Октябрь 2023 года ознаменовался заключением Монголией ряда международных соглашений в области воздушного транспорта. Так, 17 октября этого года главное управление гражданской авиации Монголии заключило соглашение о воздушном сообщении с Вьетнамом, а также меморандум о взаимопонимании с управлением гражданской авиации Сингапура, в котором стороны выразили готовность к представлению своих воздушных пространств для свободного пролёта своих воздушных судов. За день до этого аналогичное соглашение было подписано с управлением авиации Лаосской Народно-Демократической Республики. За неделю – а именно 10 октября 2023 года, на сайте Министерства развития дорог и транспорта Монголии появилось заявление о планах в ближайшее время заключить договор по сотрудничеству в области воздушного транспорта с Австралией.
Ранее в 2023 году соглашения об авиасообщении были достигнуты с Катаром и Грецией, обсуждены или рассмотрены перспективы заключения аналогичных документов с Кувейтом, Венгрией, Великобританией, Испанией, Латвией и Саудовской Аравией. Также, в августе этого года было подписано соглашение о сотрудничестве по реализации монгольских проектов в отрасли с Объединёнными Арабскими Эмиратами.
Продвинулся вперед и процесс согласования прямого авиасообщения Монголии с Соединёнными Штатами, переговоры в рамках которого ведутся уже два десятилетия. Так, в ходе визита премьер-министра Монголии Л. Оюун-Эрдэнэ в США, состоявшегося в середине этого года, стороны подписали соглашение Open Sky, которое сделает возможным прямые перелёты между странами со второго квартала 2024 года. В связи с этим монгольские авиалинии уже планируют совместные авиарейсы из Улан-Батора в Вашингтон и Чикаго – совместно с турецкими авиалиниями.
На новый этап вышло развитие авиасообщения с Республикой Корея. Так, благодаря соглашениям, подписанным в ходе визита всё того же Л. Оюун-Эрдэнэ в Сеул, количество двусторонних прямых рейсов между странами может достигать 12 рейсов в сутки. Отдельного упоминания достоин факт появления рейсов в РК из провинциальных аэропортов Монголии – в частности, рейсов из аэропортов Ховд и Чойбалсан. Интенсивное авиасообщение с Южной Кореей для Монголии представляется весьма значимым – в стране трудятся десятки тысяч монгольских граждан, а южнокорейские туристы занимают третье место в рейтинге иностранных граждан, посещающих Монголию – после представителей пограничных стран (Россия и Китай).
Значительной интенсивности в 2023 году достигло авиасообщение Монголии с Японией (61 рейс в неделю) и Турцией (28 рейсов в неделю). Не менее активно монгольские коллеги занимаются поиском наиболее эффективных вариантов расширения авиасообщения с городами Российской Федерации. Так, к обслуживанию воздушного сообщения с Россией в Монголии предполагают подключить региональные аэропорты – так, в планах правительства страны предумотрены перспективные маршруты Новосибирск-Улаангом, Кызыл-Улаангом, Улан-Удэ – Мурэн.
По словам министра развития дорог и транспорта Монголии, в настоящее время у Монголии имеются соглашения об авиасообщении с более чем 40 странами, и международные аэропорты страны имеют прямую связь с более чем 115 иностранными воздушными гаванями.
Важным условием развития авиатранспорта Монголии в 2023 году стало достижение соглашения правительства Монголии с Российской Федерацией о снижении цен на поставляемое российскими компаниями (в частностью, Роснефтью) авиатопливо. К слову, Россия является практически монопольным поставщиком этого ключевого для авиации ресурса. Договорённость по его поставкам привела, по словам генерального директора МИАТ Б. Мунхтамира, к снижению цен на дальние перелёты на 15-25 процентов.
Согласно предварительным статистическим отчётам Министерства развития дорог и транспорта Монголии за 2023 год , число пассажиров, перевезённых внутренними авиарейсами, выросло на четверть в сравнении с прошлым годом. В это же время показатель по международным перевозкам увеличился на 136%. Несмотря на очевидный фактор пост-коронавирусного восстановления коммуникаций, прогресс, сделанный Монголией в области авиатранспорта в 2023 году, более чем очевиден.
Развитие воздушных коммуникаций потребовало в том числе и увеличения размеров воздушного флота национального авиаперевозчика. Так, только за первые шесть месяцев 2023 года Монголия приобрела несколько новых воздушных судов – в том числе и новейшие Боинг-787-9. На ближайшие 12 месяцев запланирована покупка ещё десяти пассажирских авиалайнеров.
Помимо заметного прогресса в налаживании новых регулярных рейсов, национальная авиакомпания Монголии в этом году может похвастаться своей деятельностью в интересах миротворческих миссий ООН – с 2023 года ротация монгольского контингента миротворцев ООН в Южном Судане будет обеспечиваться бортом авиакомпании МИАТ. Первый рейс уже был успешно выполнен. Это нововведение является важным индикатором возросшего качества монгольских авиаперевозок – для утверждения МИАТ в качестве перевозчика авиакомпания должна была показать высокий результат на аудите безопасности (IOSA) Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Ведётся активная работа в том числе и по модернизации аэропортов в других городах Монголии. В частности, в настоящее время определяются победители государственного конкурса проектов по модернизации таких аэропортов, как «Мурэн», «Гурвансайхан», «Ховд» и «Чойбалсан». Увеличение пропускной способности этих воздушных гаваней позволит им получить статус международных аэропортов. Помимо реконструкции уже существующих, создаются и новые воздушные гавани. Так, в городе Ундурхаан на средства, предоставленные Кувейтом, возводится аэропрт, способный принимать воздушные суда класса 4С. Реконструированные малые аэропорты Монголии призваны оптимизировать экспорт дорогостоящей монгольской продукции в отдалённые страны, а также содействовать развитию туризма – в частности, посещению удалённых от столицы страны природных заповедников.
Значительный прорыв этого года, состоявшийся в отрасли, связан с растущей потребностью Монголии в развитом региональном и международном авиасообщении. Эта потребность не ограничивается необходимостью обслуживать иностранный туристический поток в рамках правительственной программы «Годы посещения Монголии», соединять с домом тех граждан, которые трудятся и учатся в иностранных государствах или получать транзитную ренту и доходы от сервисных операций по международным рейсам. Авиатранспорт в целом является чрезвычайно важным видом транспорта для такой страны, как Монголия. В условиях больших расстояний и значительного рассредоточения немногочисленного населения страны на огромных пространствах с недостаточно развитой наземной инфраструктурой, авиатранспорт представляется эффективной и востребованной альтернативой другим вида пассажирских перевозок. В это же время географическая удалённость самой Монголии от ряда крупных государств и экономик, отсутствие выхода к морю и наличие сухопутной границы только с двумя партнёрами мотивируют страну развивать международное пассажирское авиасообщение. Наличие значительного экспортного потенциала по крайне ценным (в особенности на единицу веса) полезным ископаемым – таким, как золото, редкоземельные металлы, серебро и , в меньшей степени, уран, вкупе с ранее упомянутыми условиями создаёт высокий спрос и на развитие грузового авиатранспорта.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».