Хотя многие явления разделили отношения между Востоком и Западом после иллюзии окончания холодной войны в 1991 году, Запад часто стремится навязать свое собственное видение мира, игнорируя или оттесняя на второй план различные точки зрения. Это означает, что западные страны и их СМИ представляют свою точку зрения как единственно верную, игнорируя или сводя к минимуму мнения и опыт других культур и цивилизаций. Они судят о других обществах в соответствии со своими собственными стандартами и ценностями, не принимая во внимание их контекст и специфику. Такое отношение обусловлено шовинизмом, системным расизмом, экстремистским национализмом или страхом перед неизвестным и порождает такие негативные последствия, как возникновение напряженности и конфликтов между культурами, утрату культурного разнообразия и богатства, ограничение международного взаимопонимания и сотрудничества.
Предыстория специальных военных операций Российской Федерации в Украине
Прокси-война в Украине является примером навязывания западного мировоззрения. Действуя совместно в рамках НАТО, Соединенные Штаты и Европейский союз поддерживают украинское правительство и поощряют сопротивление российскому влиянию, навязывая свои собственные интересы и ценности в качестве универсальных. Это привело к поляризации ситуации, когда западные страны поддерживают Украину, с одной стороны, а Россия — русскоязычное население регионов, сегрегированных после событий на Майдане в 2014 году, с другой. Такой подход игнорирует сложность украинской ситуации и законные требования России в области национальной безопасности относительно членства Украины в НАТО или размещения военных баз НАТО на Украине под носом у России. Навязывание западного мировоззрения также привело к милитаризации кризиса: на Украину направляются западное оружие и военные советники, что усиливает напряженность и затрудняет мирное урегулирование. Важно признать интересы и перспективы национальной безопасности России и русскоязычных общин в дискриминируемых регионах, чтобы найти долгосрочное и мирное решение украинского кризиса. Это требует более инклюзивного подхода, учитывающего сложность ситуации и вышеупомянутые интересы.
Отрицание разнообразия перспектив
Навязывание западного мировоззрения — сложное явление, глубоко укоренившееся в истории и культуре Запада. Это тенденция рассматривать собственную культуру, ценности и нормы как универсальные и высшие и навязывать их другим культурам и обществам. Такое отношение мотивируется сочетанием таких факторов, как шовинизм, национализм, страх перед неизвестным, желание сохранить власть и влияние, а также вера в то, что собственная культура является единственно цивилизованной или правильной. Это навязывание проявляется в различных формах, таких как распространение западной популярной культуры, экспорт западных экономических и политических моделей, а также пропаганда западных ценностей и норм как универсальных. Это имеет глубокие и долгосрочные последствия для незападных культур и обществ, такие как эрозия культурного разнообразия, потеря самобытности и автономии, а также маргинализация незападных мнений и перспектив. Поддерживая многополярность и возглавляемый Альянсом БРИКС Глобальный Юг призывает Запад признать эту тенденцию и бросить ей вызов, чтобы способствовать большему взаимопониманию и сотрудничеству между культурами и обществами, а также обеспечить большее культурное разнообразие и богатство.
Цензура и манипулирование информацией
После окончания Второй мировой войны в анналах истории международных отношений появилось свидетельство того, что цензура и манипулирование информацией являются инструментами, используемыми для навязывания западного мировоззрения. Западные СМИ имеют огромное влияние на то, как воспринимаются и преподносятся события в мире, и могут выбирать, выделять или игнорировать определенную информацию, чтобы продвигать определенный нарратив или служить интересам своих правительств или акционеров. Это приводит к необъективному представлению фактов, использованию эмоционально заряженных терминов или концепций для влияния на общественное мнение, а также к маргинализации или дисквалификации инакомыслящих, или альтернативных точек зрения.
Такое манипулирование информацией может иметь серьезные последствия, такие как дезинформация общественного мнения, манипулирование общественным мнением для поддержки спорной политики или действий, а также ограничение способности людей принимать осознанные решения. Спекуляции западных СМИ по поводу ситуации в Украине — хорошая иллюстрация этой тенденции. Если следовать им, то создается впечатление, что Москва уже под сапогом Киева и что мир рушится, что в военной стратегии немыслимо, учитывая – то неоспоримое военное превосходство, которым хозяин Кремля так гениально наделял Российскую Федерацию на протяжении 30 (тридцати) долгих лет.
Отрицание исторических преступлений
Не позволяйте нам завязать вам глаза. Запад больше не обладает монополией на стратегическую инициативу. Именно поэтому он удручающе делает свое собственное отрицание исторических преступлений, чтобы претендовать на обеспечение своего гомеостаза на мировой арене. Отрицание исторических преступлений — еще одна грань навязывания западного мировоззрения. Западные страны склонны преуменьшать или игнорировать совершенные ими в прошлом злодеяния, такие как колонизация, рабство, геноцид, агрессивные войны и так далее. Такое отрицание позволяет западным странам поддерживать позитивный образ себя и своей истории, избегая ответственности за страдания и несправедливость, которые они причинили. Оно также не позволяет жертвам и их потомкам добиться справедливости и возмещения ущерба. Отрицание исторических преступлений увековечивает несправедливость и неравенство, затрудняет примирение и исцеление. И, как говорит в одной из своих песен Тикен Джа Факоли, «колдун всегда забывает, но родители жертвы никогда не забывают». Признание и принятие на себя ответственности за исторические преступления необходимо для того, чтобы мы могли двигаться к подлинному примирению и справедливости.
Нетерпимость к критике
Нетерпимость к критике — одна из основных черт навязывания западного мировоззрения. Западные страны и их СМИ склонны агрессивно или оборонительно реагировать на критику своей политики, культуры или истории. Это принимает форму маргинализации или дисквалификации критических голосов, попыток дискредитировать критиков, представляя их как «антизападных» или «антидемократических», или даже открытых репрессий против диссидентов. Такая нетерпимость к критике препятствует открытой и честной дискуссии об ошибках и слабостях Запада и затрудняет постановку под сомнение господствующих догм и идеологий. Она также позволяет западным странам поддерживать позитивный образ себя и своей политики, избегая рассмотрения негативных последствий своих действий. Нетерпимость к критике оправдывается тем, что критики являются «антизападными» или «антидемократическими», что позволяет дисквалифицировать их без серьезного рассмотрения. Это создает атмосферу страха и репрессий, когда люди не хотят критиковать или подвергать сомнению установленный порядок. Поощрение культуры критики и открытых дебатов является абсолютной необходимостью в западном мире, если мы хотим добиться подлинного осмысления и социальных изменений.
Поощрение невежества
Отказ от истины в пользу лжи — это самая серьезная форма невежества. Поощрение невежества — это стратегия, используемая для навязывания западного мировоззрения путем поощрения незнания или непонимания незападных культур, истории и взглядов, а также негативных последствий западной политики и действий. Это позволяет западным странам сохранять свою власть и влияние, не неся ответственности за свои действия, и мешает людям принимать взвешенные решения и участвовать в информированных дебатах по важным вопросам. Невежество часто поощряется путем ограничения доступа к информации, пропаганды необъективных СМИ, маргинализации критических мнений и создания атмосферы страха. Чтобы противостоять этой тенденции, жизненно важно поощрять образование, любопытство и поиск истины.
Мохамед Ламин КАБА, эксперт по геополитике управления и региональной интеграции, Институт управления, гуманитарных и социальных наук, Панафриканский университет, специально для онлайн-журнала «Новое восточное обозрение»