В середине мая 2024 года в столице Бахрейна Манаме состоится 33-й ежегодный саммит Лиги арабских государств (ЛАГ). Несколько дней назад, 6 апреля, в рамках подготовки к предстоящему саммиту, Министерство иностранных дел Бахрейна провело дистанционную встречу с послами арабских государств в стране. Встреча прошла под председательством посла Ахмеда Аль-Тураифи, начальника управления по арабским и африканским вопросам Министерства иностранных дел, и Абдуллы Аль-Бинхали, генерального директора департамента административных услуг и контроля Королевского протокола.
Его Величество король Бахрейна Хамад бен Иса Аль Халифа направил приглашения на саммит лидерам всех стран-участником, в том числе президенту Сирии Башару Асаду. На прошлогоднем саммите, который проходил в Джидде (Саудовская Аравия), Сирия приняла участие впервые с ноября 2011 года, когда ее членство в ЛАГ было приостановлено.
Главным событием прошлогоднего саммита Лиги арабских государств стало, конечно же, восстановление сирийского членства в организации после более чем десятилетнего периода сложных отношений с рядом арабских государств.
В Декларации Джидды, которая была принята по итогам саммита, страны-члены ЛАГ также выразили свою позицию по ряду других вопросов:
— Отметили центральную роль палестинского вопроса для арабского мира.
— Подчеркнули необходимость урегулирования конфликта в Судане.
— Приветствовали возвращение Сирии в так называемую „арабскую семью„ и поддержку активизации панарабских усилий по стабилизации страны.
— Отметили необходимость прийти к политическому урегулированию в Йемене путём:
а) реализации инициативы ССАГПЗ;
б) активизации Йеменского национального диалога;
в) осуществления резолюции 2216 Совета Безопасности ООН.
— Выразили поддержку Ливану в избрании нового президента.
— Решительно осудили вмешательство во внутренние дела суверенных государств.
— Отметили всеобъемлющий и стремительный прогресс в промышленности и сельском хозяйстве в странах арабского мира.
— Приветствовали уважение к культурному разнообразию и необходимость его сохранения, осудив попытки использование культуры в качестве прикрытия для проявления своего господства над другими.
— Поддержали инициативы, связанные с налаживанием цепочек поставок основных продовольственных товаров.
— Подчеркнули важность и значимость развития опреснительной промышленности для арабского мира.
Еще одним неожиданном моментом прошлогоднего саммита стало приглашение Владимира Зеленского выступить на форуме с речью. В своём выступлении украинский президент лишь повторил те же слова, которые ранее уже звучали из его уст. Зеленский не раскрыл ничего нового, не предложил каких-либо мирных инициатив по разрешению российско-украинского конфликта. Его присутствием Саудовская Аравия пыталась продемонстрировать своё растущее влияние в качестве посредника в этом конфликте. Ранее Саудовская Аравия также участвовала в процессе обмена пленными между российской и украинской сторонами.
Несмотря на то, что в период между двумя саммитами в международной жизни произошло много событий, ряд вопросов на повестке дня останутся неизменными. Следует ожидать, что конфликт в Палестине будет занимать центральное место на предстоящей встрече в Манаме. После прошлогоднего саммита произошло обострение ситуации в Палестине в октябре прошлого года, когда началась операция «Туфан аль-Акса». Операция повлекла за собой ряд последствий, например, активизацию хуситов («Ансар Аллах») в районе Красного моря, усиление израильских ударов по территории Ливана и Сирии, а также ожесточённые действия Ирана в виде недавнего удара возмездия за нападение Израиля на иранское консульство в Дамаске, в результате которого погибли 13 человек, среди которых были старшие командиры КСИР Мохаммед Реза Захеди и Мохаммед Хади Хаджи Рахими. Комментируя ситуацию сразу после иранских ударов, постоянное представительство Ирана при ООН сделало следующее заявление: «…Военные действия Ирана были ответом на агрессию сионистского режима против наших дипломатических объектов в Дамаске. Вопрос можно считать закрытым…однако, если израильский режим совершит еще одну ошибку, реакция Ирана будет значительно жестче. Это конфликт между Ираном и израильским режимом-изгоем, от которого США должны держаться подальше!».
Нетаньяху также выразил готовность Израиля к конфронтации с Ираном: «…Наши системы обороны развернуты; мы готовы к любому сценарию, как в обороне, так и в наступлении. Государство Израиль сильно. Армия обороны Израиля сильна…».
Рост напряженности в регионе и дальнейшая эскалация не исключены и будут тщательно обсуждаться на саммите. В свете текущей ситуации вокруг Палестины Соглашения Авраама, что является серией двусторонних соглашений между Израилем и ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом о нормализации отношений с Израилем, столкнутся с усиленным давлением не только со стороны стран арабского мира, но и со стороны международного сообщества.
На саммите в прошлом году Сирия также занимала немаловажное место в повестке дня, сделав свой первый символический шаг на пути к региональной реинтеграции. С мая прошлого года в этом направлении было предпринято множество шагов: в январе этого года сирийскую столицу посетила делегация Саудовской Аравии и королевство планирует вскоре вновь открыть свое посольство в Дамаске.
Примерно в то же время в ОАЭ назначили первого посла в Сирию более чем за 10 лет. В нынешних обстоятельствах возможно, что процесс региональной реинтеграции Сирии будет ускоряться, поскольку тема арабского единства как способа для арабского мира оставаться сильным и сплоченным была актуальной на протяжении всего прошлогоднего саммита. Учитывая сохраняющуюся в регионе напряженную ситуацию и то, что арабский мир сегодня находится в более тяжелом положении, приверженность процессу региональной реинтеграции, безусловно, будет вновь подтверждена. Учитывая географическую близость страны к Палестине, также существует риск, что Сирия всё больше будет вовлечена в конфликт. То же самое касается соседних Ирака и Ливана, где также наблюдается активизация шиитских группировок в результате роста напряженности между Ираном, с одной стороны, и США и Израилем – с другой.
ЛАГ также вновь заявит о необходимости поиска долгосрочных решений кризисов в Судане и Ливии. Прошел почти год с начала военных действий в Судане, которые обострили существующую политическую и этническую напряженность и вызвали серьезный гуманитарный кризис в стране, а также привели к тому, что 8,2 миллиона суданцев (по меньшей мере 6,5 миллиона из которых являются внутренне перемещенными лицами) с момента начала боевых действий были вынуждены убежать в основном в Египет, Чад, Эфиопию и Южный Судан. Две основные стороны конфликта в Судане, а именно, Вооруженные силы Судана (СВС), возглавляемые генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом, и Силы быстрого реагирования (СБР), возглавляемые Мохаммедом Хамданом Дагало (он же Хемедти, Хамидти), поддерживаются двумя членами ЛАГ, а именно Египтом и ОАЭ. Предпринятые дипломатические усилия в отношении Судана провалилась, и многочисленные достигнутые соглашения о прекращении огня заканчивались тем, что обе стороны обвиняли друг друга в их нарушении. Ожидается, что переговоры между СВС и СБР состоятся 18 апреля в Джидде, в преддверии саммита Лиги арабских государств, и на этот раз с участием Египта и ОАЭ.
Ранее, в марте этого года, в Каире под эгидой ЛАГ состоялась встреча между ливийскими лидерами Президентского совета, Палаты представителей и Верховного государственного совета. В ходе встречи стороны обсудили ливийское политическое урегулирование, парламентские и президентские выборы в Ливии, а также вопрос формирования единого правительства. Арабский парламент (ЛАГ) приветствовал результаты встречи и стороны договорились вскоре провести второй раунд переговоров, направленный на осуществление договоренностей, достигнутых в ходе первого раунда.
ЛАГ предоставляет платформу для диалога и обмена мнениями по важным вопросам в политической и экономической сферах, в области безопасности, охраны окружающей среды и др., но в то же время необходимо реалистично оценивать возможности организации. С момента создания организации в 1945 году было согласовано и претворено в жизнь множество общеарабских инициатив, например, создание Организации арабских стран-экспортёров нефти (1968) и Организации Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки (1970), хотя их деятельность и эффективность могут быть оспорены. Существует множество явных примеров того, когда Лига арабских государств была неэффективна, например, во время вторжения Ирака в Кувейт, конфликтов в Сирии, Ливии, Йемене. Приверженность ЛАГ палестинскому вопросу также временами ослабевала. Политические разногласия между членами организации иногда парализовали ё эффективность, например, стремление Анвара Садата нормализовать отношения с Израилем привело к приостановке членства Египта в организации, а также к переносу штаб-квартиры из Каира в Тунис. Проблема на той же почве также возникла в 2020 году с подписанием Соглашений Авраама.
Предстоящий 33-й саммит Лиги арабских государств в Манаме соберет всех 22 членов Лиги арабских государств для обсуждения актуальных вопросов повестки дня, имеющих особое значение для арабского мира, и, в первую очередь, касающихся ситуации вокруг Палестины.
Ванесса Севидова, стажёр Института международных исследований МГИМО МИД России, специально для «Нового Восточного Обозрения»