02.03.2024 Автор: Виктор Гончаров

Африканский Рог в трясине геополитического соперничества

Эфиопо-сомалийский конфликт

Часть первая: Эфиопо-сомалийский конфликт

И без того напряженная обстановка в районе Африканского Рога с началом Нового года резко обострилась. Это связано с тем, что 1 января сего года премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед подписал с президентом самопровозглашенной республики Сомалиленда Мусой Бихи Абди меморандум о взаимопонимании, по которому Эфиопия может получить в аренду сроком на 50 лет участок побережья Красного моря длиной 20 километров в районе порта Бербера для создания торгового хаба и в перспективе военной базы.

Взамен Сомалиленд получит от Эфиопии часть акций государственной Ethiopian Airlines, крупнейшего авиаперевозчика в Африке, и что самое главное — обещание дипломатического признания Аддис-Абебой Сомалиленда, бывшего британского протектората, который, как повествует The Economist, после получения независимости от Великобритании через пять дней 1 июля 1960 года объединился с итальянским Сомалилендом, образовав единое Сомали. Однако, через пять месяцев после свержения режима Сиада Барре 18 мая 1991 года бывший британский протекторат объявил о своей независимости и выходе из состава Сомали, охваченного междоусобной войной «всех против всех».

После обретения в 1993 году Эритреей независимости и потери Эфиопией, страной со 120-тью миллионным населением, выхода к морю, ее руководители долгое время рассматривали доступ к Красному морю как стратегический императив, носящий «экзистенциальный характер». Они, в частности, вели переговоры по этому поводу с властями Судана, Кении и последний раз в 2018 году с тем же Сомалилендом, но безуспешно. С тех пор около 90 процентов объема ее импортно-экспортной торговли проходит по коридору между Аддис-Абебой и Джибути, что, по данным Всемирного банка, обходится ей в полтора миллиарда долларов в год и оказывает сдерживающее влияние на ее экономическое развитие.

Что же касается Сомалиленда, то заинтересованность его лидеров в заключении сделки с Эфиопией объясняется тем, что это может положить начало его постепенного международного признания. Несмотря на то, что с 1991 года, как самостоятельное государственное образование оно де-факто функционирует со своей конституцией, государственным флагом, паспортной системой, собственной валютой и собственными вооруженными силами, Сомалиленд на сегодняшний день признан только одним Тайванем.

Примечательно, что ЕС, не признавая его независимость, оказывает ему поддержку в создании дееспособных государственных институтов. Представители Брюсселя, которые в 2021 году наблюдали за проведением последних выборов, поздравили народ, правительство, избирательную комиссию и политические партии Сомалиленда с их успешной организацией и проведением.

К числу стран, которые сегодня поддерживают консульские отношения с этим непризнанным государством, относятся Кения, Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ, США, Великобритания, Германия и Франция.

Хотя с юридической точки зрения меморандум о взаимопонимании не считается обязывающим документом, и является всего лишь декларацией о намерениях, в зарубежных СМИ он вызвал волну самых противоречивых оценок, начиная от резкого осуждения и кончая поддержкой при соблюдении ряда условий.

Возможное признание Эфиопией суверенитета Сомалиленда вызвало бурную реакцию, в первую очередь, со стороны Сомали, расценившего это намерение как «вопиющее нарушение его суверенитета и единства», и отозвало своего посла из Аддис-Абебы. «Мы рассматриваем это как акт агрессии против суверенитета и территориальной целостности Сомали и как прямую угрозу его морским ресурсам, которые мы будем защищать…чего бы это ни стоило», — заявил премьер-министр Сомали Хамза Абди Барре.

Заручившись поддержкой парламента, президент Хасан Шейх Махмуд, заявив, что «Сомали никому не уступит ни одного дюйма своей земли», 3 января призвал Совет безопасности ООН и Африканский союз (АС) «созвать срочные заседания для рассмотрения нарушений со стороны Эфиопии».

Реакция руководящих органов Африканского союза на обострение эфиопо-сомалийских отношений носила в основном довольно сдержанный характер. Совет мира и безопасности АС воздержался от прямого осуждения действий Эфиопии, но указал на необходимость «уважать единство, территориальную целостность и суверенитет всех государств-членов АС».

Кроме этого, он попросил председателя Комиссии АС Муссу Факи Махамата «призвать в срочном порядке» Высокого представителя АС на Африканском Роге Олусегуна Обасанджо, бывшего президента Нигерии, чтобы содействовать развитию диалога между двумя странами и представления информации о развитии событий Совету мира и безопасности.

Участники Межправительственной организации по развитию (ИГАД) стран северо-восточной Африки, в которую входят Эфиопия и Сомали, на состоявшемся 18 января сего года саммите в столице Уганды Кампале, также ограничились «выражением глубокой озабоченности в связи с обострением отношений между двумя странами» и призвали их к «снижению напряженности и налаживанию конструктивного диалога».

В принятом заявлении саммита подчеркивается, что «Аддис-Абеба не утверждает, что признает эту самопровозглашенную республику, но проведет углубленную оценку этой проблемы с целью определения своей позиции в отношении ее международного признания».

Вместе с тем, глава Лиги арабских государств (ЛАГ) Ахмед Абуль Гейт на экстренном заседании глав ЛАГ 18 января заявил, что «сделка» между Эфиопией и Сомалилендом «представляет собой вопиющее посягательство на арабские, африканские и международные принципы». По замечанию представителя Эфиопии, за этим заявлением главы ЛАГ просматриваются интересы Каира.

Не добившись решительного осуждения Эфиопии на уровне африканских региональных организаций, 23 января сего года Сомали обратилось в Совет Безопасности ООН с официальным заявлением о том, что меморандум, подписанный Эфиопией и Сомалилендом, «представляет собой незаконное нарушение его суверенитета и территориальной целостности» и требует осуждения со стороны ООН. Одновременно правительство Эфиопии представило в Совбез свою позицию по данному вопросу.

Рассмотрев заявления сторон, 29 января сего года СБ ООН под председательством Франции рекомендовал Сомали и Эфиопии урегулировать возникшие между ними разногласия в рамках Африканского союза и Межправительственной организации развития (IGAD) в составе Джибути, Кении, Сомали, Судана, Уганды, Эритреи, Эфиопии и Южного Судана.

Но эта рекомендация ООН не была услышана руководством Африканского союза. По информации кенийской газеты The East African, 20 февраля сего года на заседании СБ ООН спецпредставитель Генсека ООН в Сомали Катрион Лэйнг выразила разочарование тем, что Ассамблея глав государств и правительств стран АС, состоявшаяся в Аддис-Абебе 17-19 февраля, «обошла этот вопрос стороной». Вместо этого она сосредоточилась на обсуждении проблем образования, науки и инновационных технологий, затронув вопросы мира и безопасности «мимоходом».

Таким образом, посреднические усилия всех этих организаций пока результата не принесли. Более того, они зашли в тупик после заявления президента Сомали Хасана Шейха Махмуда о том, что он не намерен вести переговоры до тех пор, пока Эфиопия и Сомалиленд не откажутся от этой «сделки».

Что касается реакции Вашингтона, то представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби выразил обеспокоенность тем, что дальнейшее обострение напряженности в отношениях между Сомали и Эфиопией может подорвать усилия по борьбе с исламистской группировкой «Аш-Шабааб» (запрещена в РФ), действующей в Сомали. ЕС, в свою очередь, подверг критике подписание меморандума и потребовал от Эфиопии уважать «единство, суверенитет и территориальную целостность Сомали». Но вместе с тем, как отмечается в аналитических кругах, эти заявления не оставляют Могадишо иного выбора, кроме как использовать дипломатические методы разрешения конфликта.

Его урегулирование осложняется тем, что кроме трёх непосредственных участников — Эфиопии, Сомалиленда и Сомали, в него вовлечены не менее дюжины внешних игроков, как регионального, так и мирового уровня, которые все без исключения преследуют свои узкокорыстные геостратегические интересы и стравливают государства этого региона, препятствуя развитию межрегионального сотрудничества.

Это приводит к тому, что страны-соседи очень часто оказываются по разным сторонам баррикад. Так, например, в затянувшейся гражданской войне в Судане Египет, Эритрея, Сомали и Южный Судан поддерживают главу нынешней военной администрации Судана генерала аль-Бурхана, а Эфиопия и ОАЭ выступают в поддержку его соперника генерала-сепаратиста Хемедти, что может привести к развалу суданского государства.

Для понимания всех сложностей возникшего конфликта, в эпицентре которого оказался Сомалиленд только потому, что он находится в районе стратегически важного Аденского залива, представляется целесообразным в последующих материалах обрисовать хотя бы приблизительную динамику геополитического соперничества основных внешних игроков, в нем задействованных.

 

Виктор Гончаров, эксперт-африканист, кандидат экономических наук, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: