EN|FR|RU
Социальные сети:

«Азия-Европа» и магистраль АН-4: выгоды для России, Монголии и Китая

Борис Кушхов, 04 октября 2023

22 сентября 2023 года состоялся пилотный пробег российских, монгольских и китайских транспортных компаний по международной автомобильной магистрали АН-4, которая связывает Новосибирск с пакистанским Карачи через территорию Монголии и Китая. Длина магистрали составляет более 6000 километров. Монгольский участок трассы был введён в эксплуатацию в ноябре 2022 года. Целью данного пробега является изучение степени готовности данного маршрута для осуществления транзитных перевозок по маршруту «Азия-Европа».

Несмотря на то, что грузоперевозки между тремя странами – Россией, Китаем и Монголией, по данному шоссе начали осуществляться ещё в конце 2022 года, новая фаза подготовки маршрута «Азия-Европа» через АН-4 свидетельствует о появлении нового евразийского транзитного пути, открывающего принципиально новые возможности для всех трёх стран.  В свою очередь, столь динамичное развитие колоссальной автомобильной магистрали внутри евразийского континента является знаменательным свидетельством расширения перспектив торгово-экономического партнёрства на пространстве ШОС и в рамках трёхстороннего экономического коридора «Россия-Китай-Монголия».

Революция сухопутных контейнерных перевозок, сделавшая континентальные транспортные маршруты приемлемой альтернативой морским коммуникациям, обеспечивает АН-4 значительный конкурентный потенциал, равно как и делает магистраль перспективной и весьма значимой для ряда государств внешнеторговой артерией.

Говоря о российских интересах и выгодах, в случае дальнейшего развития данного маршрута Сибирский Федеральный Округ (и Россия в целом) получит доступ к портам Аравийского моря, который в теории позволит России выстраивать океанические коммуникации с Южной и Юго-Восточной Азией, а также с Ближним Востоком без вовлечения в них маршрутов через Чёрное море, Босфор, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив, часть которых в последние годы неразрывно связана с различными политическими рисками. Также, развитие маршрута АН-4 приведёт к дальнейшей диверсификации маршрутов для российского экспорта и импорта, создаст выгодные условия для взаимодействия России с её географически удалёнными партнёрами, сформирует предпосылки для экономического и социального развития Сибири, а также расширит российское участие в континентальном транзите по маршруту «Китай-Европа».

Для Монголии АН-4 также является важным элементом в программах национального развития- наличие магистрали континентального значения в западном районе страны (наименее развитом и освоенном) создаст условия для его дальнейшего развития — в особенности, активизации работы на его пока ещё не введённых в экономический оборот месторождениях. Западный район Монголии, в частности, богат запасами многих цветных и редкоземельных металлов — такое сырьё обладает достаточно высокой стоимостью на единицу массы, что открывает возможности для его экспорта через магистраль АН-4. Дальнейшее развитие авто и железнодорожной сети в самой Монголии при таких условиях открывает для внутриконтинентальной страны доступ к морским коммуникациям в Индийском океане. Помимо всего прочего, АН-4 предоставляет Монголии доступ к максимально коротким автомобильным маршрутам в Среднюю Азию — в частности, через доступ к магистралям АН-5 и АН-7, как бы «подключая страну» к ещё одному коридору в рамках группы маршрутов «Китай-Европа».

В свою очередь, для Китая АН-4 является новым перспективным маршрутом для обеспечения экспорта товаров на рынки Европы и Среднего Востока, значительным толчком к развитию западных районов страны – в частности, Синьцзян-Уйгурского Автономного Района. Помимо этого, дорога до пакистанского порта Карачи обеспечивает Китаю доступ к западной части Индийского океана в обход Малаккского пролива и участков нынешних морских коммуникаций КНР, которые могут оказаться под угрозой в случае обострения отношений страны с Соединёнными Штатами.

Маршрут представляется достаточно стабильным с политической точки зрения — он проходит через пространство ШОС (все страны-участники проекта являются членами организации, кроме имеющей статус наблюдателя Монголии, географически окружённой двумя странами – членами), а его большая часть находится также в пределах давней и особенно стабильной геополитической системы «Россия-Китай-Монголия». Безопасность маршрута зависит только от стабильности политической обстановки в Пакистане, а также от ситуации в территориальном споре Индии и Пакистана вокруг Кашмира. Однако, стоит обратить внимание и на физико-географические особенности маршрута – он проходит через Хунджерабский перевал, расположенный на высоте 4693 метра над уровнем моря. Таким образом, на данной магистрали существует повышенный риск схода лавин, оползней, экстремальных морозов. Также, данный участок магистрали в настоящее время является сезонным – зимой движение через него закрывается.

Таким образом, новый этап развития магистрали АН-4 открывает для России и её партнёров в лице Китая, Монголии и Пакистана ряд принципиально новых возможностей. Несмотря на наличие некоторых политических и физико-географических рисков, связанных с эксплуатацией магистрали, она определённо сыграет важную роль в укреплении торгово-экономического сотрудничества четырёх стран, в развитии внутриконтинентального пространства Евразии, а также посодействует наращиванию торгового обмена между государствами Азии и Европы. Все эти пункты в полной мере соответствуют ориентирам и целям Шанхайской Организации Сотрудничества.

 

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Действия России в Африке затягивают экономическую петлю вокруг Европы
О пленарной сессии в Нью-Дели российско-индийской Межправительственной комиссии
Угрожает ли водоснабжению Египта плотина Возрождения Великой Эфиопии?
Европейцы в Индо-Тихоокеанском регионе – фактор Китая
Турция и БРИКС: возможности, вызовы, перспективы