EN|FR|RU
Социальные сети:

Шпионский скандал в Южной Корее. Часть 1. Дело об утечке секретных данных военной разведки РК

Константин Асмолов, 30 августа

Лето 2024 г. ознаменовалось в РК серией шпионских скандалов, хорошо показывающих ряд внутри- и внешнеполитических проблем страны. Начнем со скандала с утечкой данных, который случился в Командовании военной разведки РК (KDIC) в конце июня и потенциально нанес очень серьезный ущерб её нелегальной агентуре по всему миру.

Что известно на данный момент

27 июля 2024 г. ряд южнокорейских СМИ сообщили о том, что военные проводят расследование утечки личной информации агентов, приписанных к разведывательному подразделению, которому поручено шпионить за Северной Кореей, а 30 июля состоялось закрытое заседание парламентского комитета по разведке, по итогам которого пока известно следующее.

В июне 2024 г. Национальная служба разведки известила своих военных коллег -Командование Обороны и безопасности (KDIC) об утечке секретной информации, включая личные данные агентов, дислоцированных за рубежом. Военная контрразведка начала расследование.

Источником утечки оказался личный (!!!), неслужебный ноутбук гражданского сотрудника (бывший военнослужащий руководящего звена), который скопировал туда секретную информацию из защищённой компьютерной сети. Получатель – гражданин КНР, но этнический кореец (чосончжок). Объем утечки – несколько тысяч конфиденциальных документов

Владелец ноутбука сейчас взят под стражу: сначала он утверждал, что его взломали хакеры, но после закрытого заседания в Национальном собрании два депутата заявили, что расследование опровергает заявления фигуранта о взломе. В любом случае, скачивание информации такого рода на «гражданский» незащищенный ноут, – как минимум крайний уровень разгильдяйства, ибо случайной такая передача данных быть не могла.

Военная разведка РК сталкивается с такой крупной утечкой данных не в первый раз. В 2017 году был взломан интегрированный центр обработки данных Министерства обороны, и в Северную Корею просочилось около 15 миллионов страниц секретной информации, включая план операции по выведению из строя военного руководства Северной Кореи и предоставленные США разведданные о Северной Корее. В 2018 году власти обнаружили, что один из сотрудников с 2013 года продавал «иностранным организациям» личные данные и другую информацию о своих тайных агентах, базирующихся в Китае.

Напомним, что нынешняя структура военной разведки была создана в 2018 г. при Мун Чжэ Ине, который разгромил старые структуры в рамках «дела о военном заговоре».

Насколько это серьезно?

Сообщается, что утечка информации касалась как официальных агентов под дипломатическим прикрытием, работающих дипломатами, так и «секретных агентов», работающих под чужими именами и под прикрытием структур, не связанных с правительственными ведомствами Южной Кореи. В результате KDIC было вынуждено срочно отозвать ряд своих сотрудников на родину, а остальным было приказано прекратить активную работу и соблюдать крайнюю осторожность.

Как минимум на время разведывательная активность парализована, не говоря уже о более серьезных последствиях в случае высылок, арестов или медиа-разоблачений. Как отмечают СМИ, отзыв зарубежных тайных агентов означает, что разведывательные сети, которые они создавали, рискуют развалиться. Как только они распадаются, восстановить их практически невозможно (информаторы обычно сотрудничают с конкретным человеком, а не системой вообще), а на создание новых сетей уходит много времени.

К тому же лиц, чьи имена известны, будет проблемно использовать для разведывательной деятельности за пределами страны.

Более того, могли пострадать не только сами разведчики, но и их контакты, в том числе представители КНДР, которых за такое теоретически ждёт суровое наказание. Желтая пресса уже начала сообщать о предполагаемых казнях.

«Это серьезный инцидент, который может привести к краху разведывательных возможностей Южной Кореи. Я не думаю, что военные воспринимают это достаточно серьезно», — заявил газете The Korea Times Ян Ук, военный эксперт из Института политических исследований Asan, предложив расширить внутреннее расследование за счет привлечения правоохранительных органов.

Министр обороны Син Вон Сик на пленарном заседании парламентского комитета по обороне отмёл подобные опасения, но заявил, что правительство примет решительные меры по реорганизации разведывательного командования.

Пхеньянский след?

СМИ почти сразу же «обнаружили признаки того, что утечка данных была направлена на Север»: кем ещё мог быть китайский кореец, как не сотрудник ГРУ КНДР. Однако прямых доказательств этого пока не обнаружено и на 6 июля 2024 г. следователи не обнаружили никакой связи между фигурантом и Северной Кореей.

Впрочем, то, что информация утекла спецслужбам Китая, вариант не менее, а более вероятный, учитывая их привычку гоняться за любой потенциально полезной информацией.

Проблема «шпионажа»

Дальнейшее расследование уткнулось в неожиданную проблему. Выяснилось, что  военная прокуратура не смогла выдвинуть против нарушителя обвинения в шпионаже. Причина – формулировки УК, согласно которым шпионаж определяется как «деятельность, направленную на получение выгоды от врага», а «лицо, совершившее шпионаж в пользу врага, может быть приговорено к смертной казни, а его сторонники — к смертной казни или пожизненному заключению». Однако под «врагом» понимается исключительно Северная Корея. Таким образом, человек, который шпионил в пользу другой страны или передавал государственные секреты иностранному гражданину, не являющемуся северокорейцем, не может быть обвинен в шпионаже.

И поскольку причастность Пхеньяна еще не установлена, утечка не может рассматриваться как шпионаж и военная прокуратура была вынуждена выдвинуть обвинение в утечке военной информации, которое предусматривает тюремное заключение сроком до 10 лет.

Такое законодательство существует с 1953 года, и понятно, отчего при Ли Сын Мане за шпионаж в пользу иностранных государств кроме КНДР не могло быть предусмотрено никакого наказания. Круг контактов был узок, а США, как считается, не воспринимались как враждебная страна.

Затем, по обвинению в шпионаже трудно наказать не только тех, кто выдает военные секреты, но и передает в третьи страны стратегически важные технологии. В большинстве стран утечка государственных секретов карается как шпионаж, но в РК, как видим, это отдельная и менее тяжкая статья.

Поправки к законам якобы неоднократно вносились в Национальное собрание, но, по словам лидера правящей партии Хан Дон Хуна,  не могли быть приняты из-за противодействия Демократической партии, которая без разбора валит любые законопроекты, если они исходят от консерваторов. Демократическая партия оспаривает это утверждение, заявляя, что обсуждение законопроекта не состоялось из-за разногласий между Министерством юстиции и Национальной судебной администрацией по смежным вопросам, а также из-за опасений Управления судебной администрации по поводу потенциальных негативных последствий для отношений Южной Кореи с зарубежными странами в случае принятия таких законопроектов.

Но это еще не всё?

На данный момент следствие продолжается, но внимание к делам военной разведки вытянуло наружу несколько иных внутренних конфликтов в ее рядах, что вызвало в СМИ серьезные опасения по поводу слабой дисциплины и низкой оперативной готовности.

Самый громкий конфликт касался двух генералов (одно- и двухзвездного). Младший подал жалобу в следственный отдел Министерства национальной обороны, обвинив старшего в нападении и превышении полномочий. В ответ Старший обвинил Младшего в неподчинении. Личности обоих пока не разглашаются, но СМИ утверждают, что Старший — это вообще руководитель службы.

Сообщается, что в мае 2024 г. Старший выразил обеспокоенность по поводу разведывательной деятельности Младшего, в том числе использования принадлежащего гражданским лицам объекта для проведения совещаний. Однако Младший отверг эти опасения, назвав Старшего «неспециалистом».

Напряженность в отношениях между ними обострилась, когда Старший якобы поручил своему помощнику следить за передвижениями Младшего, а в июне швырнул в него папку с документами, — что и стало поводом для жалобы.

Но дело не только в этом. Вскрылся факт использования в своей оперативной деятельности с февраля 2024 г. частного исследовательского института, возглавляемого генерал-лейтенантом в отставке, который ранее руководил штабом военной разведки Министерства обороны РК. В утёкших документах указано, что данная структура, в которой работают «отставники», ранее занимавшиеся добыванием сведений в отношении КНДР, будет использоваться в интересах обеспечения агентурно-оперативной работы военной разведки и играть ключевую роль в неком «Проекте Квангэтхо»

Демократы отреагировали на скандал дежурным «вот до чего президент страну довел». «Как верховный главнокомандующий, президент Юн Сок Ель должен объяснить, какие меры принимаются для устранения такой слабой военной дисциплины. Вызывает обеспокоенность то, что он говорит о национальной безопасности, не предпринимая никаких конкретных мер», ‒ заявил представитель демпартии Чхве Мин Сок.

Автор отчасти согласен с такой формулировкой, потому что в экспертных кругах качество южнокорейской разведки является притчей во языцех. Скандалы случаются даже с союзниками, и об этом – следующий материал.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

More on this topic
США переживают весьма опасный период своей истории
Как события в Северном Шропшире ознаменовали закат англосаксонского мира
Регион Сахель и крах политики Франции
Псевдо-гуманитарное давление Запада на страны Африки обречено на провал
Беспорядки 9 мая в Пакистане и арест Имрана Хана