5 февраля 2024 года правительство Республики Казахстан ушло в отставку, а временным исполняющим премьер-министра был назначен Роман Скляр – бывший первый заместитель главы кабинета. После рассмотрения президентом кандидатуры Олжаса Бектенова на пост премьер-министра, выдвинутого на эту должность правящей партией, будет запущен процесс формирования нового кабинета.
Данный политический акт можно считать неожиданным лишь в определённой степени: до этого в сентябре 2023 года также имели место перестановки в правительстве Казахстана, в результате которых был реализован отказ от совмещения двух должностей в кабинете одним и тем же лицом, а также было произведено назначение 10 новых министров и образование новых министерств. В частности, было восстановлено отдельное министерство, занимающееся развитием дорог и транспорта. Ещё раньше, после политической нестабильности в январе 2022 года, в правительстве республики также наблюдались значительные перемены – в частности, именно тогда премьер-министром стал подавший 5 февраля в отставку Алихан Смаилов.
Более того, в 2022-2024 годах глава республики многократно говорил о подготовке масштабных политических преобразований, частью которой могли стать и такие масштабные шаги. В ходе международного форума «Астана», состоявшегося в июне 2023 года, президент Казахстана К-Ж. Токаев заявил иностранным инвесторам о произведении в республике «перезапуска политической и экономической системы». В своём первом интервью в 2024 году, последовавшем сразу за окончанием новогодних праздников, президент сообщал журналистам о том, что «Казахстан подошел к завершению основных политических реформ» и о том, что настало время «заложить фундамент ближайшего пятилетнего цикла развития страны и перейти на новую экономическую модель». О скором начале «кардинальных реформ» в республике он говорил и на встрече с итальянскими бизнесменами в ходе своего визита в Италию в январе 2024 года.
Речь, конечно, всё это время шла не только о возможности роспуска правительства, но и о реальных политических и экономических трансформациях, которые руководство страны начало активно претворять в жизнь после известных событий января 2022 года. В целом, с марта 2022 года в Казахстане был дан старт масштабной конституционной реформе, проект которой был одобрен гражданами республики на национальном референдуме в июне 2022 года (77% участников референдума поддержали проект).
В 2023 году по новым правилам были проведены выборы депутатов Мажилиса (Нижняя палата парламента республики) и маслихатов всех уровней – такие же внеочередные, как и нынешняя отставка кабинета. Так, выборы, состоявшиеся в марте 2023 года, были проведены по смешанной избирательной системе. В результате реформ 2022-2023 годов существенно расширены полномочия законодательных органов, что сильно контрастирует с многолетним опытом президентской республики, унаследованным со времён первого главы Казахстана Н. Назарбаева. Рост полномочий парламента в долгосрочной перспективе предполагает укрепление ответственности кабинета перед ним – а, возможно, и даже расширение его участия в формировании кабинета. Более того, существовавший до 5 февраля 2024 года состав правительства контрастировал своей политической однородностью с составом Мажилиса последнего созыва, в который, в силу введения смешанной избирательной системы, попали представители беспрецедентно большого числа партий.
Одним из смыслов отставки может стать и реализация долгосрочного вектора на формирование нового поколения лидеров в республике, которым предстоит встать у её руля уже в иных, реформированных политических и экономических реалиях. Значительная доля членов подавшего в отставку кабинета – включая премьер-министра республики, его первый заместитель, а также ряда министров, получили свои места в нём ещё в прошлую политическую эпоху Казахстана – до 2019 года, когда президентом стал К-Ж. Токаев. Об актуальности такого мотива может говорить и выдвижение 6 февраля 2024 года на должность премьер-министра Олжаса Бектенова, которого, помимо репутации «чистоплотного» чиновника отличает и то, что он не занимал руководящие должности в республике до 2019 года и является представителем нового поколения политиков.
Не стоит отказываться и от более простых причин: так, в казахстанских СМИ ещё в 2023 году был популярным нарратив о возможной отставке если не всего кабинета, то, как минимум, его главы. Однако скорее всего они в данной ситуации находятся на втором плане.
Таким образом, неожиданную отставку правительства Казахстана 5 февраля 2024 года следует рассматривать не как чрезвычайное происшествие или коллапс доверия кабинету, а как поэтапный процесс обновления политической системы страны, её перехода к открытости, представительности, законности. В рамках этого процесса имеющийся в рамках нынешнего законодательства республики значительный политический ресурс, сосредоточенный в руках президента, используется в качестве движущей силы реформ и кадрового обновления при поддержке населения через национальные референдумы. В силу подобного характера политических преобразований, переход к растущей роли законодательной и судебной ветвей власти осуществляется в том числе и за счёт таких императивных мер, как роспуск нижней палаты парламента или правительства.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»