22.07.2024 Автор: Виктор Михин

Африканский Рог в сети разногласий

Африканский Рог в сети разногласий

Власти Эфиопии ищут возможность пробить исторически сложившуюся географическую блокаду. За эту задачу взялся амбициозный эфиопский премьер-министр Абий Ахмед.  Решимость Эфиопии иметь собственные портовые сооружения на Красном море, считают эксперты, ведёт к росту напряженности в стратегически важном регионе Африканского Рога.

Прошло более шести месяцев с тех пор, как Эфиопия поссорилась с Сомали из-за спорного соглашения, которое Аддис-Абеба подписала в начале этого года с непризнанной Республикой Сомалиленд (бывшим Британским Сомали), отколовшимся регионом Федеративного Сомали. Сомали, в настоящее время непостоянный член Совета Безопасности ООН, переживает разрушительную войну с террористическими группировками, подобными «Аш-Шабаб», которая стоила некогда могущественной стране почти всего, о чём мечтал её народ, оставив миллионы граждан страны рассеянными, в том числе в соседней Эфиопии.

Стремление Эфиопии иметь свой порт на Красном море

Хотя Эфиопия, страна Африканского рога, не имеющая выхода к морю, имеет доступ к порту Джибути, который является спасательным кругом для более чем 90 процентов ее внешней торговли, Абий Ахмед, эфиопский премьер-министр, хочет, чтобы у его страны был собственный порт на стратегически важном Красном море. Он утверждает, что для его страны, второй по численности населения в Африке с более высоким уровнем экономического развития, чем у всех её соседей, неприемлемо так сильно зависеть от других в плане своего экономического выживания. Возможно, он прав, и Эфиопии в какой-то мере надо иметь хотя бы один порт на побережье Красного моря, но всё это только после мирных и долгих переговоров с другими соседними государствами.

При бывшем премьер-министре Мелесе Зенауи Эфиопия утратила свои претензии на порты Красного моря Массава и Ассаб, которые сейчас контролируются, по выражению эфиопских СМИ, заклятым соперником Эритреей, но теперь Аддис-Абеба страстно хочет найти выход из этого решения. Эксперты назвали решение Зенауи фатальной ошибкой, которую необходимо изменить, и считают, что именно Абий Ахмед с его энергией и практичностью должен выполнить эту работу. Однако усилия Ахмеда привели его к резкому столкновению со своими соседями, особенно с Сомали и Джибути. Последнее крошечное государство Африканского Рога, где расположено несколько иностранных военных баз, испытывает накал страстей и опасения, что, если Эфиопия получит собственный порт на Красном море, это будет означать серьезную потерю доходов для Джибути. Кроме того, премьер-министр Камил Абдулкадер Мохамед опасается потери ряда рычагов влияния на своего более крупного соседа, которые его страна десятилетиями использовала для обеспечения оттуда поставок воды и электроэнергии.

Демонстрируя тревогу по поводу предлагаемой сделки, Джибути активно поддерживает в последнее время движение, выступающее против отделения Республики Сомалиленд от Федеративной Республики Сомали. Во время мероприятия, посвященного празднованию дня независимости (27 июня), правительство Джибути тепло приветствовало лидеров государственного движения «Авдал», которое объявило о своих разногласиях с самопровозглашенным правительством Сомалиленда в сентябре прошлого года и подтвердило, что будет работать во имя «единства» отколовшегося региона в составе единой федеративной страны.

Сомалиленд осудил Джибути за то, что, по его словам, соглашение, подписанного им с Аддис-Абебой усугубило и без того обостряющуюся ситуацию на Африканском Роге. Скопление эфиопских товаров в порту Джибути, в том числе жизненно важных партий нефти, газа и удобрений, может свидетельствовать о том, что Джибути не несёт ответственности за сделку. Эфиопский лидер осознает сложности, к которым приведёт нарушение цепочек поставок, особенно для средств к существованию многих эфиопов, тем более что Эфиопия уже страдает от стремительно растущей инфляции и тяжелого долгового кризиса.

Абий Ахмед напомнил своим соседям, что Эфиопия — это «большая нация с большой армией», как он выразился, выступая в парламенте страны. Он посоветовал сомалийцам «не тратить свои деньги на поездки по другим странам», когда им потребуется час полета до Аддис-Абебы, чтобы провести переговоры с эфиопскими официальными лицами. Он утверждал, что стремление его страны получить доступ к Красному морю является «законным», заверяя, что «трудно не иметь выхода к морю с экономикой такого размера, как у нашей страны».

Исторически сложилось так, что между Сомали и Эфиопией было много вражды. Могадишо обеспокоен тем, что его национальная безопасность пострадает, если Аддис-Абеба создаст военную базу в порту Бербера, как предусматривает пакт с Сомалилендом. Сделка практически убивает стремление Сомали к единству и подрывает суверенитет страны. Остается только сетовать, что эта некогда крупнейшая страна Африки, как и при колонизаторах, будет разделена на три части, каждая со своим интересами и своими протеже.

Попытки Турции провести переговоры

Пытаясь найти выход, Сомали подписала с Турцией 10-летний оборонный и экономический пакт, который позволит Анкаре защищать побережье Сомали и поможет стране восстановить свои слабые военно-морские силы. Однако турки не бескорыстно пытаются разрубить этот гордиев узел, потому что у них более широкие интересы в регионе. Турция входит в пятерку крупнейших инвесторов в Эфиопии с капиталом около 2,5 миллиарда долларов, а также является ключевым поставщиком оружия в страну, не имеющую выхода к морю. В январе этого года ВВС Эфиопии приобрели у Анкары большую партию современных беспилотников Akinci. Ранее турецкие беспилотники были жизненно важным фактором в спасении режима, возглавляемого Ахмедом, во время двухлетней гражданской войны в эфиопском регионе Тыграй. Тогда при помощи турецких беспилотников эфиопской армии удалось разгромить большую колонну тыграйской бронетехники, когда до Аддис-Абебы оставалось всего 125 км по-хорошему шоссе.

Турция также является крупным партнером в Сомали, и с 2011 года потратила там 1 миллиард долларов на техническую и гуманитарную помощь. Турецкие компании и специалисты управляют воздушным и морским портами в Могадишо. Ежегодный экспорт в страну Африканского Рога примерно на 400 миллионов долларов приносит Анкаре немалый доход.

В результате Турция стремиться и хочет выступить посредником между двумя странами, но переговоры между сомалийскими и эфиопскими официальными лицами не принесли плодов даже при таком активном посредничестве. Президент Сомали Хасан Шейх Махмуд заявил, что он “разочарован отсутствием прогресса на переговорах в Анкаре”. Очередной раунд переговоров, проводимых Анкарой, запланирован на сентябрь, но они, вероятно, не приведут к прорыву в отношениях между двумя странами. Эфиопия не желает менять свою позицию по сделке, которую она считает важной для своего будущего. В идеальном мире у Аддис-Абебы был бы собственный порт на Красном море. Но в регионе, где все ставки отменены, этот мирный поиск остается только пока мечтой, и Эфиопию ожидают долгие и трудные переговоры.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: