27 ноября 2023 года стало известно о начале строительства в Казахстане новой железной дороги. Строительство ведётся в самой южной области страны – Туркестанской. Длина возводимого участка (станции Дарбаза-Мактаарал) составляет 152 километра, что сложно назвать масштабным проектом для такой большой страны, как Казахстан. В рамках второго этапа проекта предполагается соединение новой ветки железной дороги с железнодорожной сетью Узбекистана через пограничную станцию Жетысай.
Как отмечает президент республики К-Ж. Токаев, данный проект нацелен на развитие не только транспортного, но и транзитного потенциала страны. Это говорит о том, что в планы освоения новой дороги заложены возможности её использования в рамках международных транзитных коридоров, проекты которых весьма активно появляются в Центральной Азиии в за последние 10 лет. Расширение транзитного потенциала представляется для Казахстана весьма востребованной задачей: через страну уже сейчас проходит половина всего объёма грузов, доставляемых железнодорожным транспортом по маршруту «Китай-Европа». 2023 год в этом плане стал весьма показательным: за первые десять его месяцев объём транзитных перевозок через Казахстан, по данным министерства транспорта страны, вырос на 19%. Тем не менее ряд новых транзитных коридоров в рамках наиболее перспективного евразийского маршрута «Китай-Европа» проходят мимо республики – в частности, через Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. В связи с этим особую значимость для реализации транзитного потенциала Казахстана представляют перспективные коридоры «Север-Юг», призванные связать Россию со странами региона, а также государствами Южной Азии. И действительно, при взгляде на карту наиболее перспективных транзитных проектов региона, равно как и уже существующих железнодорожных линий, обнаруживается целый ряд новых возможностей, создаваемых рассматриваемой в данной статье дорогой – как для Казахстана, так и для ряда других государств.
Прежде всего, железная дорога «Дарбаза-Мактаарал» значительно оптимизирует поток грузов между Казахстаном и Узбекистаном. В настоящее время он почти полностью обеспечивается за счёт пограничной стыковой станции Сарыагаш, через которую проходит львиная доля всего объёма грузов, проходящих через государственную границу двух стран. Этот объём, в свою очередь, весьма значителен: так, за первые 10 месяцев 2023 года через границу было перевезено почти 26 миллионов тонн грузов (что на 16% больше, чем по итогам прошлого года). Этот показатель уже сейчас весьма близок к предельной пропускной способности нынешней железнодорожной линии, соединяющей две страны.
Однако, загруженность пограничной стыковой станции не является единственной проблемой в данном вопросе: минуя государственную границу, железная дорога почти сразу упирается в железнодорожный узел столицы Узбекистана – город Ташкент. Учитывая размеры столицы Узбекистана (а это крупнейший мегаполис Центральной Азии с крупнейшей агломерацией), а также её расположение на пересечении крупнейших международных железнодорожных маршрутов региона (Казахстан-Узбекистан-Таджикистан-Афганистан, Китай-Кыргызстан-Узбекистан), значительной проблемой становится и чрезмерная загруженность узбекистанского участка ныне существующей дороги Кызылорда-Шымкент-Ташкент. И в этой ситуации новая железная дорога, возводимая в Казахстане, способна перераспределить эту нагрузку: она идёт в обход ташкентского железнодорожного узла, проходя западнее города почти прямой линией.
Рассмотренная выше особенность пролегания новой железнодорожной магистрали делает её востребованной для международного транзита по целому ряду направлений: Так, для Казахстана новый участок дороги станет частью наиболее удобного и короткого маршрута между центральной частью страны и Туркменистаном, а также Ираном. Помимо этого, новая железнодорожная линия повысит пропускную способность и снизит время в пути по маршрутам «Север-Юг», в которых Казахстан может сыграть роль наиболее эффективной страны-транзитёра: так, железная дорога Дарбаза-Мактаарал может расширить возможности железнодорожного транзита из России в Узбекистан и Афганистан в рамках международных коридоров CAREC 6b и CAREC 6с. Также, новый участок дороги может упростить доступ к иранским портам Персидского и Оманского заливов для части Поволжского, а также Уральского и Волго-Вятского экономических районов Российской Федерации, а , учитывая недавнее возобновление работ над железной дорогой Узбекистан-Афганистан-Пакистан – и к портам Аравийского моря.
Таким образом, новый железнодорожный участок «Дарбаза-Мактаарал», несмотря на свою незначительную в евразийских масштабах протяжённость, сумеет после ввода в эксплуатацию сыграть значимую роль в оптимизации двух и многосторонних транспортных коридоров, выгоду от которых потенциально может получить целый ряд государств – начиная от непосредственно Казахстана и Узбекистана и заканчивая Россией, Туркменистаном, Ираном, а также Афганистаном и Пакистаном.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».