19.11.2023 Автор: Владимир Терехов

Очередное турне премьер-министра Японии по странам Юго-Восточной Азии

Турне премьер-министра Японии. Филиппины и Малайзия.

В период с 3 по 5 ноября с. г. премьер-министр Японии Фумио Кисида совершил очередное блицтурне в субрегион Юго-Восточной Азии. На этот раз странами посещения стали Филиппины и Малайзия. Хотя в каждой из указанных стран решались конкретные вопросы двусторонних отношений, но вся эта поездка в целом послужила подтверждением особого значение, которое Токио придаёт укреплению своих позиций в данном субрегионе в целом.

Что, в свою очередь, рассматривается Токио в качестве важного промежуточного звена в общем, давно отмечаемом НВО “движении на юго-запад” корабля японской внешней политики. В процессе которого решаются задачи распространения влияния на Индию и акваторию Индийского океана вообще), зону Персидского залива и Африку.

Вновь подчеркнём, что указанный внешнеполитический стратегический курс Японии отнюдь не является новацией последних послевоенных десятилетий. Достаточно отчётливо он заявил о себе ещё в начале прошлого века по мере развития процесса выхода страны из самоизоляции, запущенного на рубеже 60-х-70-х годов XIXв. “реставрацией Мэйдзи” с последующим превращением страны в одного из значимых участников глобальных мировых процессов.

В 30-х годах прошлого века применительно как раз к ЮВА родилась вполне продуктивная идея, как эти позиции завоевать, что называется, к полному удовлетворению “заинтересованных сторон”. Она получила название “Парадигма летящих гусей”. Её автор Канамэ Акамацу предложил трёхэтапный формат развития отношений “гуся-лидера” с экономически отсталыми, следующими за ним, “гусями” единой стаи. Всё испортило военно-милитаристское крыло тогдашнего японского истеблишмента с его “простыми решениями” сложных международных проблем. Приведших, в конце концов, страну к катастрофе.

Упомянутая “Парадигма” фактически была реализована уже в послевоенный период, когда процесс быстрого экономического восстановления-развития самой Японии вышел на внешнюю арену. Существенным образом данной “Парадигме” обязан феномен появления “четырёх азиатских тигров” (Юная Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура). Вновь отметим важную роль в восстановлении-укреплении позиций Японии в странах ЮВА программы “Официальная помощь развитию” (Official Development Assistance, ODA), принятой в 1954 г. и реализуемой по линии МИД. Фактор формирования торгово-экономических отношений с Японией (задолго до установления с ней же официальных отношений) сыграл важную роль в процессе экономического развития КНР.

Однако нынешняя Япония это уже далеко не та страна семидесятилетней давности, только начавшая избавляться от разнообразных последствий сокрушительного поражения во Второй мировой войне, пребывающая сегодня на заключительной стадии “нормализации”, то есть становящаяся “как все”. Включая прежде всего сферу обороны и безопасности, относительно которой в декабре 2022 г. правительством была принята новая, рассчитанная на последующие 10 лет “Стратегия национальной безопасности”.

Этот документ оказывается важной ступенькой в постепенно развивающемся процессе подключения военного и оборонно-промышленного потенциала Японии к решению всё той же задачи укрепления позиций на внешнеполитической арене. В частности, прямым следствием принятия упомянутой “Стратегии” стало появление в апреле с. г. другого документа, похожего на ODA, но относящегося уже к сфере безопасности (Official Security Assistance, OSA). Иными словами, теперь Япония продолжит заниматься всё тем же укреплением позиций на внешнеполитической арене на базе не только ODA, но и OSA.

Собственно, одним из, главных итогов визита Ф. Кисиды на Филиппины и стало первое практическое использование OSA в отношениях со страной, значимость развития всесторонних отношений с которой для Японии только возрастает. Что, в частности, нашло очередное подтверждение ещё в ходе состоявшегося в феврале с. г. визита в Токио президента Филиппин Фердинадо Маркоса-мл.

3 ноября посол Японии на Филиппинах и секретарь МИД второй в присутствии Ф. Кисиды и Ф. Маркоса-мл. обменялись нотами, которыми было положено начало реализации OSA пока на весьма скромную сумму в 600 млн йен (чуть более 4 млн долл). В комментариях  говорится, что эти деньги будут потрачены на закупку в Японии малых патрульных судов, радиолокационного и прочего оборудования. Отметим, что именно в подобного рода военном оборудовании сегодня нуждается филиппинская пограничная служба, в последнее время не раз оказывавшаяся в ситуации противостояния с аналогичной службой КНР в некоторых спорных зонах Южно-Китайского моря.

Незначительную по масштабам данную сделку вполне можно рассматривать в качестве начала реализации курса правительства Японии на снятие действующих пока ограничений в сфере торговли на внешних рынках продукцией оборонной промышленности страны. Что также является одной из важных составляющих новой “Стратегия национальной безопасности”.

Согласно другому подписанному документу, Япония поставит на несколько большую сумму бульдозеры и некоторую другую технику, крайне необходимые Филиппинам при ликвидации последствий от стихийных бедствий (главным образом от частых ударов тайфунов).

В период пребывания Ф. Кисиды на Филиппинах было заявлено о начале совместных манёвров на территории страны подразделений Сухопутных сил Японии (GSDF, Ground Self-Defense Force), а также морской пехоты самих Филиппин и США. Это уже не первый случай участия SDF в американо-филиппинских учениях, но впервые их сценарий предусматривает “защиту прибрежных зон и островов”.

Повторим, что спор на предмет принадлежности некоторых из таких островов в ЮКМ уже не раз выливался в некие инциденты с участием пограничных судов Филиппин и Китая. Поэтому понятна негативная реакция второго как в целом на указанный визит премьер-министра Японии, так и на упомянутые учения, а также на запланированные в следующем году аналогичные.

Что-то похожее на подобные вызывающие по отношению к КНР (“сопутствующие”) акции не наблюдались в ходе второй части обсуждаемого турне Ф. Кисиды, то есть во время его посещения Малайзии. Но тема начала реализации программы OSA прозвучала и здесь. Она упоминается в разделе “Сотрудничество в области безопасности и обороны” повестки дня саммита  с участием премьер-министра Малайзии Анвар Ибрагима и японского гостя.

Это важное свидетельство расширения сфер взаимодействия Японии в стране ЮВА, которая до сих “балансировала” где-то в районе (естественно, весьма условной) “нейтральной линии” между полюсами тяготения, которыми являются КНР, с одной стороны, и США с союзниками – с другой. В отличие, например, от тех же Филиппин. Руководства этой страны, публично продолжая декларировать то же “балансирование” свой внешней политики, на самом деле фактически возвращается к де-факто союзническим отношениям со вторым “полюсом”, которые наблюдались в течение всего периода холодной войны.

Наконец, обратим внимание на то, что важным (хотя и всё более символическим) мотивом обсуждаемой поездки Ф. Кисиды является то, что она состоялась в контексте мероприятий, которые проводятся Токио в связи с приближением 50-летия даты (начало декабря) установления официальных отношений между Японией и АСЕАН.

Несмотря на возрастающий в экспертном сообществе скепсис относительно нынешней (реальной) роли этой организации даже в региональных делах, Токио продолжает предпринимать немалые усилия в борьбе с другими значимыми игроками (прежде всего, конечно, с КНР) за влияние на неё.

Вновь, однако, отметим, что независимо от того продолжится функционирование АСЕАН или нет, сохранится фактор особого интереса Японии, то есть ныне одного из значимых участников “Большой мировой игры”, к субрегиону Юго-Восточной Азии.

Что и явилось самым важным мотивом очередной поездки премьер-министра Ф. Кисиды на Филиппины и в Малайзию.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Похожие статьи: