EN|FR|RU
Социальные сети:

«Снова мимо?»: Монголия на саммите ШОС

Баир Данзанов, 23 июля 2024

Монголия на саммите ШОС

С окончательным вступлением Беларуси в ШОС Монголия оказалась в весьма любопытной ситуации, оставшись одним из двух наблюдателей в организации и единственным из них, чьи высокопоставленные представители участвовали в работе состоявшегося в Астане в июле 2024 года саммита. Тем не менее в выступлениях Президента и Министра иностранных дел Монголии снова прозвучали тезисы о сохранении и развитии традиции «инициативного наблюдателя». На фоне подобных заявлений представляется весьма примечательным факт проведения традиционной встречи Россия-Монголия-Китай на полях Саммита на уровне глав внешнеполитических ведомств, а не лидеров трёх стран – несмотря на их присутствие в Астане в дни проведения упомянутого мероприятия.

В первые дни июля 2024 года в Астане состоялся Саммит глав государств ШОС в расширенном составе. Помимо лидеров стран-членов организации, в работе Саммита приняли участие и представители стран-наблюдателей при ШОС, в том числе Президент Монголии Ухнагийн Хурэлсух и Министр иностранных дел этой страны Батмунхийн Батцэцэг.

Снова мимо ШОС?

В своем пленарном докладе на расширенном заседании Совета глав государств ШОС Президент Монголии Ухнагийн Хурэлсух повторил прозвучавший из уст премьера страны год назад тезис о «инициативном наблюдательстве» его страны, приверженность которому будет и дальше сохраняться. В данной формулировке, очевидно, скрывается нежелание властей Монголии вступать в организацию — несмотря на значительное количество предложений и приглашений, в 2024 году последовательно прозвучавших из уст высокопоставленных лиц России, Китая, а теперь и Беларуси — напомним, что в начале июня этого года Улан-Батор посещал президент республики Александр Лукашенко, намекнув монгольским коллегам в ходе визита о готовности сотрудничать с ними, в том числе и в рамках международных организаций.

Трехсторонняя встреча Россия-Монголия-Китай: на этот раз министры

Тезис Президента Монголии был воспроизведен без изменений и Министром иностранных дел страны Батмунхийн Батцэцэг в ходе уже традиционной трёхсторонней встречи Россия-Китай-Монголия на полях саммита ШОС. Примечательно, что в этом году она состоялась в формате переговоров глав внешнеполитических ведомств, а не лидеров трёх стран, как это было ранее — даже несмотря на то, что и Си Цзиньпин, и Владимир Путин, и Ухнагийн Хурэлсух приехали в Астану. На полях саммита даже были организованы двусторонние встречи глав КНР и России, а также России и Монголии – но не уже традиционная «трёхсторонка на высшем уровне». Такое «понижение» статуса трёхстороннего диалога, наряду с отсутствием двусторонних переговоров лидеров КНР и Монголии в Астане, может говорить о том, что последовательный курс монгольских коллег на уклонение от членства в международной организации, в которой уже давно состоят все (а точнее оба) соседа Монголии, всё больше не устраивает её двух соседей – в особенности южного. Ещё более актуальным и обоснованным это предположение кажется на фоне откровенно недружелюбной риторики США по отношению к Китаю, которую можно было наблюдать в ходе последнего визита госсекретаря Энтони Блинкена в Пекин. В целом, КНР в лице Председателя Си Цзиньпина с 2014 года регулярно воспроизводила на трёхсторонних саммитах тезис о важности вступления Монголии в организацию. Однако сейчас, на фоне давших очередную трещину китайско-американских отношений и продолжающихся интенсивных контактов Монголии с США (месяц назад состоялись новые совместные учения двух стран), отсутствие Монголии в рядах стран-членов ШОС представляется для Китая, её соседа и доминирующего экономического партнёра, всё более неприятным обстоятельством.

Почему не в ШОС?

На этом фоне кажутся весьма нелогичным опасения монгольских коллег за то, что вступление в ШОС может привести к сокращению торгово-экономических и инвестиционных взаимодействий со странами Запада — налицо пример Индии, которая не просто интенсивно развивает торгово-экономическую и технологическую кооперацию с США, но и даже совмещает членство в ШОС с участием в различных откровенно западных структурах. Очевидно, что значимость Индии для внешней политики и торговли США представляется куда более серьезной, нежели Монголии в силу ограниченного политико-экономического потенциала последней. Однако при этом нужно понимать и то, что Монголия также может получить от своего сотрудничества с Соединёнными Штатами куда меньше, чем Индия. А если западные коллеги действительно ставят монголов перед выбором «мы или они», то руководству и гражданам Монголии пора задуматься, нужны ли им такие внерегиональные партнёры с подобными специфическими требованиями.

Выводы

Таким образом, участие Монголии в СГГ ШОС в июле 2024 года продемонстрировало сохранение приверженности руководства этой страны отказу от вступления в организацию на правах полноценного члена – при очевидно не снижающемся интересе к организации как к перспективной переговорной площадке. В геополитических реалиях настоящего времени, равно как и в контексте последних новостей о жизни самого ШОС, подобное решение всё больше начинает казаться недостаточно взвешенным.

 

Баир Данзанов, независимый эксперт по Центральной Азии и Монголии, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Западу не удаться отдалить Россию от Китая
Первая реакция в Китае, Японии и Индии на избрание Дональда Трампа 47-м президентом США
Осторожно, инфоколониализм: новые планы США в АСЕАН
Возвращение Трампа: сдвиг во внешней политике и глобальной стратегии США?
Саммит БРИКС в Казани: отклики с Ближнего Востока