02.08.2023 Автор: Виктор Михин

Суданский кризис и пути его решения

Суданский кризис и пути его решения

Суданский кризис, вызванный конфликтом между группировками Суданской армии и Силами быстрого реагирования, вызвал много вопросов о позиции международного сообщества, особенно крупных держав, в отношении этой весьма взрывоопасной ситуации. Конфликт между враждующими суданскими группировками за влияние и контроль над страной создал опасную ситуацию, которая ввергла не только Судан, но и Африканский континент в водоворот безопасности с далеко идущими последствиями, что требует серьезных, быстрых и активных действий со стороны международного сообщества.

Суданский кризис, и в этом согласны многие политологи, нельзя отделять от других крупных конфликтов, особенно «западного кризиса» во главе США и Европы, с одной стороны, и Россией — с другой, а также “мягкого” конфликта между Китаем и США. Несмотря на географическую удаленность этих субъектов от упомянутых зон суданского конфликта, переплетение международных интересов делает их эпицентром всех этих сложных международных отношений. Кроме того, представленные инициативы по урегулированию кризиса в Судане напрямую противоречат этим другим конфликтам и скорее препятствуют разрешению суданского кризиса, чем способствуют ему.

В этом плане были представлены три основные инициативы. Первая из них выдвинута Африканским союзом (АС). Эта мощная всеафриканская организация является основным региональным союзом, вплотную занимающийся этим кризисом, поскольку опасается его распространения на другие Африканские страны. А негативный момент печальных событий уже серьезно сказался на многих других близлежащих государств. Поток беженцев и сложные политические последствия, а также влияние кризиса в области безопасности и экономики на Африканском континенте сильно ударили по многим странам и регионам.

Вторая — инициатива по стимулированию внутриафриканской торговли для устранения экономических последствий суданского кризиса на Африканском континенте. Но в сложной обстановке нашего мира, которую все время взрывает Запад во главе с США, сделать какой-то рывок по увеличению объема торговли довольно сложно. Более того, Запад просто торпедирует все инициативы России и Китая, как это было связано с зерновой сделкой для Африки, когда Москва была готова предоставить бесплатно зерно и удобрения для ряда беднейших африканских стран. Эта российская инициатива могла в какой-то мере снять напряжение в Африке, в том числе и успокоить сложнейшую обстановку в Судане.

Третья — инициатива Саудовской Аравии, которая направлена на урегулирование всех разногласий между соперничающими суданскими силами. При этом особо подчеркивается необходимость уважать суверенитет Судана, сохранять его единство и территориальную целостность и соглашаться с тем, что интересы и безопасность суданского народа являются ключевым приоритетом. Кроме того, в инициативе подчеркивается необходимость постоянной защиты гражданского населения, предоставления гражданским лицам возможности безопасно покидать районы, где ведутся боевые действия, предоставления гуманитарным организациям возможности эвакуировать раненых и больных без какой-либо дискриминации, и содержится призыв к воюющим группировкам не вербовать детей для ведения боевых действий.

Несмотря на трудности и вызовы, Саудовской Аравии, возможно, снова потребуется возродить свою инициативу и активно работать над обеспечением ее успеха в одностороннем порядке, учитывая ее позитивный имидж в Судане. Кроме того, усилия Королевства высоко оцениваются в суданских политических кругах, и существует общественное доверие к Эр-Рияду и его целям. В то время как саудовцы призвали соперничающие политические силы в Судане принять участие во встрече в Джидде, некоторые суданские наблюдатели считают, что необходимо привлечь все силы, особенно те, которые активны на местах. К ним относятся представители социальных инициатив и институтов гражданского общества, которые независимы и не связаны ни с одной из основных сторон конфликта. «Необходимо попробовать новый подход, чтобы не пролить кровь братьев в Судане», — написала саудовская газета Arab News.

Суданское общество не очень доверяет силам Западного сообщества и считает, что они стремятся урегулировать кризис в соответствии со своими интересами, а не разрешить его. Напротив, Королевство стремится урегулировать это сложное положение, чтобы достичь безопасности и стабильности в регионе. Политика Эр-Рияда явно была разработана саудовскими экспертами, которые обладают глубоким пониманием региональной ситуации.

В свете провала Западного сообщества на Ближнем Востоке суданский народ сильно и по понятным причинам боится международных неправительственных организаций и не доверяет им и имеет право опасаться их целей. Это результат негативной роли, которую играют многие из этих организаций в таких странах, как Йемен, Сомали, Сирия и других. Препятствование доставке гуманитарной помощи по многим причинам, включая настойчивое требование НПО о присутствии и участии их должностных лиц в доставке помощи, вызвало много подозрений относительно целей некоторых из них.

Саудовская Аравия, чтобы преодолеть эту дилемму, предложила отправлять всю гуманитарную помощь в исламский порт Джидда, при этом Эр-Рияд возьмет на себя ответственность за координацию с организациями гражданского общества Судана, а также саудовским агентством по оказанию помощи KSRelief. Именно это агентство играет важную позитивную роль во многих пострадавших районах и накопило огромный опыт и профессиональные возможности в этом отношении. У Саудовской Аравии есть много влиятельных инструментов для достижения этого, особенно с учетом того, что она председательствует на текущей сессии Организации исламского сотрудничества. Поэтому все выдвинутые инициативы могут быть объединены в одну, которая отвечает «чаяниям братского суданского народа»,-отметила газета Arab News.

Для достижения этой цели Королевство могло бы пригласить суданцев из различных политических фракций и организаций гражданского общества приехать в Саудовскую Аравию, чтобы укрепить доверие между ними и разработать всеобъемлющую дорожную карту, основанную на интеграции упомянутых инициатив, которая вывела бы Судан из его нынешнего опасного положения. Это важнейшая задача, которую необходимо выполнить, тем более что Эр-Рияд и наследный принц Мухаммед бен Салман Аль Сауд сейчас находятся в центре региональных событий в соответствии со своей внешнеполитической перестройкой и колоссальной программой «Видение до 2030 года», которое зависит от установления мира, безопасности и экономического развития на всем Ближнем Востоке.

Вполне понятно, что Африканский регион не может ждать, пока эгоистичное, зацикленное только на своих интересах Западное сообщество придет ему на помощь, тем более что у крупных держав другие соображения безопасности и они разобщены, когда речь заходит об их стратегических интересах и соображениях. Таким образом, региональные державы должны взять на себя ведущую роль, а Саудовская Аравия находится в наилучшем положении, учитывая ее позитивные отношения, экономический вес и способность обеспечить достижение результатов и урегулирование. И кроме того, многие страны, такие как Россия могут оказать помощь саудовцам в решении сложного суданского кризиса по линии БРИКС.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: