17.06.2024 Автор: Ксения Муратшина

Безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы межрегионального диалога

Путин Лавров

Президент России Владимир Путин на встрече с руководством Министерства иностранных дел предложил создать новую систему безопасности в Евразии без присутствия внешних сил.

Выступление Президента России Владимира Путина на коллегии МИД РФ 14 июня 2024 г., помимо освещения множества значимых, принципиальных аспектов российской внешней политики обратило внимание всего думающего мира в том числе и на такой серьезный вопрос международного взаимодействия, как необходимость диалога по актуальным проблемам безопасности между различными многосторонними объединениями на пространстве Евразии.

“Путин: евразийское партнерство может стать базисом  новой системы безопасности”

 

Евразийское пространство и Азиатско-Тихоокеанский регион входят в число тех направлений, на которых Запад особенно агрессивно пытается распространять свое влияние и создавать очаги нестабильности. На этом фоне предложение Президента о создании «контура равной и неделимой безопасности, взаимовыгодного, равноправного сотрудничества и развития» предоставляет совершенно иной вариант, стандарт международного взаимодействия. Воплощение его В.В. Путин видит в том, чтобы «значительно активизировать диалоговый процесс между уже работающими в Евразии многосторонними организациями. Речь прежде всего о Союзном государстве, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом союзе, Содружестве Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества; «чтобы к этим процессам в дальнейшем подключились и другие влиятельные евразийские объединения от Юго-Восточной Азии до Ближнего Востока», и в конечном счете можно было бы выработать «хартию многополярности и многообразия в XXI веке» для «новой системы международных отношений, пришедшей на смену западноцентричному миру». Еще два важных принципа, выдвинутых Президентом России, – «широкое обсуждение новой системы двусторонних и многосторонних гарантий коллективной безопасности в Евразии» и «постепенное сворачивание военного присутствия внешних держав в Евразийском регионе».

Россия последовательно выступает за создание общей платформы для обсуждения глобальных и региональных рисков на Евразийском континенте. Не включая в расчеты Европейский союз, который в нынешнем виде неспособен к какому-либо диалогу, и смотря на просторы Центральной, Восточной и Южной Азии, мы на протяжении всей новейшей истории могли видеть отсутствие такой платформы. Евразийское пространство безопасности крайне фрагментарно. Оно поделено на сектора или небольшие региональные подсистемы международных отношений: ОДКБ, ШОС, АСЕАН, СААРК, БИМСТЕК, ССАГПЗ. Межрегиональный характер носят диалоговые платформы АСЕАН-плюс и СВМДА, но и то, и другое – чисто конференционные структуры с ограниченным «радиусом действия», не определяющие возможностей интеграции систем безопасности.

“Путин: необходимо закончить с внешним военным присутствием в Евразии”

 

Россия уже не один год работает над созданием вариантов возможности общеевразийского диалога межрегионального и межорганизационного характера. Наша страна была автором концепции Большого Евразийского партнерства, инициатором диалога между ОДКБ и ШОС, ЕАЭС и ШОС, ШОС и БРИКС. Главная, определяющая черта российского видения межрегиональных контактов – внеблоковый характер. Военные блоки, имеющие своей целью открытое противостояние с конкретной стороной или сторонами, в том числе созданные под патронажем США объединения «АУКУС» и «Квад», союзные и квазисоюзные отношения Вашингтона с Японией, Южной Кореей, Филиппинами не только не способствуют обеспечению региональной безопасности, но расшатывают ее, создавая очаги напряженности и провокаций, при этом не решая действительно актуальных для Азиатско-Тихоокеанского региона проблем – терроризма, экологических угроз (напротив, они создают их сами), изменения климата, распространения организованной преступности, торговли людьми, контрабанды животных и т.д.

Сотрудничество на основе принципов многополярности

При желании всех заинтересованных сторон наладить сотрудничество, те же самые ЕАЭС, ШОС, СНГ, АСЕАН и другие готовые к взаимодействию региональные и субрегиональные объединения на основе принципов многополярности, многосторонности, разнообразия мира, используя предложенные российской стороной идеи, могли бы сообща вырабатывать и координировать меры по борьбе с терроризмом, информационной безопасности, защите национальных экономик и региональных систем свободной торговли от во многом искусственно формируемых мировых финансовых потрясений. Решать проблемы нелегальной миграции, бороться с последствиями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в том числе трансграничного характера, развивать совместную работу по прогнозированию природных катаклизмов. Вести взаимно полезный обмен опытом в этой сфере, решать насущные проблемы наподобие противодействия транснациональным сетям телефонных мошенников и кибер-преступников. На фоне нежелания и неготовности коллективного Запада к равноправному диалогу, все эти вопросы можно решать в своем кругу тем более, что круг этот – широк и составляет мировое большинство. Вытесняя агрессивные военные блоки и внерегиональных акторов из Евразии, такое межрегиональное и межорганизационное сотрудничество будет носить открытый и взаимовыгодный характер, без какой-либо дискриминации. Идей для совместной работы может быть множество. Осталось общими усилиями обеспечить то, что Л.Н. Толстой называл «совпадением воль», чтобы воплотить их в жизнь.

 

Ксения Муратшина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: