EN|FR|RU
Социальные сети:

Станет ли иранская авиакатастрофа катализатором перемен?

Александр Сваранц, 13 июня

Смерть президента Ирана

Гибель президента и главы МИД Ирана в авиакатастрофе 19 мая стало неожиданным трагическим событием. Что же случилось и могут ли измениться внешнеполитические подходы Тегерана после внеочередных выборов? 

Слишком случайно, чтобы выглядеть случайностью 

Авиакатастрофа 19 мая с.г. в Восточном Азербайджане иранского вертолёта, повлекшая гибель президента ИРИ Ибрагима Раиси, главы МИД ИРИ Амира Абдоллахияна и других официальных лиц, возвращавшихся из соседнего Азербайджана после встречи с президентом Ильхамом Алиевым, стала потрясением для иранской и немалой части международной общественности.

Нельзя сказать, что в современном техногенном мире можно полностью исключить авиакатастрофы, причинами которых могут быть различные объективные и субъективные факторы (включая, погодные условия, технические неполадки, ошибки пилотов и т.д.). Как говорится, небо ошибок не прощает вне зависимости от статуса пассажиров. Вместе с тем, во всех подобных случаях, когда жертвами становятся официальные лица (тем более, высшие должностные лица государств, политический курс которых имеет серьёзные противоречия с другими центрами силы), не исключается и факт подрывного воздействия (диверсий, террора) заинтересованных спецслужб и организаций.

Конечно, в Иране органы власти предпримут надлежащие меры для всестороннего, полного и объективного расследования всех деталей причин случившейся трагедии. Соответствующее поручение правоохранительным органам и спецслужбам, согласно сообщению агентства Mehr, уже даны.

Однако, как ни странно, распоряжение по созданию комиссии по расследованию поступило 20 мая, то есть после обнародования информации о гибели президента ИРИ, от имени начальника Генерального штаба ВС Ирана генерал-лейтенанта Мохаммада Багири, а не от верховного лидера рохбара Али Хаменеи и руководителей профильных ведомств (правоохранительных органов и спецслужб). Руководителем расследования Багери назначил бригадного генерала Али Абдоллахи, в этом процессе примут участие и представители иранской армии.

Обычно борт № 1 с президентом Ирана пилотировали представители КСИР. В этот же день вертолёт Bell-212, на который пересел И. Раиси, пилотировал представитель армии. Может этим обстоятельством вызвано распоряжение генерала Багири?

С самого начала поступавшая в СМИ информация об авиакатастрофе иранского вертолёта содержала немало противоречий и неточностей. Как известно, изначально иранская сторона сообщила, что борт № 1 с президентом и главой МИД ИРИ из-за сложных погодных условий совершил вынужденную жёсткую посадку; затем передали, что президент И. Раиси и министр А. Абдоллахиян с другими членами экипажа якобы выбираются из места происшествия, начата спасательная операция по обнаружению их места дислокации и движения; чуть позже сообщили о серьёзном ухудшении погоды и затруднении поисковых работ из-за тумана и дождей; далее появилась зыбкая надежда, ибо один из членов пострадавшего экипажа – аятолла Тебриза Мохаммад Али аль-е-Хашем (а по некоторым данным и министр Абдоллахиян) вышел на связь; ночью стало отмечаться о запросе помощи у соседней Турции для организации поисковых работ с применением современных беспилотников и средств обнаружения; наконец, подтвердились худшие прогнозы о крушении вертолёта Bell-212 по неизвестным причинам (то ли погодным, то ли техническим) и гибели всего экипажа (включая президента и главы МИД Ирана).

Очевидно, что такая последовательность первичных сообщений была связана с ограниченными данными о судьбе вертолёта и экипажа. К сожалению, поисковые и спасательные работы по ряду объективных причин (погодных и технических) оказались недостаточно оперативными и растянулись по времени. Однако в этом деле слишком много случайностей, чтобы считать падение вертолёта случайным.

Запрос о внешней помощи не помог Ирану 

Иран вынужден был обратиться к иностранным государствам (в частности, к членам НАТО – США и Турции) с просьбой оказать техническую помощь в ускорении процесса обнаружения потерпевшего аварию Bell-212. Однако Вашингтон не смог (или не захотел) предоставить необходимую оперативную помощь, сославшись на объективные логистические и материально-технические трудности. Анкара же, наоборот, оперативно направила из авиабазы Ван в Восточный Азербайджан современный БПЛА Akinci, который оснащён высококачественными видеокамерами и датчиками тепла и способен выполнять задачи в сложных метеоусловиях.

Правда, иранская сторона после обнаружения обломков вертолёта заявила, что турецкий беспилотник не смог им помочь, тепловизор БПЛА Akinci обнаружил источник тепла (остатки непотушенного костра) рядом с иранской деревней Тавиль в 30 км от границы с Азербайджаном. Вопрос удалось решить с помощью современного иранского дрона сухопутных войск КСИР, оснащённого радаром SAR, который находился на боевом дежурстве в северной части Индийского океана. Передислокация в Восточный Азербайджан потребовала времени. Турецкий же беспилотник отклонился от места падения президентского вертолёта на 7 км. Иными словами, гибель Bell-212 произошёл в 23 км от границы с Азербайджаном.

Почему Раиси поменял вектор визита? 

Визит президента И. Раиси в соседний Азербайджан для участия совместно с президентом И. Алиевым в открытии двух плотин на пограничной реке Аракс («Гыз галасы» и «Худаферин») был неожиданным. В этот день планировался визит иранского президента в Сюникскую область на юге Армении для встречи с Н. Пашиняном и подписания соглашения по транзитному транспортному проекту Север-Юг (из Индии через Иран, Армению и Грузию в Россию и Европу), в Азербайджане же для запуска двух дамб предполагалась встреча на уровне глав МИД. Однако лидер Азербайджана И. Алиев, проводив из Карабаха белорусского коллегу А. Лукашенко, остался на юге страны для приёма И. Раиси.

Понятно, что переговоры на р. Аракс между Алиевым и Раиси не ограничивались запуском двух плотин и касались более широких вопросов двусторонней и многосторонней повестки. Скорее всего, речь могла идти об аналогичном транзитном транспортном коридоре Север-Юг из России через Азербайджан и Иран в Индию (Азию), но без Армении и с антизападным уклоном. Стороны, судя по удовлетворённости азербайджанского лидера от итогов переговоров, очевидно, пришли к важным соглашениям. Получается, что США, исключающие разблокирование России и Ирана, оказались разочарованными договорённостями между Баку и Тегераном.

Однако с точностью наоборот можно предположить, что определённые силы в Иране (включая условную группу реформаторов из числа сторонников экс-президента Хасана Роухани) могли придерживаться противоположного мнения, ибо заинтересованы в прорыве иранской изоляции на европейский рынок через армянский Зангезур.

Наконец, в Иране присутствуют консервативные силы (включая самого рохбара А. Хаменеи и КСИР), которые с высоким подозрением относятся к азербайджано-израильскому партнёрству против ИРИ, а также к перспективам широкой общетюркской интеграции в рамках доктрины неопантуранизма.

Основные рабочие версии авиакатастрофы 

В подобных ситуациях параллельно отрабатываются несколько версий (включая метеоусловия, технические проблемы и человеческий фактор – от непрофессионализма пилота до диверсионно-террористической акции).

Метеоусловия исключаются. В Иране фактически отказались от рабочей версии погодных условий, ставших причиной падения вертолёта и гибели всего экипажа. Так, глава администрации президента ИРИ Гулам Хоссейн Исмаили, который входил в состав делегации президента Ибрагима Раиси и находился в другом вертолёте, в интервью иранской госкомпании IRIB заявил, что в начале полёта погода была ясной и все три вертолёта президентской колоны летели в сторону Тебриза с нижней стороны плотины. Тумана не было, а выступали облака. Командир вертолётной эскадрильи и пилот Bell-212 Мостафави, перевозивший Раиси, отдал приказ всем вертолётам набрать высоту и продолжить полёт над облаками. Спустя 30 секунд после набора высоты главный борт, летевший в середине колоны, пропал, хотя небо оказалось безоблачным, не было даже вибраций. Радиосвязь с президентским вертолётом мгновенно прервалась.

Технические издержки. Если исключаются метеоусловия (скорее они присутствовали в организации поисков разбившегося вертолёта и спасательных работ), то в качестве рабочей версии сохраняются технические причины. В частности, упавший вертолёт Bell-212 являлся американским воздушным судном 50-летней давности и достался в наследство нынешним властям ИРИ от шахских времён. Именно поэтому бывший глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф считает, что к гибели президента И. Раиси причастны США, ибо они запретили поставку авиадеталей для данного вертолёта, что привело к износу его двигателя и крушению.

Соответственно, известные жёсткие санкции США против Ирана (включая и по поставкам запчастей к тем же вертолётам) косвенно могли стать причиной технических неполадок воздушного судна. Почему косвенно? Просто конечный ответ в этом деле даст техническая экспертиза и расследование. В то же время иранская сторона не должна была включать данный Bell-212 в состав президентской колоны, если технические показатели машины вызывали подозрение (тем более, лётный состав использовал современные российские Ми-171).

Человеческий фактор. Обычно президентский борт пилотируют квалифицированные специалисты из КСИР. На сей раз вертолёт Bell-212 с президентом на борту поручили представителю армии. Правда, в иранских источниках нет информации, подвергающих сомнению профессионализм того же пилота Мостафави, перевозившего президента Ирана. Весь вопрос в том, с чем была связана данная кадровая замена от КСИР к армии? Скорее всего, эту причину замены выяснит комиссия по расследованию.

Диверсионно-террористическая акция. К сожалению, и подобная версия не исключается в данном конкретном случае, которая мало афишируется, но тщательно изучается по всему комплексу прямых и косвенных признаков.

Некоторые, особенно антиирански настроенные СМИ (например, азербайджанские соцсети типа minval.az, osmagisi.az) и эксперты (Бейдула Манафов, Тофик Алиев, Ариф Юнус и др.) полагают, что гибель Раиси открывает путь к должности президента и далее верховного лидера Ирана сыну Али Хаменеи.

28 июня всем станет известно, кто будет новым президентом ИРИ. После окончания пятидневного траура в Иране уже известен вероятный список кандидатов в президенты ИРИ, но в нём нет имени сына А. Хаменеи. В частности, известными кандидатами являются: Саид Джалали, сеид Парвиз Фатах, сеид Ясир Джабраили, Мохаммад Бакер Калибаф, Маджид Ансари, Али Лариджани, Мохаммад Джавад Зариф, Махмуд Ахмадинежад, Исхак Джахангари, Мехрад Базарпаш, Ахмад Вахиди, Алиреза Закани, Мохаммад Мохбар. Наконец, зачем же иранской стороне следовало внутриполитические разборки увязывать с полётом в соседний Азербайджан?

Возможно, что итоги переговоров Раиси и Алиева стали для кого-то неприемлемыми?

Очевидно, данная версия слишком неправдоподобна и является проявлением антииранских эмоций отдельных экспертов и СМИ с учётом недавних осложнений ирано-азербайджанских связей ввиду партнёрства между Баку и Тель-Авивом. К тому же сами азербайджанские авторы этой версии пребывают в американской эмиграции. Сам же президент И. Алиев передал И. Раиси, что «некоторые люди не приветствуют нашу встречу, но для нас они не важны».

След иностранных спецслужб. Учитывая высокую степень осложнения ирано-израильских и ирано-американских отношений по факту продолжающегося конфликта в секторе Газа, известных диверсионных акций против высокопоставленных генералов КСИР в Ираке и Сирии со стороны спецслужб США и Израиля, апрельскую массовую воздушную атаку иранских дронов и крылатых ракет на военные объекты Израиля, а также принимая во внимание заявление Б. Нетаньяху, что Тель-Авив оставляет за собой право точечных ответных ударов по ИРИ (а в прошлом это проявлялось в подрывных акциях «Моссад» и «Аман» по уничтожению иранских учёных и офицеров), нельзя исключать и факт подобной операции против президента Раиси и главы МИД Абдоллахияна со стороны Израиля при соучастии спецслужб США и Великобритании.

К тому же, в пользу внешнего вмешательства в гибель Bell-212 говорит тот факт, что данный вертолёт был оборудован тремя разными системами слежения (включая GPRS и транспондёрами), но они не сработали и не позволили обнаружить его местонахождение. Турецкая сторона, например, не фиксировала сигналов от вертолёта, очевидно, что транспондеры были отключены.

Но кем и почему? Очевидно, с расстояния 23 км технические средства разведки и операторы Израиля, возможно дислоцированные на территории Азербайджана, теоретически могли вести контроль полёта иранской колоны из трёх вертолётов и в заданной траектории отключить всю электронику, радиосистему и онлайн-навигаторы, либо предварительно поставить таймер на вывод из строя двигателя Bell-212.

Остаётся непонятным как президент Раиси и глава МИД ИРИ оказались на борту устаревшего американского Bell-212, ибо они летели в Азербайджан на современных российских Ми-171, успешно выполнивших полёт в двух направлениях. Кто же и почему организовал данную пересадку? Ведь даже внешне Bell-212 легко можно было отличить от двух Ми-171 (в смысле, в каком из них находится президент Раиси).

Израильская сторона, как известно, сразу же заявила о своей непричастности к данной авиакатастрофе. Аналогично поступили и США с дополнением аморального заявления госсекретаря Э. Блинкена, что Америка не огорчилась фактом гибели Раиси. В частности, на вопрос сенатора Теда Круза, Блинкен заявил «мир лучше теперь, когда Раиси мёртв».

Ричард Сильверстайн полагает, что убийство Раиси и его соратников совершил «Моссад», а сама операция была одобрена со стороны Биньямина Нетаньяху и его военного кабинета (включая Бенни Ганца и Гади Айзенкота). Об этой акции определенно в курсе и США.

Турецкий политик Догу Перенчик, оценивая техническую информацию о вертолёте Bell-212, также предполагает вероятность диверсии.

Скорее данная версия, если и подтвердится в ходе следствия, вряд ли будет обнародована и принята официально, ибо в противном случае этот факт и есть casus belli. Однако это вовсе не исключает вероятность продолжения эскалации напряжения по линии тайной войны спецслужб.

Что может измениться в политике Ирана? 

Этот вопрос, пожалуй, больше всех беспокоит иностранные государства, связанные с Ираном. Следует признать, что политическая система Ирана определяет верховным правителем не институт президента, а религиозный статус рохбара (то есть Али Хаменеи на данном историческом этапе). Соответственно, основной внешнеполитический курс Ирана (на региональном и глобальном уровне) вряд ли в скором будущем потерпит кардинальные перемены, ибо во всех случаях рохбар обладает правом вето на решения президента. Аналогичная ситуация и во внутренней политике.

Оппоненты и противники Ирана после гибели И. Раиси распространяли ложную информацию, что якобы иранское общество особо не переживает за данную потерю из-за жестокости покойного и протестных настроений в отношении режима. Однако прощание с Раиси показало, что в Тегеране и Мешхеде огромные массы (до 15 млн чел.) прощались со своим лидером, Иран не был охвачен протестным движением.

Другой вопрос, если иранской стороне в ходе расследования обстоятельств гибели Bell-212 станет известно об иностранном следе, то это может повлечь очевидное обострение на политическом, региональном, специальном и военном направлениях. Иран останется заинтересованным в реализации мультимодального транспортного проекта Север-Юг для транзита товаров по линии Индия – Россия- Европа с использованием географии стран Южного Кавказа.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
НАТО объявляет войну России: будет ли она успешной?
Террористические методы планетарного меньшинства – как признак слабости
Израиль: еще одно кровавое преступление Нетаньяху
От лидерства к вымогательству: как рушится могущественная империя США
Последняя террористическая атака на пейджеры в Ливане предсказуема и предотвратима