Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США у политической элиты Турции вселяет уверенность на рестарт турецко-американских отношений и укрепление статуса Турецкой Республики в международных делах.
Каковы перспективы «восхода» в турецко-американских отношениях?
Турция традиционно остается непростым партнёром для Запада (как, впрочем, и Востока) в силу издержек имперского мышления и надежд на реанимацию османизма в новом качестве. Именно декларации доктрины неоосманизма в сочетании с неопантуранизмом вызывают беспокойство как в США и ЕС, так и в России, Иране и Китае.
Возможно, только Великобритания заинтересована в формировании нового Туранского союза под лидерством Турции. Цель Лондона сводится к продвижению британских геоэкономических и геополитических интересов вглубь Евразии для получения доступа к богатейшим сырьевым ресурсам тюркских стран постсоветского пространства и создания разделительного коридора между Россией и Ираном с Китаем.
Активизация взаимовыгодных связей Турции с Россией (особенно в области военно-технического сотрудничества по сделке с ЗРК С-400) стали формальным поводом отключения Анкары от участия в программе американских истребителей пятого поколения F-35 и поставок 40 модернизированных истребителей F-16. Одномоментно к некоторым турецким чиновникам были введены санкции, а процесс евроинтеграции Турции с ЕС вновь оказался блокированным.
В последующем турецкая экономика погрузилась в затяжной финансовый кризис. Развитие же активных торгово-экономических отношений с Россией в условиях начавшегося СВО на Украине независимо от американских санкций. Это позволило в 2022 г. повысить товарооборот между нашими странами в два раза, добавив проблемы в турецко-американские отношения и угрозы со стороны финансовых учреждений США. В период президентства Джозефа Байдена так и не состоялся официальный визит президента Турции Эрдогана в США.
Турция в процессе президентских выборов 2023 г. провела прагматичные «политические торги» с США по вопросу своего согласия на членство Финляндии и Швеции в НАТО. Данная «политическая сделка» позволила начать рестарт в натянутых отношениях с США и получить согласие американского президента на «военную сделку» по судьбе 40 истребителей F-16 и положительное отношение МВФ к финансовому сотрудничеству с правительством Турции. Эрдоган включил в экономический блок нового правительства проамериканских специалистов во главе с министром финансов и казначейства Мехметом Шимшеком.
Победа на президентских выборах в США республиканца Дональда Трампа вселяет надежды в кругах правящей политической элиты Турции на всеобъемлющий рестарт в турецко-американских отношениях. В Анкаре на уровне политиков и экспертов выражают уверенность, что политика Трампа по выводу США из конфликтов позволит:
во-первых, прекратить поставки оружия Израилю и остановить войну в секторе Газа и Ливане;
во-вторых, заморозить российско-украинский конфликт при турецком посредничестве;
в-третьих, вернуть Турцию к участию в программе производства истребителей F-35 и решить другие вопросы по обеспечению стратегической безопасности государства;
в-четвёртых, активизировать процесс евроинтеграции Турции при укреплении её ключевой логистической функции для связи Запада с Востоком;
в-пятых, обеспечить продвижение Турции на просторы Турана (постсоветского Востока) под эгидой Организации тюркских государств (ОТГ).
Эрдоган одним из первых поздравил Трампа с победой на выборах и пригласил его с визитом в Анкару. Иными словами, Эрдоган рассчитывает на полноценное восстановление турецко-американских отношений.
Турция надеется вернуть себе статус главного посредника в урегулировании российско-украинского кризиса
Глава МИД Турции Хакан Фидан по итогам возвращения в Белый дом Дональда Трампа вновь выразил поддержку суверенитету Украины и надежду на скорое прекращение огня. Прагматичные турки нацелены на активное участие своих строительных компаний в восстановительных работах на Украине. Правда, на каких условиях этот мир должен состояться – турецкий дипломат не уточнил. И как территориальная целостность Украины может сочетаться с реалиями на земле после 2,5 лет боевых действий и успехов российской стороны?
В недавнем интервью турецкой газете Hürriet министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил недоумение фактом военно-технического сотрудничества Турции с киевским режимом, ибо турецкое оружие позволяет ВСУ убивать российских солдат и мирных граждан. Вместе с тем, Лавров поблагодарил турецких коллег за активные попытки достижения мира и политического урегулирования российско-украинского кризиса. Однако усомнился в успехе политического посредничества Турции в силу деструктивного подхода главы киевского режима В. Зеленского, отвергающего конструктивные предложения о мире со стороны Москвы. Что же изменилось, коль Турция так настойчиво выражает уверенность в мирных инициативах в российско-украинских отношениях?
Очевидно, что с победой Трампа может измениться политика главного спонсора украинского конфликта и киевского режима. Если Трамп прекратит активную финансовую, военно-техническую и политическую поддержку Киеву и пожелает восстановления конституционных норм Украины и смены режима Зеленского, то о каком продолжении военного конфликта может идти речь?
Но следует иметь ввиду, что Эрдоган, развивая торговые отношения с Россией в условиях украинского кризиса, не пренебрегал поставками товаров двойного назначения в РФ. В этой связи турецкая сторона периодически ссылается на финансово-экономические угрозы со стороны США по факту подобного обхода американских санкций. Иными словами, Эрдоган официально оказывал военно-техническую помощь киевскому режиму в рамках концепции стратегической оперативной совместимости стран-членов НАТО, а России фактически допускал подобную негласную помощь в рамках независимой и прагматичной политики, позволяющей сохранять партнёрские связи и с Москвой.
Будет ли «Стамбул-2»?
В реальности же, Турция скорее поддерживает военный конфликт между братскими славянскими народами и государствами, чтобы ослабевали и государства, и их военная мощь. Анкара демонстрирует диаметрально противоположную политику в отношении этнически родственных стран и народов тюркского мира, создаёт при однозначной поддержке Великобритании и молчаливом согласии США и ЕС Туранский союз (ОТГ), выходит на Южный Кавказ и Центральную Азию при последующем вытеснении (ослаблении) регионального присутствия России. Турция с конца XVIII в. сохраняет устойчивый интерес к реанимации своего доминирования на Крымском полуострове и черноморском бассейне в целом.
В этих условиях Турция рассчитывает, что снижение, либо прекращение военной помощи США Украине позволит перезапустить стамбульскую площадку для возобновления российско-украинских переговоров по достижению мира. Станет ли Стамбул-2 повторением условий Стамубла-1 – покажет время. Однако тема статуса Крыма и освобождённых территорий не может стать предметом торга и компромиссов.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»