10.01.2024 Автор: Виктор Михин

Красное море: очередной просчет недальновидных США

Красное море: грузоперевозки

Все большее число мировых судоходных компаний приостанавливают поставки через Красное море на фоне участившихся нападений йеменских военно-морских сил «Ансарулла». Это, в частности, произошло после того, как США объявили о создании «военного альянса для противодействия атакам», что вызвало вопросы относительно того, насколько это удастся и легитимно ли это? Вашингтон, как всегда, влез своими неуклюжими действиями в регион Красного моря, который находится за десятки тысяч километров от США и попытался «узаконить» морские перевозки, прежде всего в интересах Израиля.

Среди последних компаний, объявивших о временном прекращении судоходства из Баб-эль-Мандебского пролива в Суэцкий канал, который охватывает Красное море, нефтяной гигант British Petroleum (BP). «В свете ухудшающейся ситуации с безопасностью судоходства в Красном море BP решила временно приостановить все транзитные перевозки через Красное море» — заявили в фирме. Решение BP последовало по стопам крупнейшей в мире контейнерной компании MSC, базирующейся в Швейцарии, которая заявила, что будет избегать Суэцкого канала после того, как силы «Ансаруллы» атаковали одно из их контейнеровозов. «Пока проход по Красному морю не станет безопасным, суда MSC не будут проходить через Суэцкий канал в восточном и западном направлениях. Уже сейчас некоторые рейсы будут перенаправлены вместо этого через мыс Доброй Надежды», — сообщили в MSC. Другая крупная судоходная группа, базирующаяся в Дании Maersk, приостановила плавание своих контейнеровозов в акватории до дальнейшего уведомления. Другие судоходные гиганты, такие как Hapag-Lloyd, подвергшаяся нападению на одно из своих судов, присоединились к списку, заявив: «В настоящее время мы направляем суда вокруг мыса Доброй Надежды». Все больше фирм уведомляют все суда, которые планируют пройти через Баб-эль-Мандебский пролив, приостановить свои рейсы до дальнейшего уведомления.

«Ансарулла», поддерживающая палестинское сопротивление в войне Израиля с Газой, поклялась «нападать на все суда, которые направляются к оккупационному режиму и из него». Движение совершило серию нападений на суда в Красном море, а также запустило беспилотники и ракеты, нацеленные на израильские военные объекты на оккупированных палестинских территориях. Атаки также усилили давление на другие компании, все еще предоставляющие морские перевозки израильскому режиму. Эксперты говорят, что продолжающиеся нападения «Ансаруллы» на связанные с Израилем суда в Красном море приведут к тому, что все больше судоходных компаний прекратят свой проход через Красное море.

Перебои на море также были вызваны ростом мировых цен на нефть, который оценивается примерно в 3%, а также нежеланием в данной ситуации многих мировых компаний пользоваться услугами Суэцкого канала. Как известно, Канал является ключевым маршрутом мировой торговли, в частности, для транспортировки нефти, зерна и товаров народного потребления. Около 15% мирового судоходства проходит транзитом через Канал, кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией. Все суда, которые хотят пройти через канал, должны прокладывать свой путь через Красное море и, что особенно важно, через жизненно важный Баб-эль-Мандебский пролив, небольшую полоску Красного моря, отделяющую Йемен от Джибути и Эритреи. Нарушение нормальных торговых потоков приведет к росту цен и задержкам, что только продлит срок действия сбоев, поскольку различные маршруты доставки увеличат время пути судна на тысячи километров.

По сообщениям, компании вместо этого совершают плавание вокруг Африки, что обычно увеличивает расстояние судна почти на 5000 километров. Это может занять еще дополнительные 14 дней, пока груз достигнет места назначения, и повысить стоимость доставки для потребителей. «Взносы по страхованию от военных рисков, естественно, растут, но по мере того, как суда перенаправляются вокруг Африки, поставки будут сокращаться, поскольку грузы путешествуют дольше», — сказал Reuters генеральный директор Frontline Ларс Барстад. «Это окажет сильное давление на ставки в сторону повышения». Генеральный директор Freightos Цви Шрайбер отметил: «Для судов, направляющихся к (израильскому режиму) из Азии, маршрут вокруг Африки значительно длиннее — около 7000 морских миль и 10-14 дней — чем через Суэцкий канал. Этот маршрут также сопряжен с более высокими затратами на топливо».

Суда, которые на данный момент все еще швартуются в крупнейших портах режима Ашдод на юге и Хайфа на севере, отключили свои транспондеры слежения, чтобы избежать обнаружения, сообщили источники во многих судоходствах. «Операторы судов, которые заходили или планируют заходить в израильские порты, должны ограничить доступ к информации», — говорится в рекомендации, выпущенной ведущими мировыми ассоциациями судоходства. «Опубликованная информация может быть использована «Ансаруллой».

Стоимость доставки товаров израильскому режиму морем выросла в последние дни, поскольку некоторые контейнерные линии прекращают работу, в то время как другие вводят новые надбавки, усиливая давление на цепочку поставок Тель-Авиву на фоне его беспощадной войны с Газой, сообщили источники во многих судоходных компаниях. Израильский режим, экономика которого зависит от морской торговли, пока не информировал, покроет ли он дополнительные транспортные расходы.

Выступая в Бахрейне, где находится штаб-квартира ВМС США в Западной Азии, министр обороны США Ллойд Остин торжественно объявил о создании многонациональной военной коалиции для «защиты вод Красного моря». Военные корабли США к которым присоединяться их сателлиты из Великобритании, Бахрейна, Канады, Франции, Италии, Нидерландов, Норвегии, Сейшельских островов и Испании, по идее будут регулярно патрулировать воды Красного моря и тем самым попытаться наладить поставки морским путем товаров в Израиль, который в настоящее время с помощью тех же США уничтожает мирное население сектора Газы.

Официальный представитель «Ансаруллы» Мухаммад Абдель Салам подчеркнул, что сформированная США коалиция направлена на защиту израильского режима. «Это не помешает Йемену продолжать свои законные операции в поддержку палестинцев Газы, подчеркивая, что тот, кто стремится расширить конфликт, понесет последствия», — отметил Абдель Салам. В заключение он сказал, что «точно так же, как Америка позволила себе поддержать режим, народы региона имеют полную законность поддерживать палестинцев, а Йемен взял на себя обязательство отстаивать права палестинцев и великую несправедливость в Газе».

Эксперты отметили, что точно так же, как «Ансарулла» атаковала коммерческие танкеры, направляющиеся к израильскому режиму, движение также атаковало американские военные корабли беспилотниками и ракетами. Альянсу во главе с США будет очень сложно остановить атаки «Ансаруллы». Дальнейшая милитаризация Красного моря не принесет безопасности региону, поскольку «Ансарулла» может повысить уровень своих атак. Это не обеспечит защиту, необходимую для швартовки судов в израильских портах, и скорей всего, окажет еще большее давление на израильский режим, чтобы он прекратил войну с Газой.

Аналитики считают, что это также может привести к расширению войны. Если США нанесут удар по территории Йемена, а «Ансарулла» начнет ответные атаки, в обозримом будущем ни одно судно не будет заходить в Красное море. Кроме того, война с Йеменом является маловероятным вариантом, потому что США вместе со своими арабскими союзниками уже вели смертельную войну с «Ансаруллой», но безрезультатно. Во время своей военной кампании против Йемена Саудовская Аравия пользовалась мощной и всесторонней поддержкой США, но не смогла выиграть эту войну, и поэтому Пентагон не новичок и не победитель в йеменской войне. Американцы прекрасно знают, что война в Йемене — это не вариант, учитывая доблесть йеменцев, непопулярность США в регионе и большую отдаленность Красного моря от Американского континента.

Видимо поэтому уже сейчас в США много скептических голосов, высказывающихся против новых военных действий в далеком Красном море. А в мире задаются вопросом, если США позволительно накладывать санкции против множества стран мира и даже на тех, кто торгует с ними, попавшими в американский «черный список», то почему йеменцам из «Ансарулла» непозволительно помочь своим братьям по вере, которые с помощью тех же США зверски уничтожаются в Газе?

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: