04.12.2023 Автор: Константин Асмолов

По итогам визита в Сеул госсекретаря США: новый виток антироссийского давления

Визит в Сеул госсекретаря США

8 ноября госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Сеул из Токио, где он участвовал во встрече министров иностранных дел «Большой семёрки». Это был первый визит главы госдепартамента США в Сеул с момента прихода к власти администрации Юн Сок Ёля в мае 2022 года. В последний раз Блинкен посещал Сеул в марте 2021 года для участия во встрече министров иностранных дел и обороны двух стран, и в 2023 г. визит министра обороны Ллойда Остина последовал вскоре – но о нем и его итогах мы поговорим отдельно.

Программа визита

Еще 2 ноября помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Дэниел Критенбринк заявил, что дискуссии в Корее будут «сосредоточены на рассмотрении последствий военного сотрудничества КНДР и России для безопасности, расширенного сдерживания и совместного экономического роста».

Напомним: Сеул и Вашингтон «подозревают», что Пхеньян предоставил Москве более 1 миллиона артиллерийских снарядов, а у России высоки шансы передать взамен ядерные технологии и технологии производства баллистических ракет.

Первым, с кем встретился госсекретарь США, был начальник Управления национальной безопасности администрации президента Р. Корея Чо Тхэ Ён. Как сообщается, обсуждались актуальные проблемы развития альянса двух стран, региональной и глобальной повестки. Однако главным вопросом было российско-северокорейское взаимодействие. Блинкен решительно осудил провокационные действия Пхеньяна на Корейском полуострове, предоставление Севером военной техники и боеприпасов России для использования их против Украины, а также военную помощь, оказываемую России КНДР. С другой стороны, он подчеркнул необходимость поддержки Украины и выразил РК благодарность за её вклад в этом деле. Также Блинкен подтвердил «непоколебимую приверженность Вашингтона своим обязательствам по защите Сеула». Обе стороны также обсудили важность сотрудничества в решении глобальных проблем, включая нестабильность на Ближнем Востоке.

9 ноября Блинкен встретился с министром иностранных дел РК Пак Чином. Главы внешнеполитических ведомств двух стран обсудили вопросы функционирования военного альянса Сеула и Вашингтона, экономической безопасности, северокорейские, региональные и глобальные проблемы.

Конкретнее, стороны «говорили о дальнейших действиях, которые наши страны могут предпринять с партнерами, чтобы усилить давление на Москву с целью не передавать военные технологии КНДР в нарушение многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН».

Перед переговорами с Паком Блинкен нанес визит вежливости президенту РК. Юн Сок Ель пригласил госсекретаря США на обед, во время которого сказал, что «за последний год глобальный всеобъемлющий стратегический альянс между Южной Кореей и Соединенными Штатами был прочно установлен», отметив, что Блинкен сыграл в этом большую роль. «Сейчас такое время, когда лидерство США становится все более важным из-за нестабильности на Ближнем Востоке, а также проблемы Северной Кореи и ее ядерной программы и войны на Украине», — сказал Юн. «Как союзник Соединенных Штатов, Южная Корея будет тесно сотрудничать с Соединенными Штатами для защиты основных ценностей и укрепления международного порядка, основанного на правилах». Блинкен ответил, что внешняя политика США по-прежнему сосредоточена на Индо-Тихоокеанском регионе, и Вашингтон намерен и далее укреплять свой союз и стратегическое партнерство с Сеулом. А также выразил Юну свое уважение за то, что он способствовал прогрессу в южнокорейско-японских отношениях и в трехсторонних отношениях между Южной Кореей, США и Японией.

О чем говорили и что декларировали?

Основным источником информации оказывается совместная пресс-конференция Энтони Блинкена и Пак Чина, тем более что визит не сопровождался подписанием каких-либо соглашений и документов. Выдержка по основным затронутым темам выглядит так.

Нерушимый альянс. По словам Пака, Блинкен – «старый добрый друг Кореи», и чем небезопаснее обстановка на фоне «глобального поликризиса» на Украине и Ближнем востоке, тем прочнее становится альянс РК и США, устремленный в будущее и выходящий за рамки военной безопасности,

 РК, Япония, Австралия и Новая Зеландия в настоящее время являются регулярными и активными участниками совещаний НАТО, и «как сказал президент Юн, европейская и Индо-Тихоокеанская безопасность теперь действительно неделимы».

Во время саммита в Кэмп-Дэвиде три страны решили институционализировать сотрудничество между тремя странами. Теперь Республика Корея и Соединенные Штаты будут постоянно наращивать свои расширенные возможности по осуществлению сдерживания ядерной угрозы Северной Кореи, которая была названа Паком «самой большой угрозой безопасности среди трех стран». Вашингтонская декларация неукоснительно выполняется. Так, — создана Корейско-американская консультативная группа по ядерным вопросам, а в сентябре впервые состоялась встреча на уровне вице-министров EDSCG РК и США. Также, впервые за 40 лет, заход в порт Кореи совершила американская ПЛАРБ, и приземлился стратегический бомбардировщик, «повысив регулярную видимость стратегических объектов США». Обмен информацией в режиме реального времени тоже чрезвычайно важен.

В рамках концепции «глобальной Кореи» две страны обязались решать глобальные нерешенные проблемы за пределами Корейского полуострова. Однако, описание глобальных проблем разнится. На Ближнем Востоке — с одной стороны, по словам Пака, «мы решительно осуждаем неизбирательные нападения на Израиль», с другой, «необходима гуманитарная пауза» из-за жертв среди гражданского населения, и решать израильско-палестинскую проблему будут, «руководствуясь принципом сосуществования двух государств». При этом, по словам Пак Чина, РК «внимательно следит за ситуацией на Ближнем Востоке, полагая, что кризис на Ближнем Востоке может иметь отношение к ситуации с безопасностью на Корейском полуострове»., и буде связь между КНДР и ХАМАС с точки зрения оружия и тактики подтвердится, Север должен быть соответственно осужден.

Северокорейская тема. КНДР «настоятельно призывают» немедленно прекратить все что можно, включая запланированный запуск ее «так называемых спутников», и вернуться на путь денуклеаризации. Кроме того, Республика Корея и США по прежнему привержены сдерживанию ядерных и ракетных разработок КНДР: «В партнерстве с сообществом наций незаконные потоки доходов Северной Кореи будут более активно блокироваться».

Что же касается межкорейского военного соглашения, то «это, очевидно, соглашение между Республикой Корея и КНДР, но это то, что обсуждалось здесь сегодня. Мы проводим консультации по этому поводу, и министр обороны Остин будет в Корее в эти выходные, и я знаю, что он продолжит эти разговоры». Так Вашингтон умывает руки – решать, расторгать или нет, Сеул будет сам.

Осуждение России и ее предполагаемого военного сотрудничества с КНДР Пак заявил, что «военное сотрудничество между Россией и КНДР является вопиющим нарушением резолюций СБ ООН, а также серьезной угрозой всему миру». Блинкен тоже выразил озабоченность «по поводу растущего и опасного военного сотрудничества КНДР с Россией. Соединенные Штаты высоко оценивают четкое послание, с которым президент Юн выступил на Генеральной Ассамблее ООН о рисках такого сотрудничества». В ответах на вопросы журналистов Блинкен повторил, что «КНДР предоставляет военную технику (прим авт – техники, а не снарядов!!) России для продолжения ее агрессии против Украины, но мы также видим, что Россия предоставляет технологии и поддержку КНДР для ее собственных военных программ». Здесь важно два момента. во-первых, на деле недоказанная информация была озвучена Блинкеном как непреложный факт. Во-вторых, Вашингтон «подтвердил» не только поставки КНДР военной техники и оружия РФ, но и оказание российской стороной технической поддержки развития военных программ Северной Кореи, на что не было даже косвенных улик.

В итоге стороны договорились «о дальнейших действиях, которые наши страны могут предпринять совместно с партнерами, чтобы усилить давление на Москву с целью не передавать военные технологии КНДР в нарушение многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН». Речь пойдет о выявлении попыток РФ приобрести оружие у Северной Кореи, а также тщательном отслеживании технической и технологической помощи Пхеньяну со стороны Москвы; а равно – тех шагах, которые Вашингтон и Сеул могут предпринять в интересах оказания давления на РФ, чтобы гарантировать отсутствие передачи в КНДР российских военных технологий. Посмотрим, насколько удачно получится «выявлять, разоблачать и противодействовать попыткам России приобрести военную технику у КНДР и любого государства, которое готово поддержать ее действия на Украине»

Заметим, что еще во время министерской встречи в Токио Блинкен и другие участвующие министры «решительно осудили неоднократные запуски баллистических ракет Северной Кореей, а также поставки оружия из Северной Кореи в Россию, которые напрямую нарушают соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН ..

Китай и КНДР. Здесь можно отметить довольно любопытную стратегию. С одной стороны, Китай призвали играть конструктивную роль, высказав предположение о недовольстве КНР углублением взаимодействия КНДР и РФ в военной сфере. По мнению Пака и Блинкена, разработка Севером ЯО и средств доставки, а также «растущая близость между этими двумя странами и сделки с оружием между этими двумя странами — это не то, что хотел бы видеть Китай».

Блинкен отметил, что, «у Китая уникальные отношения с Северной Кореей«, и Пекин должен «заставить Пхеньян отказаться от своих безответственных и опасных действий». «Южная Корея и США приложат усилия, чтобы убедить Китай сыграть свою роль в предотвращении совершения этих опасных транзакций«, — добавил Пак. В общем, Китаю необходимо на короткое время ввести санкции против КНДР и тем самым «убедить Северную Корею прекратить провокации и вернуться к диалогу».

С другой стороны, «международное сообщество, включая Республику Корея и США, глубоко обеспокоено принудительной репатриацией северокорейских беженцев», и тут тоже имеется в виду Китай.

С третьей стороны, в речи Пака был интересный пассаж: «США работают над ответственным управлением своими отношениями с этой страной, и РК решительно поддерживает это начинание, стремясь «развивать здоровые, зрелые корейско-китайские отношения. Это было разъяснено американской стороне». Таким образом, Сеул продолжает пытаться сохранить на этом направлении свободу рук, хотя официально Блинкен отметил «стратегическое сближение наших стран в нашем общем подходе к Китаю, в том числе в отношении Южно- и Восточно-Китайского морей и Тайваньского пролива» 

Что по этому поводу сказали в КНДР

Северная Корея подвергла критике визиты госсекретаря и министра обороны США еще до их начала.

«Провокационное поведение США создаёт впечатление, что фанатики войны приступили к инспекции в связи со второй Корейской войной»,- говорилось в комментарии северокорейского международного обозревателя Ким Мён Чхоля под названием «Конфронтационный визит незваных гостей, сгущающий новые тучи войны над Корейским полуостровом и АТР»,

Ким указал, что США находятся в плачевном положении, и «новый геополитический кризис, ускоряющий конец США в АТР, или нет — это всецело зависит от действия США», которые заняты укреплением альянса против «антиамериканских самостоятельных стран»

11 ноября представитель МИД КНДР опубликовал заявление для печати, в котором указал, что «безответственные и провокационные высказывания и действие Блинкена только обостряют опаснейшую военно-политическую напряженность на Корейском полуострове и в регионе, более того не окажут никакую помощь США в снятии их «озабоченности».

Если госсекретарь США действительно озабочен безопасностью РК и ситуацией на Украине, то ему надо уделять большое внимание и озабоченности безопасностью КНДР и РФ, а ежели он беспокоится о международном режиме нераспространения, Блинкену следует учесть тревогу международного сообщества по поводу двойных стандартов СБ ООН и политики США по «совместному использованию ядерного оружия» вместе с союзниками. Единственный путь для снятия источника «озабоченности» США, — отказ от враждебной политики и менталитета холодной войны в отношении КНДР и России

В Пхеньяне подчеркнули, что отношения дружбы и сотрудничества между РФ и КНДР, нацеленные на достижение независимости, мира и дружбы, продолжат устойчиво развиваться и укрепляться вне зависимости от того, кто и что говорит. Вашингтону же рекомендовано «привыкать к новой реальности во взаимоотношениях Москвы и Пхеньяна».

Внешнеполитическое ведомство Северной Кореи определило КНДР, Китай и Россию в качестве «независимых и суверенных государств», отношения сотрудничества между которыми играют ключевую роль в защите мира и стабильности на Корейском полуострове, в регионе и во всём мире. Подчёркнуто, что любые попытки США и их последователей разрушить мир и стабильность столкнутся с мощным и скоординированным ответом со стороны «независимых и суверенных государств». В качестве единственного способа снятия «озабоченности» американской стороны назван отказ США от проведения враждебной политики и менталитета «холодной войны» по отношению к России и КНДР, а также прекращение политических провокаций, военных угроз и стратегического давления.

Что в итоге?

Что можно сказать по итогам визита? Значительная часть риторики Блинкена была антироссийской, и автор считает, что этот визит был частью кампании давления на Сеул, направленной, а смену его политики по украинскому вопросу. Очевидно, что без южнокорейских снарядов (американские уже кончились) Киев неспособен осуществить «контрнаступ» и не случайно американские обвинения Москвы и Пхеньяна начались как раз в июле-августе 2023 г., когда недостаток снарядов стал очевиден. Так и не доказанный, но озвученный на высоком уровне тезис об оружейной сделке РФ и КНДР используется для того, чтобы убедить Сеул в том, что раз Север помогает РФ, Юг вправе помогать Украине.

Однако, выражая солидарность с США по северокорейскому направлению, Сеул снова «упустил возможность перейти красную линию». О чем говорили Блинкен и Юн во время «визита вежливости» информации мало, а на обеде были только церемониальные речи. Большая пресс-конференция Блинкена и Пака тоже не заменяет итогового документа.

По сравнению с визитом министра Остина, где близость сторон по северокорейскому направлению была куда заметнее (повторюсь, об этом будет один из следующих текстов автора), визит Блинкена показывает, что несмотря на проамериканский курс, Юн Сок Ель старается обеспечить себе свободу рук на российском и китайском направлениях. Вопрос, однако, сколько он продержится.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: