EN|FR|RU
Социальные сети:

О некоторых событиях в связи с календарными мероприятиями АСЕАН

Владимир Терехов, 25 октября 2024

В период 9-11 октября с. г. в столице Лаоса Вьентьяне прошла серия ежегодных мероприятий Ассоциации десяти стран Юго-Восточной Азии и нескольких конфигураций, функционирующих на базе АСЕАН.

Ассоциации десяти стран Юго-Восточной Азии: встреча во Вьентьяне

О значимости разнообразных международных площадок

Сам факт того, что на нынешнем этапе «Большой мировой игры» гораздо большего внимания, чем упомянутые календарные мероприятия, заслуживают факт и содержание состоявшейся во Вьентьяне (то есть, «по подходящему случаю») встречи премьер-министров КНР и Японии, а также ряд произнесённых здесь же реплик госсекретаря США по поводу некоторых событий в ЮВА и в связи с Тайваньской проблемой, свидетельствует, скажем мягко, о не первостепенной значимости обозначенных международных площадок.

На авторский взгляд, оценка «не первостепенности» относится и к АСЕАН, лидеры которой, впрочем, не упускают случая для прямо противоположного плана утверждений о «центральной роли» данной Ассоциации. Причём не только в делах субрегиона ЮВА. Отметим, впрочем, что и представители главных мировых игроков не устают «лить в уши» участников АСЕАН подобного же рода сладкий елей. Рассматривая при этом указанную Ассоциацию скорее в качестве важного инструмента, который неплохо бы использовать против геополитических конкурентов.

Между тем сохраняющаяся «рыхлость» и не впечатляющая дееспособность АСЕАН иллюстрируется фактами неизменно низкой долей внутренней компоненты в торговле стран-участниц (порядка 25%, при том что в ЕС она пребывает на уровне 70%), неспособностью решить «проблему Мьянмы» и некоторых других (о чём ниже). В частности, та же, «проблема Мьянмы» фигурировала в качестве одной из основных и на нынешних 44-х-45-х Саммитах АСЕАН.

Во Вьентьяне встретились премьер-министры КНР и Японии

Данное событие заслуживает внимания уже потому, что тренды в японо-китайских отношениях в возрастающей степени влияют на формирование ситуации во всём Индо-Тихоокеанском регионе. Между тем в статье нового лидера правящей в Японии Либерально-демократической партии Сигэру Исибы, опубликованной в конце сентября Институтом Хадсона, были обозначены два новых тезиса относительно проблематики обеспечения национальной безопасности, которые ранее не встречались в выступлениях руководителей страны. В статье были предложены идеи создания «Азиатского НАТО», а также доведения американо-японского военно-политического альянса «до состояния американо-британского союза».

Впрочем, не уточнялось, что конкретно имелось в виду. Кроме того, спустя неделю оба эти тезиса исчезли в первом выступлении в парламенте С. Исибы уже в должности временно исполняющего обязанности премьер-министра (на которой он намерен остаться по итогам предстоящих 27 октября внеочередных всеобщих выборов). В связи с чем высказывается мнение, что отмеченные выше внешнеполитические резкости были им использованы накануне выборов лидера ЛДП, чтобы победить на них ещё более радикальных в этом плане претендентов на пост руководителя правящей партии.

Как бы то ни было, но акт «вброса» упомянутых идей состоялся и на него не могли не обратить внимание в КНР. Тем не менее в комментариях прошедшей 10 октября во Вьентьяне встречи С. Исибы с китайским коллегой Ли Цяном оба участника выразили намерение продвигать процесс построения «взаимовыгодных отношений на базе общих стратегических отношений». Голова идёт кругом от кульбитов в японской политической риторике относительно курса на китайском направлении.

О некоторых высказываниях во Вьентьяне госсекретаря Э. Блинкена

Госсекретарь Э. Блинкен, представлявший во Вьентьяне Вашингтон на очередном форуме «Восточно-Азиатский Саммит» (в работе которого наряду со странами-членами АСЕАН участвуют ещё восемь стран, включая США), назвал «всё более опасным и незаконным» поведение пограничной службы КНР в районе архипелагов Южно-Китайского моря. Напомним, что вопрос их принадлежности является предметом споров Пекина с рядом стран-членов АСЕАН.

Выступая затем перед журналистами, он позволил себе ещё ряд резкостей в адрес главного геополитического оппонента, но уже в связи с Тайваньской проблематикой. Поводом для одной из них послужила ожидаемо негативная реакция КНР на выступление президента Тайваня У. Лая по случаю празднования (10 октября) очередной годовщины начала «Синьхайской революции», положившей начало новой республиканской эпохе длительной истории Китая (подчеркнём, не Формозы-Тайваня). В частности, Э. Блинкен сказал, что «Китай ни в коем случае не должен использовать это (выступление У. Лая-ред.) в качестве предлога для провокационных действий».

Эта последняя реплика Э. Блинкена вполне вписывается в общий курс США на постепенное превращение Тайваня в независимое государство де-юре, которое в этом качестве должно принимать участие в работе различных международных организаций, а также в реализации неких многосторонних проектов, в том числе относящихся к сфере обороны и безопасности. Чему последним свидетельством стало участие представителей министерства обороны Тайваня в прошедшем 7-8 октября в Гонолулу первом заседании рабочей группы, созданной Пентагоном в целях реализации программы «Партнерство по обеспечению устойчивости промышленности Индо-Тихоокеанского региона» (Partnership for Indo-Pacific Industrial Resilience, PIPIR).

О китайско-вьетнамском инциденте в районе спорных островов ЮКМ

За десять дней до начала обсуждаемых мероприятий АСЕАН в районе Парасельских островов, которые, впрочем, в КНР и Вьетнаме обозначаются другими названиями, случился некий инцидент. Указанные острова располагаются в северной части акватории ЮКМ и приблизительно на одинаковом расстоянии (порядка 200 км) от ближайших (неоспариваемых) территориальных точек обеих стран.

Отметим, что у КНР подобного рода происшествия случаются в основном «в паре» с Филиппинами, в то время как с Вьетнамом они не наблюдались уже относительно давно. Поэтому это последнее насторожило обе стороны, которые ранее делали заметные шаги навстречу друг к другу с целью снижения уровня значимости (сохраняющихся) территориальных споров. Видимо, с той же целью спустя две недели после инцидента в ЮКМ в Пекин прибыл член политбюро ЦК компартии Вьетнама Луонг Куонг, где его принял лидер КНР Си Цзиньпин. Затем (13 октября) с трёхдневным визитом в Ханой прибыл премьер-министр Ли Цян, который провёл переговоры по широкому кругу вопросов уже с руководителем компартии и президентом Вьетнама Та Ламом.

Напомним, что в рамках конфигурации «АСЕАН+КНР» уже свыше двух десятков лет ведутся разговоры о необходимости принятия «Кодекса поведения» в ЮКМ. Очередным призывом «к скорейшему окончанию» переговоров на данную тему завершился и очередной Саммит АСЕАН.

Тем не менее нельзя вообще отрицать определённую полезность функционирования различного рода международных переговорных площадок. Исходя хотя бы из тех соображений, что если они всё ещё используются для организации неких многосторонних контактов, то это значит, что дело пока не дошло до столь популярного в последнее время ядерного оружия. Что, согласимся, уже немало по нынешним сумасшедшим временам.

Например, на полях последнего Саммита ШОС, прошедшего 15-16 октября в Исламабаде, состоялась встреча представителей двух обладателей упомянутого оружия, а именно Индии и Пакистана, которые с момента обретения независимости смотрят друг на друга через прорезь прицела. Поэтому заслуживает особого внимания уже сам факт первых за последние десять лет переговоров (опять же «по случаю») руководителя МИД Индии С. Джайшанкара и заместителя премьер-министра Пакистана И. Дара

После введения осенью 2019 г. в действие так называемого «Картарпурского коридора», предоставившего возможность сикхам индийского штата «Пенджаб» посещать священный для них храм в пакистанской провинции «Пенджаб», указанная встреча стала едва ли не первым заметным позитивным событием в двусторонних отношениях.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
О проекте создания «Лусонского экономического коридора»: фактор Тайваньской проблемы
Антикитайская политика Европы: один шаг вперед, два назад
Об участии премьер- министра Индии Нарендры Моди в саммите БРИКС в Казани
Казань 2024: саммит нового курса глобального управления
Сейчас мир многополярен, несмотря на то что говорят те, кто ностальгирует по необузданной однополярности