EN|FR|RU
Социальные сети:

Новый руководитель МИД КНР совершил турне по странам Африки

Владимир Терехов, 30 января

9-го января с. г. началась восьмидневная поездка на Африканский континент министра иностранных дел КНР Цинь Гана, лишь десятью днями ранее (30 декабря 2022 г.) назначенного на эту должность. В ходе турне руководитель МИД КНР посетил Эфиопию, Габон, Анголу, Бенин и Египет. В столицах первого и последнего он также нанёс визиты в штаб-квартиры Африканского союза и Лиги арабских стран, соответственно. Во всех местах посещения Цинь Ган провёл переговоры с политиками и государственными деятелями самого высокого ранга.

В комментарии газеты Global Times в связи с указанной поездкой подчеркиваются несколько примечательных моментов. Во-первых, после занятия нынешней должности это турне для Цинь Гана  стало первым в череде предстоящих мероприятий подобного рода. Во-вторых, была продолжена традиция, установившаяся в МИД КНР на рубеже 80-90-х годов прошлого века (и ни разу с тех пор не прерывавшаяся), начинать каждый Новый год поездкой руководителя ведомства именно в Африку. Её неизменно придерживался предыдущий министр Ван И, почти десять лет возглавлявший китайский МИД и отвечающий теперь в ЦК КПК за весь комплекс внешнеполитической деятельности страны с непосредственным подчинением её лидеру.

И всё же крайне важную особенность именно нынешнему турне нового руководителя МИД КНР придаёт фактор резкого усиления в последнее время активности на том же африканском направлении главного геополитического оппонента Пекина в лице Вашингтона. Впрочем, признаки схожей обеспокоенности начинает проявлять и чиновничество ЕС, пребывающее пока в состоянии неопределённости относительно выбора внешнеполитического курса руководимого континента.

Отметим, что, лишь с приходом к власти в США нынешней администрации, в американском политикуме более или менее сформировалось понимание характера ответа на вопрос: чем конкретно становление КНР в качестве глобальной державы угрожает тем уникальным позициям, которые Вашингтон получил с окончанием холодной войны, то есть на современном этапе “Большой мировой игры”?

Поиск ответа на данный, а также схожие вопросы в “ударно-авианосной” сфере, чем чаще всего занимаются пикейные жилеты от пропаганды (с их горячечно-апокалиптически-ядерным бредом, а также “походами на Берлин”) – это сегодня путь в тупик. Если не в глобальную катастрофу. Ибо упомянутая “игра” во всё большей мере ведётся вокруг уже обозначившейся главной глобальной проблемы, связанной с выживанием (а не с пресловутым “прогрессом”) человечества в условиях множащихся вызовов тоже глобальных масштабов.

Её невозможно решить без веками накапливавшихся проблем в отношениях между “Севером и Югом” сложившегося сегодня мироустройства. Именно на их преодоление нацелен ключевой государственный концепт КНР построения “Сообщества единой судьбы”, выдвинутый в конце 2012 г. нынешним китайским лидером Си Цзиньпином. Инструментальный характер по отношению к данному концепту носит проект Belt and Road Initiative, имеющий несколько ответвлений, из которых всё больший вес приобретает как раз африканское.

Помимо двустороннего формата отношений с отдельными странами Африки, с начала нулевых годов КНР располагает площадкой для диалога с ними со всеми вместе. Таковую составляет Форум сотрудничества Китай-Африка (Forum on China-Africa Cooperation, FOCAC), который с момента основания в 2000 г. собирался уже восемь раз с периодом в три года. В том числе трижды на уровне высших должностных лиц. Последний раз (на министерском уровне) FOCAC заседал в ноябре 2021 г. в столице Сенегала — Дакаре.

Отметим, что трёхгодичный перерыв между очередными раундами переговоров сторон в рамках FOCAC не означает, что этот период ничем не заполняется. По тем или иным поводам собираются рабочие группы, а также проводятся министерские видеоконференции c выборочным составом участников. Таковую, в частности, в августе 2022 г. провёл бывший министр иностранных дел Ван И  “в связи со сложной и нестабильной международной обстановкой, а также продолжающейся пандемией COVID-19”.

Китай быстро расширяет своё присутствие на африканском континенте путём организации сотрудничества прежде всего в различных сферах экономики, формирования систем образования и здравоохранения. То есть там, где африканские страны встречаются с наиболее тяжёлыми проблемами, нерешённость которых провоцирует миллионные потоки переселенцев. Которые движутся главным образом в сторону того же “Севера”.

По не менее разнообразным причинам для всех главных мировых игроков уже сегодня резко возрастает значимость фактора вовлечения в дела Африканского континента. И со временем она будет только умножаться. Удача же во всё более определённо обозначающейся “гонке за влияние на Африку” будет сопутствовать тем из игроков, которые преуспеют прежде всего в реализации на континенте проектов в обозначенных выше и прочих аналогичного плана сферах.

По интегральным же показателям (масштаб торговли, ежегодные инвестиционные вложения и объёмы их накопления), отображающих состояние и перспективы в указанных сферах, Китай уже резко опережает как главного геополитического конкурента, так и ведущие европейские страны по отдельности. Уступая пока по указанным показателям ЕС в целом, в Пекине поставили цель обогнать европейцев в Африке и всех вместе.

Главную причину постепенно накапливавшихся в Вашингтоне опасений в связи с возрастающей активностью в КНР на континенте иллюстрирует график изменения  прямых инвестиций (Foreign Direct Investment — FDI) в экономику африканских стран за последние два десятилетия. Видно, что начиная с 2013 г. по данному показателю Китай заметно опережает США. Поэтому в Вашингтоне (а также в Брюсселе) забили тревогу: “С этим надо что-то делать”.

Указанное “что-то” поначалу свелось к примитивной пропаганде на тему “долговых ям”, в которых якобы оказывается каждый, кто соглашается сотрудничать с КНР в рамках, например, той же BRI. В частности, подобного рода атакам подвергался проект модернизации международного аэропорта в столице Уганды Энтеббе.

Но пропаганда в борьбе с политическим оппонентом может играть лишь вспомогательную роль. Главное (и помимо нехороших слов в адрес конкурента), надо предложить объекту борьбы что-то своё, “более лучшее”. Вначале (летом 2021 г.) дело ограничилось разработкой некоего документа (“Корнуоллского консенсуса”) обще-концептуального плана.

Концепции – это хорошо. Однако пребывающим в состоянии бедствия африканцам нужна конкретика и в прошлом году ЕС и США таковую предложили в ходе саммитов, проведенных в Брюсселе и Вашингтоне.

17-18 февраля 2022 г. состоялся шестой Саммит ЕС-АС, в котором с африканской стороны приняли участие руководители сорока стран. От руководства ЕС в адрес последних прозвучали разного рода конкретные и привлекательные обещания. В одном из комментариев всё это мероприятие было охарактеризовано, как “сочетание помпезности и содержательных результатов”. Говорится также, что обе стороны “преследовали пересекающиеся, а иногда и расходящиеся интересы”. Примечательной представляется и ремарка о факторе “растущего влияния Китая в Африке”, как одного из главных мотивов африкано-европейского Саммита.

Спустя почти год уже от президента США Джо Байдена не менее заманчивые обещания прослушали руководители 49-и стран континента. Состоявшаяся в период с 13 по 15 декабря в Вашингтоне встреча с ним прошла под лозунгом “Успех Африки это успех всего мира”. Участвовавший в ней госсекретарь Э. Блинкен произнёс и ряд других не менее приятных для гостей слов. Например, “Африка является главной геополитической силой” в мире.

Вот на фоне этих (внешне впечатляющих) мероприятий, проведенных в прошедшем году основными геополитическими оппонентами, новый руководитель МИД КНР и совершил поездку на Африканский континент. Её итоги вполне позитивно оценили как в странах посещения, так и в самом Китае.

Отметим важное обстоятельство, обусловленное тем, что Цинь Гана вполне может считаться специалистом в вопросах политики основных геополитических конкурентов. В течение года, предшествующего занятию нынешнего поста, он был послом в Вашингтоне, а ранее длительное время работал в посольстве КНР в Лондоне.

Тем временем в самих США и ЕС высказываются сомнения относительно возможности сколь-нибудь заметным образом хотя бы потеснить Китай с тех позиций, которые к настоящему времени он уже занял в Африке. К такому выводу пришли, в частности, эксперты аналитического центра авторитетного британского издания Economist Group, на результаты исследования которых ссылается агентство Bloomberg. В частности, указывается на то, что африканцы не забыли, каким образом ещё относительно недавно европейцы осваивали их континент. В связи с чем у первых сегодня “возникают вопросы о мотивах повторного участия ЕС и США” в проектах, (вроде бы) нацеленных на экономическое развитие африканских стран.

Наконец, в очередной раз отметим, что бескомпромиссная борьба между основными участниками нынешнего этапа “Большой мировой игры” за влияние в Африке приводит к разделению накопленных в мире ресурсов, которые согласованным образом можно было бы использовать для оказания помощи населению как данного континента, так и “стран третьего мира” в целом.

Между тем упомянутое согласование как раз прямо подразумевается ключевой китайской концепцией построения “Сообщества единой судьбы”.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

На эту тему
Антикитайская политика Европы: один шаг вперед, два назад
Египет, Эритрея, Сомали: обращаясь к мотивам участников тройственного альянса
Большая игра на Африканском Роге продолжается. Часть 4: Эфиопо-сомалийский конфликт в ракурсе других внешних игроков
О некоторых событиях в связи с календарными мероприятиями АСЕАН
Об участии премьер- министра Индии Нарендры Моди в саммите БРИКС в Казани