Мы не раз отмечали, что при описании межкорейской политики в речах президента РК Ли Чжэ Мёна звучат взаимоисключающие параграфы, и похоже, дело в том, каждая из «башен» Голубого дома тянет в свою сторону.

Министр воссоединения против воссоединения
Во-первых, к нынешнему времени он уже не раз заявил, что «в действительности Южная Кореи и КНДР являются двумя государствами». Конечно, это означает признание их «государственности, а не перманентного разделения». Объединение Кореи остается в силе, но сдвигается на долгую перспективу, в т.ч. в формате конфедерации, а главная задача сегодня — превратить «два враждебных государства», о которых говорит Север, в «два мирно сосуществующих государства».
В итоге Чон предложил оставить «бесполезные дискуссии о национальной идентичности», восстановить диалог и каналы общения, а также «заняться практическими задачами», в том числе так и не случившееся «перекрестное признание»: дипломатических отношений Северной Кореи с США и Японией.
Безусловно, свыше 50% населения РК считают Северную Корею государством. Но если Сеул хочет перейти от слов к делу, сначала придется менять Конституцию страны: статья 3 объявляет территорией РК весь полуостров, а статья 4 говорит о «стремлении к объединению». Иначе все заявления об уважении политической системы КНДР и отказе от «объединения через поглощение», вообще-то, повод для импичмента или обвинения в государственной измене.
Во-вторых, в ходе встречи с председателем Hyundai Group Хён Чжон Ын заявил, что, несмотря на длительный разрыв в межкорейских отношениях, необходимо стремиться к реализации туристического проекта, который свяжет районы Вонсан-Кальма и Кымгансан в Северной Корее. То, что построенный южнокорейцами комплекс перестраивается под китайских туристов, а Ким Чен Ын еще раз повторил, что «мы не будем иметь с ними никаких дел», обошло его стороной или он живет в своем мире?
В-третьих, Чон Дон Ён призвал «с холодной головой» признать тот факт, что «КНДР стала одним из трёх государств (наряду с Китаем и Россией) способных нанести удар по территории США». Дескать, в 2019 году во время встречи Ким Чен Ына и Дональда Трампа в Ханое возможность решить ядерную проблему Корейского полуострова была упущена и теперь КНДР стала гораздо опаснее. Вот только возможность атаковать континентальную часть США у КНДР была еще на момент саммита в Ханое.
Министр воссоединения против иных представителей руководства РК
Остальные представители руководства Южной Кореи, однако, держатся иной позиции.
Так, 23 сентября советник по национальной безопасности Ви Сон Лак заявил, что Сеул «не поддерживает и не признаёт концепции двух корейских государств». Правительственная позиция основывается на положениях Основного соглашения 1991 года, согласно которому отношения между Югом и Севером рассматриваются как «особые», не являющиеся отношениями двух суверенных государств, а конечной целью объявляется объединение. Соответственно, в современных условиях нормализация отношений между Сеулом и Пхеньяном неизбежно будет длительным процессом, а её конечной точной должно стать установление «особых взаимоотношений».
Есть противоречия у Чон Дон Ена и с министром обороны РК Ан Гю Бэком, и касаются они использования в отношении КНДР термина «враг». Чон считает, что статус КНДР надо понизить хотя бы до «угрозы», Ан придерживается традиционных формулировок.
О том, что в отношении КНДР не следует использовать распространённый при Юн Сок Ёле термин «враг», заговорил и президент Ли.
Кроме того, Чон Дон Ён сообщал, что его ведомство обсуждает с Минобороны вопрос приостановки учений с боевыми стрельбами, как это предусмотрено межкорейским соглашением от 19 сентября 2018 года, и вообще ради диалога с Пхеньяном маневры следует сокращать или отменять. Военные же – за сохранение прежнего масштаба учений, указывая на президентские обещания возвращения оперативного командования войсками. Кто ведет в споре, неясно, но крупные учения «Хогук» всё же перенесли с октября на ноябрь, формально — из-за саммита АТЭС и парламентских слушаний.
Кто тянет сильнее?
Русскоязычный кореевед Андрей Ланьков считает условную «башню» Чон Дон Ёна наиболее влиятельной, и отмечает, как осенью 2024 года несколько известных функционеров режима Мун Чжэ Ина (например, его глава администрации Им Чжон Сок), которые ранее были ярыми сторонниками межкорейского диалога, заявили, что, если взглянуть трезво, объединение не особо желательно а, в ближайшем будущем — нереализуемо. По мнению Ланькова, Чон – ветеран демпартии, а Ви известен прежде всего как профессиональный дипломат и находится в нише «приглашённого специалиста». Но с этим можно поспорить. Чон очень долго находился в политическом небытии и при Мун Чжэ Ине в обойме лиц, принимающих решения, его не было. Назначение его на пост министра скорее было или признаком кадрового кризиса, когда иных кандидатов не нашли, или сигналом Пхеньяну – знакомое имя ориентировало на знакомый курс.
Подведем итог: хорошо, что о признании сложившихся реалий на полуострове говорят как минимум на уровне министра. Признание реальности, как оно ни горько, снижает вероятность конфликта на полуострове, так как концепция единой страны, которую надо объединить, окончательно обнулится.
Плохо, что это не шаг в данном направлении, а лишь демонстративно занесенная нога. Пространства для нормального межкорейского диалога в нынешней ситуации нет. В Сеуле это видят, но вакуум повестки заполняется вот такими вот заявлениями. Пойдет ли популист Ли Чжэ Мён на структурные изменения Конституции, которые подведут под данный тезис законодательную базу – хороший вопрос даже с учетом ручного парламента.
Ни хорошо и ни плохо то, что разные чиновники выдвигают разные концепции, а президент озвучивает элементы то одной, то другой: для популиста такое привычно. Важнее то, что это указывает на неединство курса, отчего автор и задается вопросом, выведенным в заголовок.
«Пока верстался номер»…
За время подготовки текста к печати в ходе заслушивания в комитете по внешней политике и объединению Национального собрания Чон Дон Ён еще раз сообщил, что концепция «двух мирных государств на Корейском полуострове» станет официальной позицией Сеула. По его словам, вопрос находится в стадии конкретизации и обсуждения. Разумеется, заявление вызвало критику со стороны членов оппозиционной партии «Сила народа», которые назвали её «неконституционной».
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН
Следите за появлением новых статей в Telegram канале
