EN|FR|RU
Социальные сети:

Первая реакция на новую Стратегию национальной безопасности Японии

Владимир Терехов, 29 декабря 2022

Как ранее сообщалось ранее в НВО, 12 декабря с г. на совместном заседании руководителей правящей парламентской коалиции (на 90% состоящей из депутатов от Либерально-демократической партии) был утверждён проект новых редакций трёх документов в области обеспечения национальной безопасности и военного строительства Японии.

Из них базовым станет второе в послевоенной Японии издание Стратегии национальной безопасности, рассчитанной на последующие 10 лет. В комментариях к готовящейся новой редакции СНБ уже давно используется устойчивое определение “радикальные” применительно к тем изменениям, о которых не раз в течение всего 2022 г. говорил премьер-министр Фумио Кисида.

При том, что саму их необходимость обозначил ещё осенью 2020 г. только-что назначенный на пост министра обороны Нобуо Киси (младший брат покойного премьер-министра Синдзо Абэ). Который заявил тогда, что Japan Self-Defense Forces (SDF) должны обладать правом и возможностями нанесения “превентивного удара” по тем зонам некоторых соседних стран, где ведётся подготовка к нападению (например, ракетного) на территорию Японии.

И первое, на что обращается внимание в связи с прошедшим 16 декабря принятием кабинетом министров проекта новой СНБ (подлежащего последующему утверждению парламентом, что не составит труда вследствие его контролирования ЛДП), сводится к констатации  де-факто состоявшейся отмены (“антивоенной”) Статьи 9 действующей с 1947 г. Конституции, не подвергавшейся с тех пор никаким изменениям. Вопрос о том, когда и как это произойдёт де-юре, сводится к (политической) “технике”. Весьма непростой, принимая во внимание сложность самой процедуры конституционных изменений, но всё же не более, чем “техники”.

Сразу отметим, что тем самым завершится процесс “нормализации” Японии и она станет, “как все”. Ибо ничего похожего на Ст. 9 нет ни в одной другой национальной конституции, а право и возможность нанесения “превентивных” ударов, если и не прямо прописано в соответствующих документах других стран, то подразумевается, что называется, “по умолчанию”.

Как сегодня утверждается, необходимость быть в этом плане “как все” обсуждалась ещё в середине 50-х годов прошлого века, то есть в период формирования SDF. Однако тогда посчитали, что это противоречило бы уже принятому стратегическому курсу на сосредоточение усилий по восстановлению и качественно-количественному развитию экономики страны. Для чего требовалось деактуализировать фактор негативной памяти у соседей о недавнем прошлом Японии. В рамках данного курса проблематика обеспечения безопасности фактически передавалась в ведение США.

Всё это составило базу так называемой “доктрины Ёсиды” (по имени первого послевоенного премьер-министра Японии). Практическая реализация которой завершилась полным успехом и уже к середине нулевых годов стала очевидной её исчерпанность, а также необходимость становиться “как все” в сфере проблематики обеспечения безопасности. Утверждается, что к моменту ухода в отставку (в сентябре 2020 г.) премьер-министр Синдзо Абэ составил перечень неких мер в данной сфере, часть из которых и озвучил его младший брат.

Однако некие концептуальные записи на бумаге имеют смысл только в том случае, если они подкрепляются проектами по их практическому выполнению, а эти последние обеспечиваются соответствующим финансированием. “Потенциалом контратаки” должно обладать создаваемое в составе SDF специальное “противоракетное подразделение”, название которого не должно вводить в заблуждение. Поскольку в данном случае речь идёт не о противоракетной обороне в обычном понимании этого термина, а об уничтожении ракет на территории оппонента до момента их запуска по целям в Японии.

Основным же техническим средством осуществления такой “контратаки” должна стать новая ракета класса “корабль-земля”, которая якобы уже в течение двух лет разрабатывается на базе существующей противокорабельной ракеты Type 12, максимальная дальность действия которой находится в пределах 400 км. Однако на самом деле (и скорее всего) речь идёт о совершенно новом оружии с дальностью действия свыше 1000 км.

Видимо, на его разработку потребуется ещё несколько лет и пока решение задачи “контратаки” будет возложено на крылатые ракеты   Tomahawk американской компании Raytheon. Ранее сообщалось, что (“пока”) 500 таких ракет предполагается закупить в период до 2027 г. При этом складывалось впечатление, что без особой торопливости все 500 ракет будут размещены на эсминцах и подводных лодках ВМС Японии ближе к указанному конечному сроку.

Но правительство страны стартовало в этом направлении, что называется, со спринтерской скоростью. 20 декабря появилось сообщение о том, что уже в проекте (“рекордного”) оборонного бюджета на 2023 фин. год на закупку ракет   Tomahawk выделяется 1,6 млрд долл. При ориентировочной стоимости одной ракеты в 1,5 млн долл. на выделяемую сумму можно будет уже в следующем году закупить всю запланированную (опять же, пока) партию Tomahawk.

Отсюда нельзя не сделать вывод, что, сама идея с приобретением этих ракет родилась отнюдь не сейчас. Возможно, она присутствовала уже в тех самых записках С. Абэ. Скорее всего, на экспертном уровне она уже детально проработана и дело, видимо, идёт к заключительной фразе изготовителя: “Деньги на бочку и забирайте “Томагавки” вон из того склада. Они ваши”. Вероятно, уже ведётся и обучение японских экипажей по работе с Tomahawk. То есть не исключено, что первые морские носители будут оснащены этими ракетами уже к концу следующего года. Впечатляющая скорость перехода от слов к делу в ключевом пункте тех самых “радикальных изменений” в СНБ Японии.

Между тем правительство ступило на тонкий лёд в вопросе финансового обеспечения принципиальных новаций в сфере военного строительства, которые требуют удвоения в течение следующих пяти лет оборонных расходов страны. Уже в конце декабря созданная ранее специальная комиссия при кабинете министров подготовила план постепенного повышения налогообложения населения, как основного источника дополнительных поступлений в оборонный бюджет. Однако относительно срока ввода в действие указанного плана используется каучуковая фраза: “В 2024 г. или после”.

И подобная осторожность формулировок вполне понятна. Проведенный 18 декабря агентством Kyodo News зондаж общественного мнения, показал, что 65%  из опрошенных не согласны с планами  повышения налогов в указанных выше целях. В условиях разного рода “прочих” проблем (последствия “Ковид-19”, мировой экономический кризис) обывателю только и не хватало повышения налогов на закупку каких-то “Томагавков”.

Едва появившаяся информация о подобного рода планах привела к немедленному и резкому обрушению рейтинга правительства (и без того подверженного постепенному снижению по целому ряду причин) до небывалых за последние 10 лет 31% и даже 25%. Эти цифры были представлены двумя авторитетными изданиями, соответственно Asahi Shimbun и Mainichi Shimbun.

Эти же цифры отражают очевидное недовольство в обществе процедурой принятия новой редакции СНБ. Указывается, что при подготовке проекта данного документа в недостаточной мере привлекались эксперты, придерживающиеся различных точек зрения на саму проблематику обеспечения безопасности. В частности, 15 декабря некая группа экспертов заявила об альтернативном видении роли Японии в регионе, предусматривающей значительно меньшую значимость военного фактора в отстаивании национальных интересов.

Наконец, обратила на себя внимание и точка зрения, высказанная находящимися ныне в отставке офицерами самых высоких рангов, согласно которой особый упор на повышение качества оснащения нынешних SDF не достигнет возлагаемых на это надежд без резкого увеличения численности вооружённых сил страны. Видимо, указанные эксперты продолжают верить в действенность древнеримского принципа, согласно которому об успехе некоторой военной компании можно говорить только тогда, когда на территории врага утвердится сапог легионера (в данном случае, конечно, самурая). Несмотря на весь прогресс в камнемётных машинах и прочих образцах Wunderwaffe того времени.

Между тем в планах правительства (названных критиками “бумажными”) закладывается сохранение этого показателя в давно устоявшихся пределах 250-и тысяч военнослужащих. Ибо сколь-нибудь значительное увеличение этого показателя тут же усугубит всё ту же проблему финансирования. Поскольку в оборонных расходах современных государств едва ли не основная компонента связана как раз с разного рода обеспечением военнослужащих.

Как бы то ни было, но новая редакция Стратегии национальной безопасности Японии начинает функционировать в не очень комфортных внутриполитических условиях. А потому имеет смысл периодически обращаться к практической реализации данного документа.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение

На эту тему
Визит в Японию президента Бразилии
В Токио состоялось заседание «экономической» версии японо-британского «Формата 2+2»
О последних мероприятиях с участием руководителей МИД КНР, Японии и РК
Об актуальных проблемах действующего правительства Японии
Национальная стратегия Японии в области безопасности