31 мая Совбез ООН продлил мандат Миссии по оказанию содействия Ираку (МООНСИ) на последние 19 месяцев перед его полным прекращением в декабре 2025 года. Приняв резолюцию 2732 (2024), Совбез обратился к Генеральному секретарю Антониу Гутерришу с просьбой совместно с Багдадом разработать план по передаче задач и ответственности миссии правительству Ирака. Ликвидация МООНСИ происходит по просьбе Багдада. В начале мая премьер-министр Ирака Мохаммед Шиа ас-Судани направил в СБ письмо с соответствующей просьбой. Ас-Судани подчеркнул, что миссия «преодолела серьезные трудности разного характера» и что больше нет оснований для её существования.
Мандат миссии
МООНСИ была создана в 2003 году после вторжения США в Ирак в соответствии с резолюцией СБ 1500 (2003), которая предусматривала формирование широкого по представительству Руководящего совета Ирака в качестве первого шага на пути к созданию инклюзивного и должным образом функционирующего правительства. Вскоре после вторжения ситуация в Ираке начала стремительно ухудшаться. Иракское повстанческое движение, которое начало вступать в столкновения с оккупационными силами, усиливалось, угроза терроризма росла, организация «Аль-Каида*» расширялась. Кроме того, несмотря на то, что санкции были отменены в 2003 году, последствия десятилетнего санкционного давления накапливались и негативно отражались на экономике страны. Когда в 2006 году Ирак погрузился в гражданскую войну, резолюция СБ 1500 была пересмотрена и была принята резолюция 1700 (2006), положения которой расширили сферу деятельности МООНСИ: «ООН, как сопредседатель, окажет решительную поддержку Международному пакту по Ираку, согласованному 27 июля 2006 года с совместным заявлением правительства Ирака и ООН».
Выполнение Международного пакта по Ираку, который, наряду с привычным вниманием ООН к правам человека и укреплению верховенства закона, стало главной задачей миссии. Соглашение было дорожной картой, рассчитанной на пять лет, и должно было помочь Ираку достичь долгосрочных целей экономического процветания, политической стабильности и безопасности. В соответствии с пактом иракскому правительству следовало содействовать национальному диалогу и примирению, обеспечить прекращение всех форм насилия и разрешать конфликты конституционными и политическими средствами, а также ввести законодательство для обеспечения справедливого распределения ресурсов между всеми общинами Ирака. Помимо ООН и правительства Ирака, в реализации пакта также участвовали Всемирный банк и МВФ. Основными целями поддержки МВФ были достижение макроэкономической стабильности, содействие экономическому росту и начало процесса структурных реформ. Например, инфляция снизилась с 65% в конце 2006 года до 5% в конце 2007 года, и этот уровень сохранялся в 2008 году. Добыча и экспорт нефти также увеличились в последнем квартале 2007 года с 1,4 млн баррелей в сутки до 1,8 млн баррелей в сутки к середине 2008 года.
Достигла ли МООНСИ поставленных целей?
В комментарии Иракскому информационного агентства официальный представитель правительства Бассем аль-Авади пояснил, что решение о прекращении деятельности МООНСИ в Ираке было принято для «повышения роли конституционных институтов и выстраивания Ираком отношений с международными организациями, чтобы отразить прогресс и развитие с 2003 года», поскольку обстоятельства, вызвавшие необходимость создания МООНСИ в 2003 году уже неактуальны. Авади выразил благодарность Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, специальному представителю Генерального секретаря ООН в Ираке Жанин Хеннис-Пласшарт и всему персоналу МООНСИ, а также почтил память жертвам Сержиу Виейры ди Меллу и его коллег, погибших в результате террористической атаки на штаб-квартиру миссии в Ираке в 2003 году.
На заседании СБ ООН 31 мая представители США, России, Китая, Великобритании и Франции отметили значительный вклад МООНСИ в улучшение политической ситуации и ситуации в области безопасности в Ираке. Выступая от имени Алжира, Мозамбика и Сьерра-Леоне, представитель Гайаны также подчеркнул важную роль ООН, хотя и поддержал своевременное прекращение миссии.
В комментарии Al Monitor Ренад Мансур, старший научный сотрудник Chatham House, выразил мнение, что успехи МООНСИ были ограниченными, особенно в «обеспечении подотчетности и создании условий для процветающего и независимого гражданского общества».
Является ли прекращение деятельности миссий ООН новой тенденцией?
В последнее время не только Ирак принял решение о прекращении деятельности миссии ООН, действующей на территории страны. В мае Сомали обратилась с просьбой о прекращении деятельности Миссии Организации Объединенных Наций по содействию Сомали (МООНСОМ), политической миссии, основанной в 2013 году и призванной в первую очередь содействовать установлению мира и стабильности в условиях террористических угроз со стороны группировки «Аш-Шабаб»*, связанной с «Аль-Каидой*». В декабре прошлого года по просьбе Хартума СБ ООН проголосовал за прекращение мандата Комплексной миссии ООН по оказанию содействия в переходный период в Судане (ЮНИТАМС). 14 стран проголосовали «за», Россия воздержалась. ЮНИТАМС была создана в соответствии с резолюцией 2524 (2020) и была направлена на поддержку демократического преобразования в Судане. Несмотря на кровопролитный конфликт между суданской армией, возглавляемой генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом, и Силами быстрого реагирования, продолжающийся с апреля прошлого года и в результате которого тысячи людей погибли и миллионы стали беженцами, миссия ООН все же была прекращена. То же самое произошло в Мали в 2023 году. Операция Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) была прекращена по просьбе Бамако.
Можно ли сказать, что наблюдается новая тенденция? Вышеупомянутые примеры не являются беспрецедентными. Гамаль Абдель Насер попросил ООН покинуть Синайский полуостров накануне Шестидневной войны 1967 году. Чад, Бурунди и Эритрея сделали то же самое. Однако, интересно то, что все эти события происходят именно сейчас. Утрата доверия к ООН, особенно в Африке, усиливается, и участие ООН в миротворческих и политических миссиях в Африке является предметом ярких дискуссий, особенно на фоне того, что Франция теряет свои позиции в Африке, в то время как Россия и Китай становятся все более влиятельными на африканском континенте, а также на фоне общего сдвига в сторону полицентризма, наблюдаемого в международном сообществе в целом. Миссии ООН часто критикуют за недостаточную осведомленность о ситуации в странах и за то, что они слишком мало делают. В случае с миротворческими миссиями регулярно наблюдается нехватка доступных ресурсов и неприменение надлежащих и своевременных мер, например, во время бурных протестов на востоке ДРК в 2022 году против миссии ООН по стабилизации (МООНСДРК) за её неспособность бороться с повстанцами. Не следует забывать о разнице между миротворческими и политическими миссиями, однако интересно отметить, что все больше и больше стран отворачиваются от ООН – как от политических, так и от миротворческих миссий.
* организации, запрещённые в России
Ванесса Севидова, исследователь Института международных исследований МГИМО МИД России, специально для «Нового Восточного Обозрения»