EN|FR|RU
Социальные сети:

Между изоляцией и признанием: Узбекистан в дипломатии Талибана

Самьяр Ростами, 16 октября 2025

С момента возвращения к власти в 2021 году талибы придают приоритетное значение выстраиванию стратегических отношений с Узбекистаном, рассматривая Ташкент как ключевого партнёра для выхода из изоляции, стабилизации Афганистана и получения международного признания.

Узбекистан в дипломатии Талибана

С тех пор как талибы вновь пришли к власти в августе 2021 года, их отношения с Узбекистаном постепенно развиваются в направлении осторожного сотрудничества, основанного на дипломатических, экономических и вопросах безопасности. Для талибов Узбекистан — это важный региональный игрок, способный обеспечить экономическую поддержку и дипломатическую легитимность в условиях продолжающейся международной изоляции. Для Ташкента взаимодействие с Кабулом — это прагматичный шаг, направленный на предотвращение распространения терроризма, наркотрафика и миграционных потоков, способных дестабилизировать Центральную Азию.

В 2024–2025 годах дипломатическая активность талибов значительно возросла: Кабул стремится укреплять двусторонние связи, чтобы компенсировать давление Запада, требующего политических реформ. Хотя участие Узбекистана в механизме «5+1» с США и его сотрудничество с ЕС вызывают обеспокоенность в Кабуле, талибы высоко оценивают взвешенную позицию Ташкента на международных площадках. Одним из ключевых требований талибов остаётся раннее признание со стороны Узбекистана — независимо от позиции Запада.

Сотрудничество в сфере безопасности остаётся чувствительным вопросом. Узбекистан настороженно относится к угрозам со стороны экстремистов, но в то же время рассчитывает на талибов в борьбе с ИГИЛ* (ISIS-K) и Исламским движением Узбекистана (ИДУ). Талибы утверждают, что афганская территория не представляет угрозы и стремятся избежать включения в список террористических организаций.

Экономическое взаимодействие усиливается. В 2024 году товарооборот между странами достиг $1,1 млрд и может утроиться в ближайшие годы. Талибы заинтересованы в инвестициях Узбекистана в текстильную, цементную, нефтеперерабатывающую отрасли и в крупные инфраструктурные проекты, включая железную дорогу Мазари-Шариф — Герат — Кандагар. Проект по добыче газа Тоти-Майдан стоимостью $1 млрд стал важной вехой в энергетическом сотрудничестве, символизируя стремление Афганистана к энергетической независимости и развитию экспортного потенциала.

Тем не менее остаются нерешённые вопросы — включая водный спор вокруг канала Кош-Тепе и нежелание Ташкента официально признавать правительство талибов. Несмотря на это, экономический прагматизм, вероятно, будет и дальше способствовать сближению, и Узбекистан может стать первой страной Центральной Азии, официально признавшей талибов.

*—организация, запрещенная в России

 

Полная версия статьи на английском языке.

 

На эту тему
Кая Каллас и эрозия европейской дипломатии: почему ЕС нуждается в перезагрузке на самом верху
Об азиатском турне президента США
ДР Конго: нет мира «под оливами». Часть третья: США и ДР Конго — ничего личного, просто бизнес  
США сделали последнее предупреждение Ираку: это прелюдия к более масштабной войне на Ближнем Востоке
Укрепление российско-китайских отношений в меняющемся мировом порядке