30.03.2024 Автор: Анвар Азимов

К предстоящим парламентским выборам в Индии

Выборы в Индии 2024

Индия является демократической Республикой с федеративным устройством и парламентской формой правления. Высший законодательный орган — парламент, состоящий из двух палат: верхняя- Раджья сабха ( Совет Штатов, 245 депутатов — 233 избираемых законодательными собраниями штатов и 12 назначаемых Президентом страны) и нижняя — Лок сабха ( Народная палата, 545 депутатов -543 избираемых прямым голосованием населения и 2 назначаемых главой государства-Президентом).

Несмотря на то, что главой государства в Индии является Президент, исполнительная власть на практике сосредоточена в руках премьер- министра, которым, как правило, становится лидер победившей на выборах в Народную палату партии большинства. С 2014 года у власти находится партия премьер — министра Нарендры Моди — Бхаратия джаната парти (БДП) вместе со своими союзниками по Национальному демократическому альянсу (НДА). В 2019 году правящая коалиция повторила свой успех, завоевав в Народной палате более 300 из 542-х мест и получив мандат на очередные 5 лет.

Показательно, что на предшествовавшему нынешним парламентским выборам голосованию в 2022-2023 годах в большинстве законодательных собраний штатов страны ( в территориально-административном плане Индия состоит из 28 штатов, национальной столичной территории Дели и 7 союзных территорий) возглавляемая НДА партия Н. Моди неизменно побеждала и вместе со своими союзниками и сейчас находится у власти в 14 штатах страны. Крупнейшая же оппозиционная партия- Индийский национальный конгресс — ИНК правит всего в трех штатах, в остальных — у власти находятся региональные партии, традиционно побеждающие на местных выборах и пользующиеся преимущественным влиянием в своих штатах.

Нынешние, 18-е по счету выборы в Лок Сабху, пройдут в семь различных этапов в период с 19 апреля по 1 июня 2024 года и их результаты будут объявлены только 4 июня. Это будут самые крупные выборы в мире и в них примут участие почти миллиард избирателей. Кроме того, они будут самыми продолжительными (44 дня) и представительными с участием более 60 партий. Основное противоборство за власть будет между правящей БДП и оппозиционным блоком в составе 26 партий во главе с ИНК, именуемым I.N.D.I.A.- Индийским национальным инклюзивным альянсом развития. Основу этого блока составляют Нацконгресс и другие оппозиционные партии, прежде всего региональные. Несмотря на достигнутые договоренности о создании широкого блока против БДП, между партиями сохраняются разногласия и междоусобица, отсутствует и сильный харизматичный лидер, который был бы способен привести альянс к победе. Непростые времена продолжает переживать Нацконгресс, вдова бывшего премьер-министра Раджива Ганди и лидер ИНК(И) Соня Ганди утрачивает свои позиции, а ее дети- Рахул и Приянка Ганди так и не обрели статус харизматичных и популярных руководителей этой старейшей партии, правившей в стране многие десятилетия. И действительно Нацконгресс уже не тот, каким он был при Джавахарлале Неру, его дочери Индиры Ганди и внуке Радживе Ганди, растерял свои позиции в центре и на местах — в штатах, во многом утратил статус незаменимой политической силы, продолжает находиться в кризисном положении и все более лишается доверия среди широких слоев населения. В партии отсутствует консенсус по дальнейшей стратегии и тактике, а ее деятельность чрезмерно сфокусирована на критике правительства Н. Моди без выдвижения собственной конструктивной программы действий. На прошлых парламентских выборах ИНК получил всего порядка 50 из 245 мест в Народной палате и, судя по всему, вряд ли сможет существенно улучшить свое положение, не говоря уже о том, чтобы привести разношерстный альянс к победе на предстоящих выборах. Положение ИНК будет во многом зависеть от способности его руководителей преодолеть внутрипартийные противоречия, найти достойного лидера, выработать оптимальную и эффективную модель сотрудничества с коалиционными партнерами и региональными силами, которые больше озабочены стремлением упрочить собственные позиции в штатах нежели желанием укрепить вес и влияние Нацконгресса.

В отличие от оппозиции БДП явно находится в более выгодном положении и имеет более предпочтительные шансы на успех. В случае, если это произойдет Нарендра Моди возглавит правительство уже третий срок подряд. Надо отдать должное ему и другим способным лидерам БДП, которые последовательно, а главное результативно реализуют курс на достижение социально- экономической самообеспеченности и рост ВВП (7%) на основе соответствующих национальных программ («Делай в Индии» и «Самодостаточная Индия»). Важнейшими достижениями кабинета Н. Моди являются динамичное развитие экономики страны (стала третьей в мире) , некоторое ослабление социальной напряженности, обеспечение в стране стабильности и правопорядка.

БДП продолжает делать ставку на укреплении своих позиций в ключевых и доминирующих штатах так называемого «хиндиязычного пояса» на основе концепции «хиндутвы», проповедующей приверженность индусской культурно- исторической традиции. Именно в данном контексте следует рассматривать крупнейшую религиозно- националистическую акцию, связанную с открытием в преддверии выборов в январе с.г. монументального храма Рамы в святом месте Айодхья, восстановленного на месте рождения Божества после того, как храм был варварски разрушен в средние века захватившими Индию Великими моголами и на его руинах была воздвигнута мусульманская мечеть, простоявшая многие столетия. Мастерски проведенная с большой помпой эта крупномасштабная акция, носившая явно предвыборный характер, существенно укрепила имидж властей среди подавляющего в стране индусского населения, не говоря уже о беспрецедентном росте популярности и авторитета премьер-министра.

Экономические и внутриполитические успехи правительства за последние годы подкреплены и внешнеполитическими достижениями — Индия мастерски провела ряд международных председательств, в том числе в «двадцатке», активно содействовала росту авторитета и веса страны в региональных и мировых делах. С Индией ведущие международные игроки считаются как с важным и, что весьма существенно, самостоятельным центром складывающегося иного многополюсного мироустройства, которому Нью-Дели наряду с Москвой и Пекином твердо привержен. Многовекторность внешнеполитического курса индийского руководства, его стремление укреплять партнерство и с Востоком, и с Западом прибавляет весу Нью-Дели как столицы не просто азиатской, но и претендующей на глобальный статус державы. И в этом Россия полностью поддерживает Индию, рассматривая ее как важного потенциального члена расширенного Совета Безопасности ООН. Непростые отношения Индии с Китаем и Пакистаном не мешают ей сотрудничать с этими государствами в рамках ШОС и БРИКС. Курс же Нью-Дели на развитие связей с США и Западом в целом не является препятствием для дальнейшего расширения испытанных особо привилегированных стратегических отношений с Россией.

Примечательным и принципиальным моментом для Индии является наличие консенсуса различных политических сил по важнейшим направлениям внешней политики страны. Россия в этом плане уверенно смотрит в будущее своих отношений с Индией, поскольку обе ведущие политические силы страны — и БДП, и Нацконгресс неизменно придерживаются курса на приоритетное стратегическое партнёрство с Москвой, что прежде всего отражает настроения широких масс страны, рассматривающих Россию как своего самого испытанного и надежного друга, ни разу не подводившего Индию в отличие от других крупных держав, в частности, США.

 

Анвар Азимов, чрезвычайный и полномочный посол, старший научный сотрудник МГИМО, специально для журнала «Новое восточное обозрение»

Похожие статьи: