19.10.2023 Автор: Фернандо Гайярдо

Заказчикам «Стратфора» хочется скорейшего развала АСЕАН

портал «Стратфор» развал АСЕАН

8 сентября 2023 г. на портале «Стратфор» опубликован материал, в котором коллектив авторов предрекает Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) довольно безрадостное будущее. В частности, в ней указывается, что бездействие АСЕАН по ключевым вопросам на ее последнем саммите снизит важность Ассоциации для ее членов и постепенно вынудит их присоединиться к Китаю или США, что по сути станет финалом существования АСЕАН.

По каким же настолько важным проблемам для всего АСЕАН, с точки зрения «Стратфор», на своем саммите «десятка» не смогла добиться значимого прогресса. При том этот «провал» якобы настолько серьезен, что государства-члены Ассоциации вынуждены искать себе новых союзников.  По мнению американского аналитического центра, это кризисная ситуация в Мьянме и выработка АСЕАН и Китаем кодекса поведения сторон в ЮКМ.

Действительно, кровопролитный гражданский конфликт в Мьянме – одном из членов АСЕАН, — не может не тревожить Ассоциацию. Однако тем не менее он, во-первых, остается внутренним делом Мьянмы, а во-вторых, ответственность за скорейшее урегулирование ситуации лежит далеко не только на АСЕАН. Чтобы в этом убедиться, достаточно лишь вспомнить множество контактов американских и европейских официальных и полуофициальных лиц с представителями антиправительственных сил Мьянмы. Переговоры АСЕАН с Китаем по поводу Кодекса поведения в Южно-Китайском море, который регулировал бы поведение на спорном водном пути, идут непросто. Судя по всему, государствам-прямым участникам территориальных споров, пока не удается преодолеть принципиальные разногласия. Не содействуют прогрессу и некоторые действия официального Пекина. Вместе с тем при трезвом взгляде на проблему станет ясно, что препятствиями на пути ее разрешения в то же время выступают как неурегулированные территориальные споры между непосредственными участниками АСЕАН, так и навязчивые «предложения о помощи» в защите интересов малых стран региона со стороны Запада, обещающего помощь в отстаивании ими своих прав перед лицом «авторитарного Китая».

Как видно, указанные темы действительно актуальны для АСЕАН и затрудняют мирное благополучное развитие стран, входящих в ассоциацию. Однако отнести их к категории жизненно важных для Ассоциации, таких, от решения которых зависит, будет ли «десятка» существовать в том виде, как сейчас, нет ни малейшего основания.

Что действительно угрожает существованию АСЕАН в виде целостной влиятельной структуры, обеспечивающей стратегический баланс в вопросах безопасности в регионе, так это Индотихоокеанская политика США и их европейских, азиатских и тихоокеанских союзников. Разве АСЕАН, имея на вооружении разветвленную систему многосторонних форматов, таких как ВАС и СМОА-плюс, инициировал создание в своем регионе четырехстороннего диалога по безопасности с участием США, Индии, Австралии и Японии (КВАД), или это «десятка» запустила многомиллиардный проект по масштабному вооружению Австралии в том числе атомными подводными лодками, а имеет ли отношение Ассоциация к эксплуатации в формально странах-участниках блока на Филиппинах, в Сингапуре и в Брунее иностранных военных баз.

Если обратиться к разбираемому материалу «Стратфор», то в нем настоящие угрозы единству, авторитету и эффективности АСЕАН иезуитски представлены как следствия якобы слабости организации. Именно навязывание США прямо или через своих сателлитов военно-политического сотрудничества таким государствам, как Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия влечет за собой ослабление АСЕАН, а не наоборот.

Осознание и реализация Ассоциацией своей роли и места в регионе не только на словах в виде деклараций, а в виде конкретных практических действий – вот наиважнейшая задача АСЕАН на ближайшее будущее. В этом контексте непредвзятый наблюдатель должен от всего сердца поприветствовать инициативу Индонезии по проведению первых в истории учений военно-морских сил государств АСЕАН, а не высматривать изъяны и дискредитировать Джакарту за выбор конкретного района проведения учений и их программы (которые якобы были изменены под влиянием Пекина), как это делают в своем материале аналитики «Стратфор».

Как заявил лидер Индонезии: «сила сообщества АСЕАН подвергается испытанию из-за одного кризиса за другим», а усиление геополитического соперничества «может привести к открытому конфликту, с которым будет вынужден столкнуться регион».

Именно в такой все более опасной обстановке Ассоциации предстоит самостоятельно проделать сложную работу по отстаиванию своих основополагающих принципов консенсуса, нейтралитета и невмешательства во внутренние дела друг друга. Под напором «доброжелателей» из-за океана отстоять свою независимость, целостность и дееспособность как основополагающего элемента архитектуры сотрудничества и безопасности в регионе. И вопреки уничижительным оценкам, которыми «наградил» «Стратфор» вступающий в права председателя АСЕАН на 2024 г. Лаос, и нарочито негативным прогнозам данного аналитического центра, у Ассоциации есть достаточный потенциал для успешного решения принципиальных для себя проблем без чужих советов.

 

Фернандо Гайярдо, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: