10.04.2024 Автор: Борис Кушхов

Президент ФРГ в Монголии: начало стратегического партнёрства

7-8 февраля 2024 года состоялся визит президента ФРГ Ф-В. Штайнмайера в Улан-Батор. В ходе него высокопоставленный представитель Германии провёл переговоры с президентом, премьер-министром, спикером парламента Монголии, а в аэропорте он был встречен министром иностранных дел.

Визит косвенно приурочен к полувековому юбилею установления дипломатических отношений между Монголией и ФРГ.

В ходе беседы президента ФРГ со спикером Великого Государственного Хурала Монголии сторонами был высоко оценён опыт участия немецких политологов в подготовке проектов реформы парламента этой страны, а также всевозможных политических экспертиз, нацеленных на обеспечение гендерного равенства в монгольской политической системе. Помимо этого, было отмечено многолетнее содействие властей и, в особенности, некоммерческих организаций и фондов Германии процессу развития демократии в Монголии. К числу особенно активных можно отметить Фонд Конрада Аденауэра и Фонд Фридриха Эберта, которые уже не первое десятилетие изучают общественное мнение в Монголии, а также анализируют политические процессы в стране.

Премьер-министр Монголии в ходе переговоров с президентом Германии уделил особое внимание партнёрству двух стран в области туризма – очевидно, что монгольская сторона возлагает большие надежды на немецких туристов в рамках так называемых «Годов посещения Монголии», которые являются своеобразной программой развития туризма в стране. Штайнмайера в этой беседе больше интересовали другие вопросы – в частности, перспективы сотрудничества в энергетической сфере.

Президент Монголии в своём обращении к гостю из Германии отметил особые успехи в образовательном сотрудничестве, подчеркнув значимость для Монголии многочисленных программ и стипендий, предоставляемых её гражданам немецкими университетами. Также, он поблагодарил Германию за эффективное сотрудничество по линии ООН в рамках миротворческих миссий, а также за предоставление более чем 500 миллионов евро, которые эта страна вложила в Монголию с начала 1990х годов в рамках «помощи развитию».

Примечательно отсутствие в ходе переговоров попыток немецкого представителя «подбить» монгольских коллег на политические высказывания или шаги, способные навредить отношениям этой страны с Россией или Китаем. Это обстоятельство сильно контрастирует с повесткой и риторикой прошлогоднего гостя из Франции – Э. Макрона, который в прошлом году посещал Улан-Батор с целью «заставить его почувствовать себя свободным от давления соседей».

Ключевым документом, подписанным по итогам поездки Штайнмайера, стала совместная декларация о выходе отношений ФРГ и Монголии на уровень стратегического партнёрства. В её тексте отмечены уже традиционные для монголо-немецких отношений тезисы о «поддержке Монголией постоянного членства Германии в Совете Безопасности ООН» и «Развитии сотрудничества двух стран по реализации монгольской программы Долгосрочное видение — 2050» и т.д. Вместе с тем, примечательным стало отражение в декларации стремления Монголии привлечь Германию к крупным горнодобывающим и промышленным проектам на своей территории. Также, в документе был отмечен взаимный интерес сторон в партнёрстве в области строительства ветряных и солнечных электростанций, производства зелёного водорода. Тем не менее, несмотря на данные заявления, отражённые в ключевом документе, подводящем итоги визита Штайнмайера в Улан-Батор, в отношениях двух стран сохраняется значительный крен в сторону гуманитарного партнёрства – в отличие от отношений с целым рядом западных партнёров Монголии, в которых важным содержимым являются инвестиции в горнодобывающие, транспортные  или энергетические проекты.

Несмотря на это, именно Германия стала первым стратегическим партнёром Улан-Батора из числа европейских государств – и седьмым особо привилегированным после Индии, США, Японии и Республики Корея, а также «вечных соседей» России и Китая, находящихся в монгольской внешнеполитической иерархии на ступеньку выше остальных. Первенство Германии среди европейских партнёров может показаться нелогичным – ведь визит президента ФРГ и близко не ознаменовался такими громкими соглашениями и контрактами, как обмен визитами в 2023 году президента Франции  Э. Макрона и Монголии У.Хурэлсуха.  Вероятно, ответ на этот вопрос кроется в более значительном возрасте дискуссии о повышении статуса отношений Монголии и Германии — страны являются всеобъемлющими партнёрами с 2008 года, а тема дискуссии о выходе на новый уровень имела место в последние пять-семь лет. Также, несмотря на отсутствие крупных совместных экономических проектов в Монголии, ФРГ является крупнейшим партнёром Монголии по импорту среди стран Европы – на неё приходится 3.7% валового импорта страны в 2023 году. Вероятно, свою роль могла сыграть и «неполитизированная» формула германо-монгольского партнёрства.

Тем не менее, повышение статуса отношений Монголии и Германии следует считать неким «авансом» — выражением надежд двух стран (в большей степени, конечно, Монголии) на дальнейшее интенсивное развитие партнёрства в самых разных отраслях. Также, для Монголии данный опыт может стать образцом развития деполитизированного сотрудничества, который можно будет демонстрировать в качестве успешной модели двустороннего диалога другим западным партнёрам.

Вскоре после визита Президента ФРГ в Монголию череда двусторонних мероприятий продолжилась: в начале марта 2024 года Улан-Батор посетил федеральный министр цифрового развития и транспорта, подписавший «меморандум» с министром развития дорог и транспорта Монголии и обсудивший с премьером страны перспективы обучения монгольских специалистов, заключения соглашения в области автомобильного транспорта и наращивания числа прямых авиарейсов между двумя странами.

 

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: