28 ноября Казахстан посетил Д. О’Салливан – специальный посланник Европейского Союза по санкциям. Он же 29-30 ноября провёл в Ташкенте, в рамках последовавшего сразу после убытия из Астаны визита в Узбекистан.
Публично оглашённой целью двух визитов стало «обсуждение перспектив торгово-экономического сотрудничества с Европейским Союзом». Фактически же посланником была проведена беседа с руководством двух стран на предмет качества соблюдения ими санкционного режима против Российской Федерации.
Стоит отметить, что визиты данного высокопоставленного господина в крупнейшие страны Центральной Азии начинают обретать регулярный характер: так, он уже посещал Казахстан и Узбекистан в апреле этого же года, и обсуждал тот же самый спектр вопросов. Также, в марте этого года он навещал и Бишкек.
Новый визит подозрительным образом совпадает с актом продления членства Узбекистана (и ряда других стран) в системе торговых преференций ESP+ до 2027 года, о котором представители Европейского Союза объявили 23 ноября 2023 года – накануне визита. Однако «пряник» в воспитательном арсенале европейских чиновников не существует без «кнута» — 15 ноября этого года, в рамках обсуждения 12го по счёту пакета антироссийских санкций было объявлено о планах ЕС ввести санкции «против 30 компаний из Узбекистана, Казахстана и Сингапура». Напомним, что ещё в июне этого года, в ходе встречи «Европейский Союз- Центральная Азия», Глава Евросовета Шарль Мишель заверял лидеров пяти стран Центральной Азии, что Евросоюз не будет вводить санкции в случае нарушения в их странах введённых против России ограничений. «Глупость или измена?» — определить весьма сложно.
«Подвязали» визит европейского ревизора и к проведению в Ташкенте международного инвестиционного форума, на котором достаточно широко были представлены компании из стран ЕС. Такой «витриной» перспективного и взаимовыгодного партнёрства, вероятно, предполагалось оказать моральное давление на руководство республики.
Амбиции европейского эмиссара, стоит отметить, весьма искажённо интерпретируют реальное положение дел в экономических связях в регионе, равно как и торгово-экономические интересы стран Центральной Азии.
Так, по информации национальной статистической службы Узбекистана, за первую половину 2023 года торговый оборот республики с Россией составил 5 миллиардов 200 миллионов рублей (15% от объёма всей внешней торговли). И это без учёта новых соглашений о поставке в Узбекистан нефти и газа из России, львиная доля которых была подписана позднее.
В это же время крупнейшие торговые партнёры республике из Европейского Союза – такие, как Германия и Франция (другие по этому показателю не дотянулись даже до Афганистана), в сумме произвели внешнеторгового обмена с республикой на 1.1 миллиарда долларов (около 3% от всей внешней торговли Узбекистана). Надо признать, что экспорт Узбекистана в Европу действительно растёт – в 2019-2023 годы он вырос в 4 раза – однако он по-прежнему не превышает 450 миллионов евро, и с рядом европейских стран (в особенности с Германией) сохраняется колоссальный дисбаланс внешней торговли – Узбекистан ввозит из ФРГ в 10 раз больше, чем продаёт ей. Тем не менее, стоит также понимать и то, что если относительно близкая к республике Россия никуда не денется, то географически удалённый от Центральной Азии ЕС гарантирует Узбекистану свои привилегированные условия для экспорта только до 2027 года, то и дело грозясь ввести санкции против узбекских фирм.
Получается, что Европейский Союз действительно верит в то, что Узбекистан будет «по указке» вводить ограничения в адрес близкого торгового партнёра, на которого приходится 15% внешнеторгового оборота страны, ради неких преференций в рамках 3% его внешней торговли с другой частью света? Можно ли сказать, что принуждение Узбекистана соблюдать экономические санкции, которые введены ЕС в обход уполномоченной на их ввод ООН, является для него приемлемым? Или же речь всё-таки идёт о навязывании своей политической воли суверенному государству — с целью укрепления своих позиций в его внешней торговле, и вопреки объективным интересам этого самого государства?
О’Салливан, будто понимая подобный характер своих визитов, объясняется перед коллегами из Узбекистана и Казахстана, заявляя об «Отсутствии угроз» в его риторике, а также в целях визита. Хотя, конечно, разумный наблюдатель сможет без труда заметить в этом тезисе притворное лукавство.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».