Япония с самого начала российской Специальной военной операции на Украине заняла по отношению к нашей стране одну из самых жёстких позиций, ибо неоднократно осудила действия России на Украине, наложила несколько пакетов санкций, регулярно их обновляя и добавляя новые позиции. Например, 1 марта 2024 года Япония вновь ужесточила санкции против нашей страны добавив в «чёрный список» ещё 12 физических лиц и 36 организаций, в том числе концерны «Калашников», «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод» и т.д. (общее число попавших под санкции лиц составляет порядка 1 000 человек и более 700 организаций). Санкции были наложены фактически на всё военно-политическое руководство России и на важнейших представителей общественности (например, на главного редактора медиагруппы «Россия сегодня» и RT Маргариту Симоньян). Ещё одним болезненным аспектом двусторонних отношений стало введение и неоднократное ужесточение запрета на экспорт из Японии в Россию целого ряда товаров и технологий, список которых превысил 800 наименований.
Кроме того, японские СМИ с февраля 2022 года стали обозначать все города и сёла, подконтрольные киевскому режиму (а также территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей) на украинский манер: например, Киев ранее переводился на японский язык как キエフ («Киэфу»), но теперь он переводится как キーウ («Ки:у»), что отдалённо напоминает украинское название «Київ». Всё это может навести на мысли, что Япония проводит очень агрессивную и даже неадекватную риторику по отношению к нашей стране. Однако есть целый ряд обстоятельств, позволяющих говорить о том, что Япония продолжает исходить прежде всего из своих национальных интересов. Можно выделить несколько направлений японской внешней политики на российском направлении в настоящее время:
- Гуманитарное сотрудничество;
- Экономическое сотрудничество;
- Отдельные политические контакты.
В данном материале мы остановимся только на гуманитарном и политическом взаимодействии между странами, так как экономическая сфера – это тема для отдельного исследования.
Двустороннее гуманитарное сотрудничество, на наш взгляд, уместно разделить на внутриполитический аспект, работающий в основном на благо японской экономики и общества, и внешнеполитический. С точки зрения внутренней политики японская сторона полностью не прерывала контакты с Россией, в отличие от стран Евросоюза. В сфере культуры в октябре 2022 года Японию посетил балетный ансамбль им. Игоря Моисеева, концерты которого каждый раз вызывали фурор. Не были прерваны контакты по линии образовательных организаций: например, за 2022-2024 гг. несколько десятков студентов МГИМО прошли или в данный момент проходят обучение («стажировки») в рамках программ обмена в таких японских университетах, как Сидзуока, Аояма Гакуин, Токийский университет международных исследований (TUFS), Софийский университет и Международный христианский университет (ICU). Любопытно, что автор этих строк также прошёл соответствующую стажировку в университете Аояма Гакуин в осеннем семестре 2022-2023 учебного года. Более того, контакты в сфере туризма также не только не прервались, но и активно восстанавливаются после пандемии коронавируса: по данным японской туристской организации (JNTO) в 2023 году Японию посетили 42 тыс. россиян, что в четыре раза больше, чем годом ранее, но всё ещё отстаёт от показателя 2019 года в 120 тыс. человек. Интересно, что за 2023 год посетившие Японию туристы (25,07 млн человек) принесли национальной экономике суммарно 5,29 трлн иен (34,8 млрд долларов по текущему курсу), в связи с этим можно вычислить примерную сумму, которую японская экономика получила от российских туристов – 8,83 млрд иен (около 60 млн долларов). Таким образом, Япония, в отличие от ЕС, сохранила весьма активное гуманитарное взаимодействие с нашей страной, что позволяет Японии не только «держать дверь приоткрытой» во взаимоотношениях с Россией, но и получать определённый (пусть и незначительный) доход для национальной экономики.
Необходимо упомянуть и внешнеполитический аспект гуманитарного сотрудничества Японии с Россией. Во-первых, в Соединённых Штатах ещё в 1940-х-1970-х гг. была разработана весьма стройная система community organizing и программ «корней травы», которые заключаются в организации простых людей в инициативные группы или движения для целенаправленного давления на органы государственной власти с применением разных уловок, политического шантажа и прочих методов. Технологии community organizing оказались настолько успешными, что стали применяться Демократической партией на выборах президентов США (например, на выборах Барака Обамы в 2008 и 2012 гг.), так как они позволяют применить механизмы реальной демократии для улучшения жизни людей и отобрать хотя бы часть власти у крупного американского капитала. В то же время эти методы были скопированы другими странами Запада (и Японией в том числе), ибо они могут быть применены для целенаправленного давления на другие государства под предлогом поддержки гражданского общества против того или иного «недемократического» режима. В случае с Россией программы «корней травы» и community organizing успешно применялись различными некоммерческими и неправительственными организациями из стран Европейского союза. Однако в 2022 году ЕС фактически добровольно лишил себя этого мощнейшего инструмента – грубо и открыто декларируя цель свержения действующей власти в России, Евросоюз тем самым способствовал маргинализации в России любых инициатив, связанных не только непосредственно с ЕС, но и с такими понятиями, как «демократия, «свобода слова», «права человека» и т.п.
Во-вторых, укрепление отношений между Россией, КНР и КНДР представляет серьёзную угрозу безопасности Японии, так как географически эти страны «нависают» над всей северной и западной частью Японии. В условиях маргинализации «мягкой силы» стран Запада в России растёт популярность и привлекательность Китая и Северной Кореи: например, по данным ВЦИОМ, 53% россиян относятся к Китаю как дружественному государству или как к партнёру и союзнику.
На наш взгляд, Япония из-за серьёзной угрозы сближения России с КНР и КНДР за счёт просчётов ЕС на российском направлении стремится значительно укрепить свои позиции в структуре коллективного Запада и в мире в целом, а также надеется посредством своей «мягкой силы» отколоть Россию от Китая и Северной Кореи. В нашей стране Япония не ассоциируется с чрезмерной политизированностью Евросоюза (и США), не стремится этого делать и в то же время сохраняет и развивает множество гуманитарных контактов с нашей страной, что даёт ей уникальный доступ к российскому обществу. Так, в 2024 году в связи с общим падением интереса мировой общественности к украинской теме, Япония, в отличие от Евросоюза, активизировала сотрудничество с РФ на гуманитарном направлении. Так, 15 марта на пресс-конференции в Токио министр иностранных дел Японии Камикава Ёко заявила, что Япония намерена поддерживать культурные и гуманитарные обмены с Россией. Ещё в феврале этого года такую мысль высказал посол Японии в РФ Акира Муто: «Считаю, что культурные и гуманитарные обмены, в первую очередь между молодыми людьми, важны для развития нашего взаимопонимания в среднесрочной и долгосрочной перспективе».
Таким образом, несмотря на показательно жёсткий подход по отношению к России, Япония умело балансирует между выполнением обязательств перед остальным «коллективным Западом» и ведением переговоров с Россией, попутно повышая своё международное влияние и снижая риски безопасности для себя во многом через гуманитарную сферу.
Что же касается отдельных политических контактов с Россией, то и здесь Япония исходит сугубо из своих национальных интересов, пусть и с оглядкой на остальные государства «коллективного Запада». Во-первых, ни одно заграничное учреждение системы российского МИДа в Японии не закрылось (в отличие от других стран Запада, где посольства и консульства нашей страны были вынужденно закрыты, помещения фактически экспроприированы, а их счета арестованы). Во-вторых, Япония, несмотря на очевидное давление союзников, остаётся одним из немногих западных государств, которая выслала меньше всего российских дипломатов – 9 человек (8 в мае и 1 в октябре) с членами семей. Любопытно, что за 2023-2024 гг. не было выслано ни одного российского дипломата из Японии.
В-третьих, в Японии ещё с 1970-х гг. существует практика, в рамках которой представители парламентских оппозиционных партий посещают те или иные страны, с которыми у Японии официально либо нет дипломатических отношений, либо они находятся в кризисе. Такая парламентская дипломатия позволяет разрядить обстановку и наметить пути разрешения конфликта. Например, в 1980-х-1990-х гг. Социалистическая партия Японии поддерживала довольно тесные контакты с КНДР при отсутствии официальных дипломатических отношений между двумя государствами, контролировала двусторонний товарооборот и даже выступала своего рода посредником между КНДР и Южной Кореей. В случае с Россией контакты поддерживают отдельные депутаты парламента в основном правого толка, которые и раньше были тесно связаны с нашей страной и не боятся принять на себя соответствующие политические риски. Так, в октябре 2023 года депутат парламента от правой «Партии возрождения Японии» Судзуки Мунэо посетил Россию с пятидневным визитом, за что был исключён из партии и подвергнут испепеляющей критике на родине. Тем не менее программа визита была очень плотная, ибо Судзуки провел обстоятельные переговоры с министром по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Сергеем Глазьевым и заместителями министра иностранных дел России Андреем Руденко и Михаилом Галузиным (он был послом РФ в Японии), – всё это, на наш взгляд, даёт Японии, в отличие от ЕС и США, бОльшую «свободу рук» во взаимоотношениях с Россией, так как Япония, имеет возможность напрямую узнать настроения российского военно-политического руководства и общества.
Таким образом, в гуманитарном и политическом аспектах Япония исходит из своих интересов, осторожно выдерживая баланс между остальными странами «коллективного Запада» и прямым взаимодействием с нашей страной. Умело используя просчёты ЕС и США в отношении России, стремясь внести раскол в тесное взаимодействие между Россией и КНДР, Япония заполняет освободившиеся ниши и снижает риски безопасности для себя, что серьёзно повышает её политический статус в мире и заодно даёт ей уникальный доступ не только к высшему военно-политическому руководству нашей страны, но и российскому к обществу.
Назар Курбанов, стажер-практикант Центра пространственного анализа международных отношений Института международных исследований МГИМО МИД России, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»