Недавно в СМИ прошла информация, подтверждённая посольством России на Кипре, что Москва планирует открыть в Северной Никосии (то есть в столице Турецкой республики Северный Кипр — ТРСК) консульство для обеспечения гражданских прав и свобод российской общины (точнее граждан РФ) на территории непризнанной никем кроме Турции турецкой части Кипра.
Обоснованием данного решения, согласно мнению посла РФ на Кипре Мурата Зязикова, является растущая российская община на территории ТРСК, гражданские интересы которых необходимо защищать и обеспечивать (например, для удовлетворения их избирательных прав, а в следующем 2024 г., как известно, в России намечаются президентские выборы). При этом отмечается, что численность российской общины в оккупированной Турцией в 1974 г. части Кипра неуклонно увеличивается и ныне составляет, по данным нашего посольства, более 50 тыс. человек. К тому же, на территории непризнанной ТРСК уже ряд лет действуют диппредставительства (консульства) ключевых стран Запада — тех же США, Великобритании, Франции, Германии и Италии.
Иными словами, российская сторона своим намерением открыть консульство в Северной Никосии пока что не идёт в разрез резолюциям СБ ООН и не собирается признавать суверенитет ТРСК. Правда, одновременно с консульством РФ в Северной Никосии, Москва планирует открыть и прямые рейсы в столицу ТРСК для упрощения пассажиропотоков из России в ТРСК и обратно.
Следует отметить, что данная информация для кого-то (особенно для греков и греков-киприотов) оказалась если не сенсационной, то тревожной. Сенсации особой нет, поскольку греческой стороне хорошо известно о «личной дружбе» лидеров России и Турции, о повышении роли Турции в российских экономических и политических интересах, о способности президента Эрдогана продавливать свои амбиции (на российском треке в особенности). Наконец, Греция и Кипр в ситуации с СВО ВС РФ на Украине и антироссийских санкций повели себя мягко говоря не так, как Эрдоган и Турция. Увы, греческая сторона поддержала санкции коллективного Запада, что не может остаться без внимания российской стороны. Именно поэтому бывший посол России в Никосии Станислав Осадчий, завершая свою дипмиссию на Кипре в сентябре 2022 г., охарактеризовал линию кипрских властей по отношению к РФ как недружественную. Скорее в этом следует искать возможные причины подобного шага российской дипломатии.
Правда, некоторые эксперты в России вот уже более года, обсуждая тему консульства РФ в Северной Никосии, допускали вероятность взаимного признания со стороны Москвы независимости ТРСК в ответ на аналогичное признание Анкары Крыма в составе РФ. Однако прошёл год, а в позиции «друга» Эрдогана по части принадлежности Крыма перемен мы не наблюдаем, ибо Турция по-прежнему считает Крым частью Украины. Не будем питать иллюзий относительно турецкого согласия на российский Крым, ибо те специалисты и эксперты (например, тот же Игорь Гиркин — Стрелков), кто допускает возможность политических «бартеров» (типа Галицию со Львовом признать Польшей, Закарпатье — Венгрией, Бендеры — Румынией, за которые, между прочим, Красная Армия и русский солдат пролили немало крови), должен знать о давних планах Турции признать стратегически важный Крымский полуостров как независимый Крымский Татарстан с вассалитетной зависимостью от Турции. Иными словами, турки не забыли военные успехи османского султана Мехмета Фатиха и армии Гедик-паши в 1475 г. в том самом Крыму — покорение Кафы и соглашение с Менгели Гиреем о протекторате Стамбула над Крымским полуостровом. Поэтому дружба — дружбой, а Крым, все же, русский.
Турция, будучи протектором над оккупированной ТРСК, уже проводит на глазах у Запада и России активную дипломатию по признанию независимости ТРСК, которую она оккупировала во многом благодаря политической санкции США из-за госпереворота греческих националистов «чёрных полковников» и позиции тогдашнего президента Кипра архиепископа Макариоса по соблюдению нейтралитета и отказу от НАТО в пользу партнёрства с СССР (то есть Большой Россией, по справедливому определению президента В.В. Путина). В частности, Анкара вопреки всем мнениям в 1983 г. признала независимость ТРСК (точнее ее зависимость от Турции), а также предоставила ТРСК (как Венгрии и Туркменистану) статус наблюдателя в международной Организации тюркских государств (ОТГ), созданной в ноябре 2021 г. после военного успеха турецко-азербайджанского тандема в Нагорном Карабахе. При этом, как не странно, тот же президент Азербайджана И. Алиев, отказывая во всякого рода самоопределении армянам Нагорного Карабаха, в ситуации с ТРСК ведёт себя диаметрально противоположно и делает ставку на силу вопреки праву. Однако мир в лице ключевых стран стерпел и эту «вольность» г-на Эрдогана.
В принципе, после начала СВО на Украине в апреле 2022 г. российская сторона публично отмечала о своих планах открыть консульство в Северной Никосии с тем же обоснованием обеспечения гражданских прав россиян в ТРСК. Правда, год назад российский посол на Кипре Станислав Осадчий при этом упоминал 10-15 тыс. россиян, обосновавшихся на Кипре. Если верить официальным данным и СМИ, то получается за минувший год в ТРСК численность россиян стремительно выросла почти в 5 раз. С чем это связано?
Конечно, за истёкший год ТРСК не приобрела международное признание, не стала членом ЕС и НАТО, да и в экономическом плане не прошла дальше Турции, которая ныне терпит серьезный обвал своей лиры и небывалую инфляцию. Стало быть, рост российской миграции определялся внутренними причинами в самой России. В числе эмигрантов, очевидно, есть: во-первых, высокая степень представителей мира бизнеса, нашедших новое убежище для «спасения» своего капитала от западных санкций; во-вторых, достаточная часть лиц призывного возраста из обеспеченных семей, избегающих ту же СВО в поисках «подушки безопасности». Будет ли наше потенциальное консульство возвращать «беглецов» на Родину, а военкоматы призывать их на фронт — вопрос сложный. Однако от этого они пока что-то не перестают быть гражданами России, да и ТРСК никем, кроме Турции, не признан. Следовательно, «гражданство ТРСК» вряд ли им поможет.
Между тем, на постсоветском пространстве по-прежнему остаются неурегулированные межэтнические конфликты и так называемые непризнанные республики (та же Нагорного-Карабахская Республика или Приднестровская Республика). Однако Россия (спросит наблюдательный читатель), независимо от численности россиян в этих квази-образованиях, пока что не создаёт в них консульства. Дело в том, что Россия в названных территориях имеет иное (военное) представительство. Соответственно, русские миротворцы могут решать при необходимости подобные и иные задачи в отношении поддержки своих граждан. Что же касается ТРСК, то все течёт и все меняется. Россия пока что не объявила о признании независимости оккупированной турками части Кипра, но готова работать с их лидером Эрсином Татаром дабы упрощать гражданские и экономические дела.
Александр СВАРАНЦ — доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»