перепродают его в ЕС (например, в ту же Болгарию).
Во всех торговых сделках ключевым вопросом выступает цена товара. Соответственно, параметры ценового взгляда Москвы и Анкары могут значительно отличаться. Россия заинтересована максимально поднять объемы экспорта газа в Европу после подрыва газопроводов «Северный поток», снижения транзита газа через территорию Украины и приостановки газопровода «Ямал – Европа». Учитывая высокий потенциал объемов газа для увеличения экспортных поставок, России выгодно за короткое время создать дополнительную инфраструктуру в той же Турции, чем строительство альтернативных и протяженных маршрутов газопроводов в тот же Китай.
Вместе с тем страны ЕС, пребывающие под давлением США, пока не демонстрируют особой заинтересованности в дополнительных объемах поставок газа из РФ по трубопроводам. Европейцы охотно скупают сжиженный природный газ (СПГ), в том числе и российский.
Турция в данной ситуации пытается сохранить положение статус-кво по проекту газового хаба и продавать востребованные объемы российского газа в ту же Европу без особой огласки. При этом Анкара старается найти новых газовых поставщиков (в частности, в лице вышеназванных тюркских стран Центральной Азии – Казахстана и Туркменистана).
Фактически Турция становится реальным энергетическим хабом для Европы, через которую осуществляются поставки газа и нефтепродуктов на европейский рынок. Так, по итогам трех кварталов 2021 г. поставки нефтепродуктов из России в Турцию составили 4,86 млн т, в 2022 г. за те же первые три квартала – 5,06 млн т, а за аналогичный период в 2023 г. этот объем достиг 12,84 млн т. (то есть практически за два года экспорт увеличился в 3 раза). Соответственно, экспорт нефтепродуктов из Турции в ЕС за первые три квартала 2021 г. составлял 3,71 млн т, а к сентябрю 2023 г. вырос до уровня 8,24 млн т. Стало быть, европейцы увеличивают закупки российских нефтепродуктов через Турцию в обход «санкциям».
Турции выгодно импортировать новые объемы газа и нефтепродуктов из России для последующего экспорта в ту же Европу. Что же касается газового хаба, то здесь Анкара рассчитывает не просто сформировать электронную торговую площадку, а фактически диктовать ценообразование продаваемого газа на внешние рынки.
Торговля газа через хаб по идее должна обнулить возможность манипуляций со стороны западных политиков. Турция нацелена получить в данном проекте статус «логистической сверхдержавы», а последующие поставки недорогого российского газа в Европу осуществлять при обязательном условии отсутствия прямых контактов между «Газпромом» и ЕС, то есть с исключением каких-либо политических предусловий по части торговли газом. Для этого Анкара и добивается увеличения списка поставщиков газа помимо России, Азербайджана и Ирана. Излишек газа якобы обезличивает конкретного продавца.
Между тем, реализация турецких планов выхода на казахский и туркменский газ может привести к ситуации, когда Анкара поставит перед «Газпромом» более жесткие условия (например, 25% скидки и/или рассрочка платежей на год). Сегодня общий объем поступающих через газопроводы в Турцию голубого топлива составляет 82,5 млрд куб м в год, где российский газ достигает 47,5 млрд куб м. Самой же Турции для внутреннего потребления нужно порядка 40 млрд куб м газа. Соответственно, в случае 100% загрузки газопроводов у Турции остается 42,8 млрд куб м газа в год для экспорта в ту же Европу.
Как будет развиваться история с проектом газового хаба – покажет время. Понятно, что налаживание новых поставок газа через Турцию в Европу из тюркских стран Центральной Азии, во-первых, потребует времени и немалых финансов; во-вторых, может упереться в геополитические разногласия как с Россией, так и Ираном; в-третьих, будет зависеть от последующей региональной и глобальной мировой конъюнктуры (разрешения российско-украинского, армяно-азербайджанского и палестино-израильского кризисов).
При этом в Турции должны осознавать, что после разрешения вопросов с Украиной, естественно, поменяется международный климат и в отношениях между Россией и зависимой от внешнего сырья Европой. Окрепшая Россия с динамично развивающейся экономикой обесценит не только роль и место США в мировых делах, но и американские санкции, что вынудит тот же ЕС восстановить взаимовыгодные торгово-экономические отношения с Москвой. Следовательно, долгие размышления (а тем более, неуместные условия) со стороны Турции в части газового проекта могут привести к потере интереса России к турецкой электронной площадке.
Как говорится, время не только деньги, но и дороже денег…
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»