EN|FR|RU
Социальные сети:

Южная Корея и расширение НАТО на Восток

Константин Асмолов, 02 августа

Южная Корея и расширение НАТО на Восток

12 июля 2024 г. Президент РК Юн Сок Ель вернулся домой из своей пятидневной поездки в Соединенные Штаты на саммит НАТО, приуроченный к 75-летию создания альянса. В предыдущем материале мы частично касались этой поездки, но в основном разбирали вопрос о том, поменяет или нет Юн свою политику на украинском направлении. Однако, сам саммит НАТО и участие в нём представителей АТР заслуживает отдельной заметки. 

Основные тренды саммита 

Администрация президента РК раскрыла ряд тезисов, содержащихся в декларации, принятой участниками Саммита НАТО в Вашингтоне. В документе выражена «серьёзная обеспокоенность» по поводу оказания КНДР и Ираном прямой военной помощи России: «решительно осуждаем экспорт КНДР артиллерийских снарядов и баллистических ракет, который является нарушением многочисленных резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, и с большой озабоченностью отмечаем углубление связей между КНДР и Россией…. Любая передача Ираном России баллистических ракет и связанных с ними технологий будет означать существенную эскалацию конфликта».

 Оказывается, поставками боеприпасов и БПЛА Северная Корея и Иран «разжигают агрессивную войну России» против Украины, что «серьезно влияет на евроатлантическую безопасность и подрывает глобальный режим нераспространения».

Китай в том же документе обозвали «решающим фактором, способствующим войне России против Украины, благодаря своему так называемому партнерству «без ограничений» и широкомасштабной поддержке оборонно-промышленной базы России … Это увеличивает угрозу, которую Россия представляет для своих соседей и евроатлантической безопасности».

В этом контексте КНР призвали прекратить любую поддержку военных действий российской стороны, включая «передачу материалов двойного назначения, таких как компоненты оружия, оборудование и сырье, которые используются в оборонном секторе России … КНР не может допустить крупнейшей войны в Европе в новейшей истории без того, чтобы это не оказало негативного воздействия на ее интересы и репутацию».

Более того, указано, что амбиции и политика КНР бросают вызов интересам, безопасности и ценностям НАТО в космосе, киберпространстве и т.п.

Кроме того, заявлено намерение Североатлантического альянса развивать и укреплять сотрудничество с четырьмя азиатско-тихоокеанскими партнёрами (РК, Япония, Австралия и Новая Зеландия, известные как страны IP4 или Индо-Тихоокеанская четвёрка), которые до конца года проведут вместе с США встречу глав внешнеполитических ведомств.

 Главы стран IP4 приняли совместное заявление, осуждающее углубление военных связей между Россией и Северной Кореей, и договорились активизировать сотрудничество в таких областях как киберзащита, борьба с дезинформацией и искусственный интеллект.

При этом 8 июля старший советник по Европе в Совете национальной безопасности Белого дома Майкл Карпентер отметил, что НАТО не расширяется на Индо-Тихоокеанский регион и не стремится присоединить к альянсу государства данного региона, но у НАТО есть «широкие» возможности для расширения сотрудничества с Южной Кореей и другими региональными партнерами.

Однако 10 июля 2024 г. в эксклюзивном интервью информационному агентству Енхап заместитель госсекретаря США Курт Кэмпбелл отметил желание институциализировать контакты США, НАТО и Индо-Тихоокеанской четверки в рамках стратегии администрации Байдена.

Какие тренды, в связи с этим видит автор?

Во-первых, военные приготовления Запада и попытки создать аналогичные структуры на Востоке оправдываются новой «Осью зла», в которую записали Россию, КНДР и Иран. Понятно, что «союз стран-изгоев» будет сотрудничать между собой, потому что американские санкции осложняют их взаимодействие с другими акторами, но снова хочется обратить внимание на то, что это сотрудничество куда менее институализировано, чем «ответ Запада».

Во-вторых, обратим внимание на более жесткие, чем ранее инвективы в сторону Китая, которого, фактически, прямо обвинили в поддержке Пхеньяна и Москвы. Как заявил тот же Карпентер, «КНР напрямую поддерживает российскую оборонно-промышленную базу, поставляя ряд товаров двойного назначения, которые не только позволяют российским военным наносить удары по Украине. Но и создают долгосрочную угрозу европейской безопасности».

В-третьих, НАТО не идет на Восток, но такм создается егшо аналог, в котором РК явно будет играть значимую роль. Не случайно Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг назвал РК «высоко ценимым партнером» и заявил, что третий год подряд приглашает лидеров Южной Кореи, Японии, Австралии и Новой Зеландии на саммит НАТО, чтобы расширить партнерство альянса в области безопасности со странами Индо-Тихоокеанского региона. Кроме того, Столтенберг подчеркнул важность сотрудничества с индо-тихоокеанскими партнерами в то время, когда Россия продолжает свою войну на Украине с помощью Северной Кореи, Ирана и Китая.

Юн Сок Ель и его активность

Южная Корея была приглашена на саммит НАТО третий год подряд в качестве одного из партнеров в Индо-Тихоокеанском регионе. Юн присутствовал на двух предыдущих саммитах НАТО, состоявшихся в Испании в 2022 году и Литве в 2023 году.

Южная Корея углубила сотрудничество с НАТО, создав дипломатическую миссию при НАТО в ноябре 2022 года и «предприняв другие совместные усилия на фоне постоянных военных угроз со стороны Северной Кореи, растущей агрессивности Китая и других вызовов».

5 июля первый заместитель главы Управления национальной безопасности РК Ким Тхэ Хё выразил надежду, что через предстоящий саммит Корея сможет укрепить солидарность с НАТО, разделяющей общие ценности свободы, прав человека и верховенства закона, а также повысит свой статус как мирового лидера, способствующего свободе, миру и процветанию в международном сообществе. «Участие в саммите также является ответом на военное сотрудничество между Россией и КНДР», – добавил он.

В преддверии саммита Юн посетил Гавайи, чтобы впервые за 29 лет встретиться с Индо-Тихоокеанском командованием США, которое курирует вооруженные силы США в Корее и другие ключевые стратегические пункты в Индо-Тихоокеанском регионе. Там он выступил с речью, осуждающей сближение Москвы и Пхеньяна, и повторившей полный набор штампов по этому поводу: отправка на Юг аэростатов с мусором, отбросами и фекалиями — «гнусные провокации»; сотрудничество России и КНДР в военной сфере несёт угрозу не только Корейскому полуострову, но и всему миру, а подписание сторонами договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве ещё более усугубляет опасения международного сообщества; для защиты либеральной демократии от таких «безрассудных сил» наряду с мощной силой необходима солидарность между странами, разделяющими общие ценности.

Выступая на встрече с представителями корейской общины в Гонолулу, Юн Сок Ёль заявил, что военное и экономическое сотрудничество России и КНДР вызывает серьёзную озабоченность со стороны мирового сообщества, а также является прямым нарушением резолюций Совета Безопасности ООН.

По словам главы РК, Южная Корея как ответственный член международного сообщества в сотрудничестве со странами НАТО и партнёрами по IP4 будет поддерживать усилия по скорейшему прекращению конфликта, достижению мира и процветания, благо американо-южнокорейский альянс сейчас крепче, чем когда бы то ни было.

Во время общественного форума НАТО в Вашингтоне Юн обещал укрепить сотрудничество с Соединенными Штатами, Японией и НАТО для решения проблемы углубления военного сотрудничества между Северной Кореей и Россией, которое он охарактеризовал как «выгодный сговор, основанный на их собственных насущных потребностях». По мнению президента РК, Россия хочет, чтобы Северная Корея активно использовала антиамериканскую, антизападную риторику в качестве своего арсенала, а Северная Корея надеется, что Россия предоставит ей передовые военные технологии и энергетические ресурсы, а также поможет ослабить контроль за соблюдением санкций Совета Безопасности ООН.

Юн подверг критике «новые и вызывающие силы», которые отвергают «международный порядок, основанный на универсальных ценностях и нормах: «Автократические режимы поддерживают свою власть, ограничивая свободы своих граждан и подвергая их постоянной слежке. Сговор тех, кто выступает за изменение статус-кво с помощью силы, напрямую бросает вызов миру и процветанию, установленному свободным миром … безопасность как Европы, так и Азии находится одновременно под угрозой. Вот почему страны IP4 третий год подряд принимают участие в саммите НАТО».

На самом саммите Юн Сок Ёль произнёс речь третьим по очереди после генсека НАТО и президента США, в целом повторив сказанное ранее. Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве определён как «безрассудный вызов», противостоять которому предлагается с помощью «единства посредством подавляющей силы»; «сговор сторон, выступающих за попытки изменить статус-кво силой, является прямым вызовом миру и процветанию, построенным свободным миром»; оказание КНДР помощи России – одна из причин затягивания вооружённого конфликта на Украине; Южная Корея будет блокировать и нейтрализовывать незаконное военное и экономическое сотрудничество РФ и Северной Кореи посредством альянса с США, сотрудничества в рамках США-Япония-РК и тесного взаимодействия с членами НАТО.

Кроме того, Юн Сок Ёль объявил о намерении продолжить оказывать помощь и поддержку Украине в области безопасности, гуманитарной сфере, проектах восстановления. Анонсировано двукратное увеличение вклада РК в Целевой Фонд НАТО-Украина – до 24 млн долларов.

Во время встречи с представителями четырех стран Индо-Тихоокеанского региона — Южной Кореи, Японии, Австралии и Новой Зеландии, президент РК сказал, что «сильное сдерживание и сотрудничество между странами-единомышленниками» являются двумя ключевыми столпами предотвращения войны.

Это важно, так как ранее Австралия и Новая Зеландия не рассматривались Южной Кореей в качестве партнеров по обеспечению безопасности, несмотря на их устойчивые двусторонние отношения с Югом.

Но кроме того, как и на иных мероприятиях такого рода, Юн Сок Ёль провёл серию двусторонних встреч на высшем уровне. Их главными темами стали укрепление взаимоотношений между Россией и КНДР и меры реагирования на это (было на каждой из встреч), а также вопросы экономической проблематики (полупроводники, атомная и оборонная промышленность, инфраструктура, цепочки поставок и пр.).

  • С премьер-министром Японии Фумио Кисидой Юн договорился тесно сотрудничать с мировым сообществом в направлении нормализации ситуации на Корейском полуострове, поскольку безопасность Северо-Восточной Азии связана с безопасностью Северной Атлантики.
  • С канцлером Германии Олафом Шольцем Юн обсуждал вопросы изменения климата и энергетики, а также приветствовал заявку Германии на вступление в Командование Организации Объединенных Наций (UNC), возглавляемое США многонациональное командование, осуществляющее надзор за перемирием в Корейской войне 1950-53 годов. Предыдущая попытка Германии присоединиться к UNC была отклонена в 2019 году в правление Мун Чжэ Ина.
  • В ходе встречи премьер-министром Канады Джастином Трюдо выражена надежда на развитие сотрудничества двух стран в сфере безопасности с помощью встреч министров иностранных дел и обороны в формате 2+2.
  • В ходе встречи южнокорейского лидера с премьер-министром Нидерландов Диком Схофом была достигнута договорённость об активизации сотрудничества в разработках и производстве полупроводников. 
  • С главой Швеции и обсуждали расширение взаимодействия в области атомной энергетики, космоса, полезных ископаемых (редкозёмы) и оборонной промышленности.
  • На встрече с президентом Чехии Петром Павлом Юн рассказал о ядерных технологиях Южной Кореи, производственных мощностях и финансовых пакетах, необходимых для строительства современных ядерных реакторов и инфраструктурных проектов (железная дорога);
  • С главой Финляндии: активизация и наращивание сотрудничества в атомной энергетике и ВПК;
  • С главой Норвегии: заключение рамочного соглашения о содействии торговле и инвестициям (TIPF), развитие сотрудничества в области морской ветроэнергетике, ключевых минеральных ресурсов, экологически чистом судоходстве и оборонной промышленности;
  • С главой Люксембурга: взаимодействие в передовых отраслях, включая исследование лунных ресурсов и квантовую криптографию;
  • С главой Великобритании: экспорт оружия и военной техники, атомная и чистая энергетика, выработка норм и стандартов искусственного интеллекта.
  • С генеральным секретарём НАТО: стороны «договорились обмениваться информацией о северокорейском оружии, использованном в конфликте на Украине, в ответ на эскалацию военного сотрудничества между Россией и Северной Кореей, и они приступят к соответствующим процедурам для реализации этого соглашения»

Встреча Юн Сок Еля с президентом Украины, по сути, не пошла далее обмена приветствиями.

Как мы видим, президент РК в целом выполнил поставленные перед ним задачи. Во-первых, он сумел в очередной раз продемонстрировать, что «болгарский слон – лучший друг советского слона». Во-вторых, Юн добился определённой солидарности по северокорейскому вопросу. В-третьих, на полях саммита обсуждались перспективы экономического сотрудничества, в том числе, в некоторых случаях, и в военно-технической сфере.

Отдельно отметим соглашения в области обмена информацией. На Юге считают, что возможности Южной Кореи в области контрразведки значительно ослабли во время правления предыдущего правительства Мун Чжэ Ина, которое предприняло ряд мер по реформированию разведывательных служб. Так, Национальная разведывательная служба (НРС) была лишена своей юрисдикции расследовать дела о шпионаже, поскольку в январе этого года следственные полномочия были переданы полиции. Если Южная Корея и члены Five Eyes согласятся обмениваться разведывательными данными, это поможет восстановить разведывательные возможности Южной Кореи.

Ядерное оружие США – на Корейский полуостров 

На полях саммита Юн провел двустороннюю встречу с президентом США Джо Байденом, чтобы принять заявление об обновлении руководящих принципов для Консультативной группы по ядерным вопросам, в котором излагается планирование и координация союзниками совместного ядерного ответа в случае ядерных атак Северной Кореи. А 11 июля, заместитель министра обороны Сеула по политическим вопросам Чо Чан Рэ и исполняющий обязанности помощника министра обороны США по космической политике Випин Наранг, подписали «Руководящие принципы ядерного сдерживания и ядерных операций на Корейском полуострове».

Теперь по мере того как США и Южная Корея будут модернизировать свой альянс, превращая его из обычного в ядерный, американские ядерные силы будут направляться на выполнение задач на Корейском полуострове как в военное, так и в мирное время.

Кроме того, частота и интенсивность развертывания американских стратегических сил будет увеличена до такой степени, что ядерные силы США будут развернуты на Корейском полуострове на постоянной основе, а американо-корейские учения по ядерно-конвенциональной интеграции будут проводиться совместно с американскими стратегическими силами.

Документ также открывает перед союзниками путь к совершенствованию их практических возможностей в борьбе с ядерными угрозами посредством совместного обмена разведданными, планирования, подготовки и осуществления операций.

Первый заместитель советника по национальной безопасности Ким Тэ Хё заявил: «Это первый случай, когда в документе прямо указано, что ядерные активы США будут направлены на выполнение задач по сдерживанию и реагированию на ядерные угрозы Северной Кореи. Альянс США и Республики Корея, который основывался на обычных вооруженных силах, теперь прочно возведён в ранг ядерного альянса».

Таким образом, Вашингтон и Сеул нашли довольно остроумное решение. Создание Южной Кореей своей собственной ядерной программы для Вашингтона неприемлемо, но размещение в РК на постоянной основе ЯО вызовет немедленный ответ России и Китая, который может существенно превосходить по жесткости действия Пекина после того, как на территории Южной Кореи было размещено американское ПРО THAAD. Поэтому теперь корабли, самолёты и подводные лодки США с ЯО на борту будут посещать Южную Корею так часто, что, фактически, это присутствие будет постоянным.

Конечно, ответ на такое тоже последует, но западные стратеги либо надеются, что он будет меньше, либо предполагают довольно простую двухходовую комбинацию. В ответ на этот шаг Москва и Пекин предпринимают нечто, не забывая и про намерение США начать размещать ракеты в Европе. Резонно, что ответ будет серьёзным, и после этого американское ЯО может прийти на Корейский полуостров на постоянной основе.

Впрочем, решение о размещении в РК АПЛ США будет принято в зависимости от ситуации. Об этом заявил в интервью южнокорейским журналистам на Гавайях глава Индо-Тихоокеанского командования США адмирал Сэмюэл Папаро. Для союзников и партнёров важно найти наиболее эффективные и действенные способы объединения оборонительных возможностей. Как равные партнёры и высокотехнологичные страны, Сеул и Вашингтон должны совместно решать серьёзные вопросы, — добавил он, воздержавшись от более подробных комментариев. Разговоры о том, должна ли РК обладать атомными подводными лодками, активизировались в последние годы, поскольку Северная Корея усиливает свой военно-морской потенциал, включая разработку новых подводных лодок и баллистических ракет подводных лодок.

Северокорейский ответ 

12 июля 2024 г. представитель МИД КНДР опубликовал заявление «Мы будем сдерживать предстоящую серьезную угрозу более мощным стратегическим ответом». По его мнению, «Итоговая декларация саммита в Вашингтоне», сфабрикованная и опубликованная 10 июля, доказывает, что именно США и НАТО, которая стала их средством конфронтации, становятся самой серьезной угрозой глобальному миру и безопасности», отчего Пхеньян решительно осуждает и отвергает ее. КНДР предупредила, что стратегия США по «глобализации» НАТО вызывает опасность войны во всем мире и толкает Север тому, чтобы «основательно сдерживать опасность агрессии и войны, защищать мир и безопасность в регионе и на планете более мощным стратегическим ответом»

Днем позже, 13 июля представитель Министерства обороны КНДР опубликовал заявление: «Наша армия будет всесторонне гарантировать безопасность государства мощной готовностью к сдерживанию ядерной войны», критикующее намерение США и РК усилить ядерную конфронтацию с КНДР посредством «руководства к ядерному сдерживанию и ведению ядерной операции на Корейском полуострове». «Ядерная угроза наших противников, усиливающаяся с каждым днем наступательно и безумно, и сложившаяся из-за нее опасная обстановка безопасности в регионе актуально требуют дальше повышать готовность КНДР к ядерному сдерживанию, дополнять состав сил сдерживания важными элементами». И мы знаем, в каком направлении работать, в очередной раз предупреждая враждебные государства «прекратить дальнейшие провокационные действия, вызывающие нестабильность. Никто не сможет представить себе цену, которую следует платить в случае игнорирования этого предупреждения».

Подведем итог. Да, наиболее неприятного для России решения РК не произошло, но общий уровень региональной напряженности поднялся довольно сильно. И хотя мы ещё посмотрим на то, с какой частотой носители американского ЯО будут появляться в регионе, решение о наращивании куда более потворствует конфликту чем ракетные пуски Севера.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение» 

More on this topic
Иран-США: два видения одной и той же политики
Ливия в жестких и неумелых руках ООН и Запада
Секс и насилие в армии Южной Кореи – расследования продолжаются
Тернистый путь Ливии
Россия перестала обращать внимание на «окрики» Запада