19.06.2024 Автор: Баир Данзанов

«Туркментранзит» — 2024: Туркменистан и континентальные магистрали

Туркменистан и континентальные магистрали

Туркменистан, чьё географическое положение выглядит весьма благоприятным для продвижения инициативы развития евразийских транзитных магистралей в Центральной Азии, почти всегда остаётся вне основного фокуса внимания. Тем не менее, республика активно прорабатывает возможности как участия в иностранных проектах, так и продвижения своих собственных, а также стремится привлечь как можно больше инвестиций не только в ключевую для себя нефтегазовую отрасль, но и в транспортную инфраструктуру.

Новые тренды

В целом, значение Туркменистана для международных транзитных маршрутов заметно выросло в 2023 году: национальная таможенная служба заявляет о росте объемов транзитных грузоперевозок через территорию страны в 2023 году на 17% и ещё на 5% за январь-февраль 2024 года. Если же сравнивать нынешние показатели с аналогичными за 2020 год, то картина будет ещё более впечатляющей – за 38 месяцев объём транзитных перевозок более чем удвоился.

Этническая солидарность

13 марта 2024 года, в ходе 15-го заседания Совета старейшин Организации тюркских государств, председатель Халк Маслахаты Туркменистана призвал страны ОТГ сформировать единую транспортную стратегию в рамках так называемого «Тюркского пояса». Следовательно, Туркменистан в своих инфраструктурных инициативах делает акцент на этническую солидарность государств — их потенциальных участников, а также на международные организации. Этот подход значительно отличается от политики других центральноазиатских государств, которые продвигают свои проекты в данной сфере в рамках двух или многосторонних контактов, а не на базе международных организаций, и стремятся вести переговоры не с другими «транзитёрами», а с основными экономическими центрами континента – ЕС и Китаем.

Важным направлением развития транзитных перевозок через Туркменистан является модернизация уже существующих железных дорог республики. Акционерное общество «Демирёллары» проводит капитальный ремонт существующей железнодорожной сети. Наряду с этим, ведётся также и модернизация дорог на границе с Афганистаном. Привлечение инвестиций в транспортную систему Туркменистана обсуждалось, в частности, 14 марта, в ходе переговоров с вице-президентом ЕБРР, нанёсшим визит в республику. В стране активно работает ОАО РЖД, оказывая помощь в модернизации железнодорожной сети и подвижного состава.

Портовая инфраструктура

Значимым элементом транзитной инфраструктуры Туркменистана является крупнейший порт в стране – Туркменбаши, расположенный на Каспийском море. Интерес к его дальнейшему использованию для перевозок грузов в последние месяцы выразили такие страны, как Япония и Афганистан. Первые предполагают использовать порт для продвижения экспорта на Запад и изучают возможности его реконструкции. Последние воспринимают его в качестве важного элемента так называемого «Лазуритового пути» — проекта магистрали, связывающего Европу с Индией через Туркменистан, Афганистан и Пакистан, а также основных «ворот» для национального экспорта на западном направлении. Использовать туркменские порты в конце 2023 года в рамках континентальных инфраструктурных проектов предложил и президент Казахстана К-Ж. Токаев, выдвинув инициативу о создании маршрута Китай-Казахстан-Туркменистан-Азербайджан. Также, в модернизации портовой инфраструктуры Туркменистана принимает участие и Российская Федерация.

Туркменистан в международных проектах

Представители Туркменистана активно участвуют и в переговорах по развитию  международного мультимодального транспортного коридора «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона-Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа» (CASCA+). В частности, 15 ноября 2023 года в Ашхабаде состоялось заседание руководителей железнодорожных ведомств стран-участниц.

Другими континентальными транспортно-инфраструктурным проектами, в которых участвует Туркменистан, являются мультимодальный коридор «Таджикистан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция» (ТУТИТ), а также коридор Узбекистан – Туркменистан – Иран, в рамках которого Узбекистан (и ряд других стран Центральной Азии) могут получить эффективный доступ к Персидскому заливу и Индийскому океану. Первый, однако, в 2023 году уступил место несколько иному проекту – в ноябре 2023 года  Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турция подписали протокол по формированию международного мультимодального коридора между Азией и Европой через маршрут «Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция» (то есть без Таджикистана) – из-за трудностей, связанных с состоянием и пропускной способностью трансграничных дорог между КНР и этим государством.

Интересы соседей и партнёров

Несмотря на растущую конкуренцию транспортных проектов в Центральной Азии, ряд стран региона заинтересованы в развитии маршрутов с участием Туркменистана. Так, для проектов Кыргызстана и Узбекистана Ашхабад может иметь большое значение с точки зрения развития «Южного коридора», в рамках которого Туркменистан свяжет их с Ираном, открыв доступ к Индийскому океану. Для России и Казахстана транзитный потенциал Туркменистана интересен с точки зрения реализации проекта «Север-Юг».

Вместе с тем очевидно, что все эти возможности не могут быть реализованы без активного участия Ирана в проектах континентальных коридоров. В последние годы, однако, в этом плане есть несколько обнадёживающих тенденций – прежде всего, установление очевидно восходящей фазы торгово-экономических отношений между Ашхабадом и Тегераном, а с другой – всё более масштабное вовлечение Ирана в реализацию проектов «Пояса и Пути».

Однако имеются и те направления, по которым проекты Туркменистана не сулят другим странам региона больших выгод. В частности, «Лазуритовый путь», в котором участвует Туркменистан, может стать выгодной альтернативой «Трансафганской железной дороге», на которую Ташкент возлагает большие надежды. Особенно эта «выгодность» будет заметна для перевозки грузов, следующих с запада на восток континента.

Таким образом, отсутствие упоминаний Туркменистана в заголовках самых громких статей о континентальных коридорах всё же не говорит о том, что «караван» проходит мимо этой центральноазиатской республики. Её властями в настоящее время ведётся комплекс строительных, политических и дипломатических работ по встраиванию в перспективные отраслевые проекты глобального значения. Тем не менее, данные работы обладают своей особой спецификой, которая может принести Ашхабаду не только конкурентные преимущества, но и неожиданные трудности и препятствия.

 

Баир Данзанов, независимый эксперт по Монголии, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: