EN|FR|RU
Социальные сети:

Есть ли решение палестинской проблемы после окончания войны в Газе?

Виктор Михин, 03 декабря

война против сектора Газа

Под предлогом уничтожения ХАМАС главной целью Израиля в его войне против сектора Газа, как свидетельствуют неоднократные выступления израильского руководства, остается уничтожение и изгнание мирных палестинцев, а затем включения палестинской территории в состав Израиля. В связи с этим Арабский мир стоит перед непростым выбором в отношении послевоенных договоренностей. На своей однодневной встрече на высшем уровне в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде арабские лидеры должны были четко сформулировать свой ответ на жестокую агрессивную войну Израиля против Газы и угрозы более широкого регионального конфликта.

Арабский саммит, созванный Палестинской администрацией (ПА), должен был стать первым таким крупным мероприятием с тех пор, как Израиль начал свое жестокое наступление на Газу. Ожидалось, что присутствующие лидеры выработают арабскую стратегию урегулирования кризиса в Газе, поскольку Израиль продолжает свое стремление захватить полный контроль над сектором в заявленной попытке уничтожить возглавляемую ХАМАС власть. Они также должны были собраться вместе, чтобы наметить курс на “послезавтра” в Газе, как только там закончатся боевые действия, включая ожидаемый вакуум власти в Секторе и последствия широко ожидаемого массового исхода палестинцев, спасающихся от массированной израильской кампании.

Однако Саудовская Аравия, принимающая страна, внезапно объявила, что вместо этого будет проведен символический арабо-исламский саммит лидеров, чтобы попытаться выработать всего лишь “общую позицию” по отношению к “опасным и беспрецедентным событиям” в Газе. В результате именно этот совместный Саммит стал центральным элементом дипломатического ответа на войну. В своем заключительном коммюнике присутствующие арабские и мусульманские лидеры призвали лишь к немедленному прекращению огня, прекращению осады Газы и разрешению доставки гуманитарной помощи в Сектор.

Что касается более широких вопросов, то лидеры 57 арабских и исламских стран на Саммите все же подтвердили свою поддержку права палестинцев на самоопределение и государственность в соответствии с принципом сосуществования двух государств в израильско-палестинском конфликте. Но в их заявлении не было представлено никакой информации о рассматриваемых конкретных вариантах, таких как замораживание нормализации отношений с Израилем, принятие карательных мер против стран, которые поддерживают Израиль в военном отношении, или возбуждение дела в Международном суде (МС) против Тель-Авива за его военные преступления. Чего больше всего не хватало в программном заявлении Саммита, так это недвусмысленной поддержки права палестинцев сопротивляться израильской оккупации. Многие считают, что это обязательство необходимо для противодействия тому, чтобы Израиль не называл воюющих против него палестинцев, “террористами”.

Поскольку разрушительные нападения на Газу продолжаются, наблюдатели следят за тем, что произойдет в результате гуманитарной катастрофы, политического хаоса и коллапса в сфере безопасности в Секторе, и как арабский мир сможет справиться с их последствиями. Поскольку часы для полного краха Газы тикают, региональные и международные заинтересованные стороны сейчас пытаются представить, как анклав мог бы выглядеть “на следующий день” после войны. Намного больше чем десяток тысяч человек были убиты в результате насилия в Газе, еще больше ранены, около 6000 пропали без вести, и более 1,6 миллиона были перемещены. Половина жилых единиц в Газе была разрушена, в дополнение к базовой инфраструктуре анклава. Хотя по-прежнему трудно получить четкую картину израильского вторжения на территорию, израильские военные самолеты продолжают бомбардировать Газу с воздуха, в то время как его войска и танки продвигаются глубже по земле, что, как многие опасаются, приведет к резкому увеличению человеческих жертв и разрушений.

Израиль резко выступал и выступает против всех призывов к прекращению огня или даже паузе в боевых действиях, но под давлением США и международного давления согласился на короткий эвакуационный коридор вдоль главной автомагистрали Газы для гражданских лиц, покидающих свои дома на севере. Израиль пообещал уничтожить ХАМАС, который правит Газой с 2007 года, но не предложил видения того, кто будет управлять анклавом после войны и как он будет связан с Западным берегом. Спустя почти два месяца войны неразбериха по поводу постконфликтных сценариев усиливает беспрецедентную турбулентность в регионе и усиливает гнев по поводу человеческой катастрофы в Газе.

В то время как боевые действия продолжают бушевать, политические и военные лидеры Израиля по-прежнему не имеют четкого представления о стратегии и целях войны, в первую очередь о том, как она может закончиться и что будет после нее. В начале израильских атак под кодовым названием Операция “Железные мечи”, последовавших за атакой ХАМАС на Израиль 7 октября, израильские военные лидеры говорили о “акценте” на уничтожении военной группировки в Газе. Нет недостатка в подсказках о его тактических операциях, которые были направлены на изоляцию ХАМАС, как можно заключить из ввода израильских войск в северную часть Газы.

Принимая во внимание состояние дисбаланса между нападением и обороной в ходе войны, анализ показывает, что израильские войска на местах сейчас находятся в городе Газа, вступая с ХАМАС в сложные уличные бои и неся колоссальные потери, которые тщательно скрываются от общественности. Конечная тактическая цель многоэтапной операции, по-видимому, состоит в том, чтобы окружить Газу и нейтрализовать ХАМАС и другие палестинские группировки или заставить их сдаться или бежать.

Но непонятным остается ключевой вопрос общей стратегии военных операций и финала израильской кампании. Самое четкое публичное заявление о послевоенных планах было сделано премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, который сказал, что Израиль “на неопределенный период будет нести общую ответственность за безопасность [в Газе]”. Это наводит на мысль о некотором будущем военном присутствии Израиля в Газе, из которой он вывел войска в 2005 году, и это вызывает предположения о возможных амбициях по повторной оккупации Cектора. Сообщения о некоторых из этих тревожных целей циркулировали с начала войны, включая принятие Израилем ответственности за управление Газой и изгнание всего ее населения в соседний Египет, а затем включения сектора Газы в состав Израиля.

Советник Нетаньяху Марк Регев предположил, что Израиль заинтересован в создании новой структуры в Секторе, где жители Газы смогут якобы управлять сами. Регев, опытный израильский дипломат и представитель правительства, предложил заручиться международной поддержкой, в том числе со стороны арабских стран, для “восстановления демилитаризованной Газы после ухода ХАМАС”. Среди других идей, озвученных в последнее время либо в средствах массовой информации, либо произраильскими аналитическими центрами, была идея создания международных миротворческих сил под руководством временной администрации в послевоенной Газе. Согласно такому плану, войскам из США, ЕС и арабских государств, достигших мирных соглашений с Израилем, будет предоставлен временный надзор за Сектором и, в первую очередь, они будут выполнять функции правоохранительных органов. Другие варианты включают расширение работы Многонациональных сил и наблюдателей (MFO), которые в настоящее время действуют на Синайском полуострове, наблюдая за выполнением Мирного договора 1979 года между Израилем и Египтом.

Другой возможностью является наделение базирующейся на Западном берегу Палестинской автономии полномочиями контролировать Газу после того, как Израиль закончит войну против ХАМАС, при этом Израиль останется ответственным за безопасность анклава. Но Нетаньяху отверг этот вариант, заявив, что ПА в прошлом не удалось “демилитаризовать”  и  “дерадикализовать” Газу. Вместо этого он предложил “гражданскую власть”, поддерживаемую “подавляющим израильским военным контингентом”. Другими словами, продолжение израильской оккупации на неопределённый срок.

Крайне правый министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир призвал к прямой повторной оккупации Газы и строительству еврейских поселений на территории после войны в Секторе. Но самой пугающей целью войны может стать насильственное перемещение палестинских жителей Сектора, на что указывает жестокий характер израильской агрессии против Газы. Планы, разработанные Министерством разведки Израиля и обнародованные Calcalist, израильским новостным сайтом, входящим в газетную группу «Едиот Ахронот», предполагают переселение, другими словами изгнание с помощью силы, жителей Газы из анклава после войны. Согласно трехэтапному плану, палестинцы, вынужденные покинуть свои дома в Газе через “гуманитарный коридор”, будут отправлены на поселение в неприспособленной для человеческого жилья северный Синай в Египте.

Все эти предложения были категорически отвергнуты палестинцами и арабскими правительствами как попытки использовать войну в Газе для силового решения палестинской проблемы. Палестинская автономия отвергла идею управления Газой в период хаоса, не имея возможности полностью контролировать Сектор. Они настаивали на том, что вернутся в Газу только в рамках “всеобъемлющего решения”, которое положит конец израильской оккупации всех палестинских территорий и укрепит право палестинцев на государственность. “Мы не вернемся в Газу на израильском танке”, — заявил премьер-министр Палестинской автономии Мохаммед Штайе. “Мы собираемся отправиться в Газу в качестве решения, которое касается вопроса о Палестине и которое касается окончания оккупации”. Политическое и военное руководство ХАМАС по-прежнему выступает против всех этих идей, которые, по его словам, направлены на замену его правления в Газе новой израильской оккупацией.

Арабские страны воздержались от прямого заявления о том, обсуждались ли такие планы в их правительствах. Но на Саммите в Эр-Рияде они подтвердили свою поддержку Организации освобождения Палестины (ООП) как единственного представителя палестинского народа. Однако в 2008 году была выдвинута идея отправки арабских войск в Газу, чтобы положить конец контролю ХАМАС там и восстановить Палестинскую автономию на Западном берегу после захвата Сектора этой военной группировкой.

Хотя эти планы еще не появились, вероятно, когда исход нынешних военных операций станет более ясным, актуальным останется вопрос о том, готов ли Арабский мир к дням или неделям и месяцам после войны. Очевидно, что арабские страны, и в частности соседние с Израилем, должны быть обеспокоены любым из этих вариантов израильской политики, которые могут стать катализаторами новых беспорядков на их заднем дворе. Наибольшую тревогу по-прежнему вызывает возможность того, что война спровоцирует массовый исход в результате этнических чисток и геноцида в Газе или даже на Западном берегу, который все чаще и опаснее превращается в еще одну горячую точку. Растут опасения, что израильское вторжение в Газу вызовет новую массовую волну перемещения населения, повторив то, что произошло во время арабо-израильских войн 1948 и 1967 годов. Миллионы палестинцев, которые были вынуждены бежать тогда, остались на мели в качестве беженцев в приютивших их странах. Более фундаментальные, гуманитарные и геополитические последствия полномасштабного вторжения Израиля в Газу, как ожидается, приведут к серьезным последствиям и поставят под угрозу стабильность и без того шаткого регионального порядка.

С тех пор, как началась война после атаки ХАМАС 7 октября, появилось множество аналитических материалов о причинах и последствиях конфликта, но все они будут бесполезны, если не помогут пролить свет на будущее. Конфликт создал дилемму для многих арабских государств, которые, похоже, взвешивают свои собственные варианты развития событий по этим многочисленным сценариям и гипотезам, в то время как в результате конфликта формируется новая региональная реальность. Межарабские разногласия долгое время мешали лидерам принимать эффективные или единые меры перед лицом вызовов, и недавний Саммит, похоже, не стал исключением из этого правила, хотя последствия могли быть еще более плачевными.

Затруднительное положение прояснилось на Саммите в Эр-Рияде, который был встречен критикой со стороны разъяренного арабского общественного мнения за то, что он, по-видимому, не обращал внимания на реальность и не предпринял согласованных действий для противостояния Израилю. Первоначальный план состоял в созыве экстренного саммита Лиги арабских государств, на котором арабские лидеры могли бы выработать единую позицию по обеспечению немедленного прекращения огня в Газе и прекращению геноцида Израиля против палестинцев.

В преддверии Саммита ведущие арабские дипломаты, работающие над проектами резолюций, разошлись во мнениях по поводу принятия жестких мер против Израиля, включая замораживание нормализации отношений между арабами и Израилем и угрозу нефтяного эмбарго в отношении его сторонников. Дискуссии побудили Саудовскую Аравию изменить планы проведения более торжественного совместного собрания Лиги арабских государств и Организации исламского сотрудничества, чтобы избежать дальнейших расколов, которые подчеркнули бы неспособность урегулировать конфликт. Расхождения во мнениях отражают усилия арабских стран, которые нормализовали отношения с Израилем или которые стремятся к этому, как Саудовская Аравия, восстановить региональный баланс в пользу нового порядка, который, как они надеются, наступит после их сближения с Израилем. Поэтому нет ничего загадочного в том, что война может означать для Саудовской Аравии, которая ведет переговоры с США о том, чтобы сделать разрядку в отношениях с Израилем основой новой региональной системы безопасности, в которой Королевство играет ведущую роль.

Конфликт в Газе разразился как раз в тот момент, когда Саудовская Аравия пыталась выйти за рамки своего нынешнего положения и показать, как далеко она может зайти в утверждении своего регионального лидерства и ослаблении влияния Ирана, своего главного соперника и покровителя ХАМАС. Саудовская Аравия, возможно, смогла бы направить Саммит и, вероятно, арабскую политику к «мягкой посадке» в ответ на израильскую агрессию против Газы, но в долгосрочной перспективе ей потребуется региональная стабильность, чтобы утвердить лидерство, к которому она стремится. Эти амбиции в настоящее время сталкиваются с огромными проблемами, вызванными неопределенностью относительно событий, которые определят курс действий, и имеющихся альтернатив для урегулирования текущего конфликта и его последствий. Ситуация, в которой оказалась Саудовская Аравия, отражает трудный выбор, с которым сталкиваются другие арабские заинтересованные стороны, у которых нет ни возможности, ни желания глубоко вмешиваться в беспорядок в послевоенной Газе.

Поскольку варварская агрессия Израиля продолжает сеять хаос в Газе и кровавую бойню ее палестинского населения, регион, возможно, «на исходе», и возможности для выхода из ситуации могут становиться все более ограниченными. И кроме того, нерешительность стран Арабского мира, которые даже в этих весьма сложных и опасных условиях не могут прийти к единому мнению, не способствует справедливому решению палестинской проблемы.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Израиль начал третью ливанскую войну. А что же Турция?
Расширяющаяся война Израиля: сионизм, глобальная борьба за власть и угроза нового мирового порядка
Иран-Израиль: баланс сил и возможностей
Конец мифа о неприкасаемости планетарного меньшинства
Израиль никак не угомонится