В последние годы позиции Америки на Ближнем Востоке слабеют, а политический курс Вашингтона все чаще подвергается критике в арабских странах. Арабы на своем опыте убеждаются в том, что американцы в подходе к этому региону руководствуются только своими корыстными интересами, призванными не помочь в решении проблем, стоящих перед этими государствами, а навязать свою волю, утвердить свою собственную гегемонию.
Недавняя история полна таких мертворожденных проектов: несколько лет тому назад, всем пытались задурить голову идеей создания, так называемого, Большого Ближнего Востока, затем появился план создания ближневосточного НАТО. Вообще идея формирования новых военно-политических блоков под эгидой США является одним из любимых прожектов вашингтонских стратегов.
Недавно стали муссироваться слухи о возможности заключения американо-саудовского пакта о взаимной безопасности, в рамках которого Саудовская Аравия нормализовала бы отношения с Израилем при условии, что последний пойдет на уступки палестинцам, в отношении возможности решения о создании двух государств. В рамках этого плана на днях Джидду посетил советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, его сопровождал Брэтт МакГерк, высокопоставленный чиновник Белого дома, занимающийся ближневосточной политикой.
В качестве приманки американцы подчеркивали, что такого рода договор об обороне заключается впервые с «недемократической» страной. Кроме того, американцы обещали продажу истребителей Ф-35 и передовых систем противоракетной обороны, а также помочь в создании гражданской ядерной программы Королевства.
По мысли деятелей вашингтонской администрации американо-саудовский пакт о безопасности приведет к нормализации отношений между Саудовской Аравией и еврейским государством, ограничит отношения между Королевством и Китаем и изменит правила игры на Ближнем Востоке.
Примечательно, что Белый дом был особенно обеспокоен возможностью принятия китайских юаней вместо доллара США для определения цены продажи нефти в Китай – с учетом экономического влияния КНР и Саудовского Королевства, это оказывает весьма негативное влияние на доллар. При этом предполагается, что саудовцы и американцы потребуют от Нетаньяху официального обещания не аннексировать Западный берег, не строить там новые поселения, не расширять существующие, отказаться от легализации аванпостов диких еврейских поселений и передать часть территории, находящейся под контролем Израиля палестинской национальной администрации, как это предусмотрено соглашениями Осло 1993 года.
Если принять во внимание нынешнее внутриполитическое положение в Израиле, который фактически стоит на пороге гражданской войны, а больше половины населения не перестает выходить на демонстрации против предлагаемой экстремистским правительством судебной реформы, то возникает законный вопрос – зачем вашингтонские стратеги выдвигают такой заведомо нереалистический план. Тем более что некоторые деятели израильской оппозиции называют правительство Нетаньяху практически фашистским.
Израиль через советника по национальной безопасности дал понять, что не собирается вносить коррективы в свою ближневосточную политику: более того по словам американского издания «Аль монитор» «нет никаких признаков того, что надежды США реалистичны».
Еще четче эти оценки высказала израильская газета «Джерусалим пост» 1 августа с.г.: «Саудовцы просто не доверяют Америке при Байдене, который приехал в Саудовскую Аравию из Израиля и даже не смог заставить саудовцев снизить цены перед промежуточными выборами в США. Администрация Байдена не может даже стать посредником в нормализации отношений между Королевством и США».
Главный редактор ведущей саудовской газеты «Араб Ньюс», подчеркнул после приезда американского эмиссара, что «справедливое решение для палестинцев всегда было главным приоритетом Королевства».
Вся эта шумиха призвана показать, что США сохраняют инициативу в ближневосточных делах, заботятся об интересах народов региона и их еще рано списывать со счетов в качестве важной ближневосточной державы.
Наиболее продвинутые арабские наблюдатели считают, что США не знают, как ответить на резкое укрепление позиций в регионе Китая, который сумел добиться нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией, хотя Вашингтон долгое время всячески стремился разжигать конфликт между Тегераном и Эр-Риядом.
Кроме того, они полагают, что в условиях внешнеполитических провалов США, Белый дом даже только через разговоры о новой американской инициативе на Ближнем Востоке сумеет набрать дополнительные очки в предвыборной президентской гонке.
Вся эта затея показывает, что американский подход к другим странам однозначен, и он не меняется – никто не имеет право отстаивать свои национальные интересы, если это невыгодно Вашингтону.
Вениамин Попов, директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО (У) МИД РФ, Чрезвычайный и Полномочный посол, кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».