Ближневосточный кризис, связанный с военным конфликтом между ХАМАС и Израилем, очевидно, не растянулся бы на месяцы кровопролитных боев, если не соучастие в нем заинтересованных внешних сил. При этом, Израиль опекается США и странами Европы, а ХАМАС находит поддержку в среде стран Арабского Востока, Ирана и Турции.
Настроение международной общественности все больше склоняется к осуждению несоразмерных ударов Армии обороны Израиля по палестинскому анклаву в секторе Газа, что отражается в процессе голосования на Генеральной Ассамблее ООН. К тому же, ключевые мировые игроки в лице России и Китая также осуждают безответственное покровительство Запада жестоких действий Израиля в Газе, которые давно перешли границы самообороны и смешали терроризм с военными акциями против гражданского населения.
Вашингтон с первых дней данного конфликта стал оказывать масштабную финансовую, дипломатическую, военную и военно-техническую поддержку Тель-Авиву. К берегам Израиля в Восточное Средиземноморье США перебросили два авианосца, задействованы 6-й и 5-й флот ВМС США, а также американские военные базы и объекты в странах Ближнего Востока (Ираке, Сирии, Турции, Бахрейне, ОАЭ, КСА, Иордании).
Тем не менее, израильской армии и американским военным объектам в регионе дополнительную угрозу создают в основном проиранские военные группировки (прежде всего, ливанская «Хезболла» на севере и йеменские хуситы на юге Израиля). Одной из задач американских военных баз в Сирии является перекрытие канала переброски вооружения из Ирана в Ливан для боевых подразделений «Хезболлы». Однако американцам пока что не удалось решить данный вопрос.
Израиль со своей стороны пытается воздушными атаками на гражданские аэродромы в Дамаске и Алеппо лишить Иран возможности поставок вооружения сирийцам и ливанским шиитам. Однако региональное российско-иранское партнерство лишает подобных перспектив американо-израильские планы. Дело в том, что Москва может предоставить свои логистические возможности иранцам (включая КСИР) с использованием воздушной базы Хмеймим в Латакии. Израилю же стоит семь и более раз подумать, прежде чем предпринимать безответственный шаг по нанесению авиаударов по русской военно-воздушной базе в Сирии.
Переброска же в Восточное Средиземноморье двух американских авианосцев привела к адекватной реакции российской стороны. Так, в районе нейтрального воздушного пространства над Черным морем на боевое патрулирование вышли русские сверхзвуковые и всепогодные истребители МиГ-31К, оснащенные гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» (время подлета ракеты до акватории Средиземного моря составляет 6 мин.).
Новой головной болью США и Израиля становятся морские акции йеменских повстанцев хуситов в бассейне Красного моря и Аденском заливе против израильских и американских торговых кораблей.
Хуситы, будучи проиранскими силами и сторонниками ХАМАС в конфликте с Израилем, уже в ноябре с.г. обращались к Саудовской Аравии и ОАЭ с предложением дать их группировкам возможность пройти через их территории для выхода в Израиль и участия в боевых действиях на стороне ХАМАС. Однако Эр-Рияд и Абу-Даби отказали предоставлять такую возможность хуситам, иначе это стало бы их соучастием в военном конфликте против Израиля с выводами для США.
В итоге хуситы, из-за отсутствия пространственной связи с Израилем, стали вместо наземной операции применять морскую тактику подрывной деятельности против Израиля и США. В частности, йеменские повстанцы начали нападать на торговые корабли и захватывать их, отвлекая на себя силы и средства сионистского режима и их покровителей.
Данные акции хуситов фактически остановили беспрерывное судоходство в Красном море, простаивают нефтяные танкеры, контейнеровозы меняют маршруты вокруг Африки. Соответственно, продолжающаяся война Израиля против ХАМАС создает угрозу подрыва мировой экономики (прежде всего, угрожает интересам самого Запада, поддерживающего войну Израиля до окончательного уничтожения палестинского анклава).
Парадокс заключается в том, что экономическое обоснование данного военного конфликта и планов Израиля по массовому уничтожению палестинского анклава и выселению арабов связано, как отмечают ряд зарубежных экспертов (например, Пепе Эскобар), с темой эксплуатации недавно обнаруженных богатых месторождений газа в Восточном Средиземноморье с выходом непосредственно к сектору Газа. Другая же часть экономических причин данного конфликта – это установление контроля над возможным международным транспортным коридором из Индии через страны Арабского Востока (ОАЭ и КСА) и Израиль в Европу.
Однако сегодня Израиль и США столкнулись сами с экономическими угрозами на Ближнем Востоке. И это не только Красное море и Аденский пролив. Следующая глобальная угроза интересам США, Великобритании, ЕС и Израиля может стать блокада Ормузского пролива, через который проходит значительная часть мировой торговли нефтью и сжиженным газом. Подобная катастрофа на мировых энергетических рынках может последовать, если Иран и Оман перекроют Ормузский пролив. «Танкерная война» 2022 г. в зоне Ормузского пролива и Оманского залива между ВМС КСИР и 5-м флотом ВМС США показала серьезность подобной неблагоприятной перспективы.
Практически свободное плавание торговых судов через Суэцкий канал ныне парализовано, ибо многие торговые суда избегают прохождение побережья Йемена из опасений нападений со стороны хуситов. В этой связи глава Пентагона Ллойд Остин 18 декабря 2023 г. заявил, что США начинают операцию «Страж процветания» для защиты судоходства в южной части Красного моря и Аденского залива от морских атак хуситов. К американской инициативе присоединились: Великобритания, Франция, Канада, Италия, Нидерланды, Норвегия и Бахрейн. Создается международная военно-морская оперативная группировка для отражения атак на торговые корабли в заданной акватории. По мнению шефа Пентагона Л. Остина, «это международная проблема, требующая коллективных действий».
В свою очередь Россия, будучи ответственным международным субъектом, предлагает торговым кораблям, желающим перестроить свой маршрут из-за ближневосточного военного кризиса (включая атак йеменских повстанцев хуситов в Красном море), прохождение через Северный морской путь при условии соблюдения требований Полярного кодекса и соответствующих положений российского законодательства. Об этом, в частности, заявил посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов. При этом на сегодня Россия единственная в мире страна, которая располагает самыми крупными и мощными атомными ледоколами, обеспечивающими трафик через Северный морской путь.
Запад за два года продолжающегося по его же вине российско-украинского военно-политического кризиса уже в 12-й раз объявляет нам пакеты жестких экономических санкций (а, по сути, ведет экономическую войну). Россия же, будучи ответственным государством, в ситуации продолжающейся опять же по вине тех же США и примкнувших к ним стран НАТО палестино-израильской войны предлагает сохранить стабильность на мировых рынках и альтернативный маршрут трафика торговых кораблей через подконтрольный РФ Северный морской путь.
Казалось, пора американцам отказаться от безответственной и бесперспективной антироссийской стратегии, отменить санкции против нашей страны, вернуть Украину за стол переговоров, завершить всякую финансовую и военно-техническую помощь киевскому и сионистскому режимам, согласиться с образованием палестинского государства, восстановить мир и разделить вместе с Россией и Китаем ответственность за глобальную безопасность и новый мировой порядок. Но США пока что создают очередные военные коалиции и надеются навязать всем свои условия и порядки.
Йеменские хуситы показали лишь небольшую часть серьезных проблем, которые могут постигнуть политику американского гегемонизма. Втягивание же США в «горячую фазу» ближневосточного конфликта способно привести к расширению «оси сопротивления» со стороны пропалестинских сил региона, за которыми могут сказать веское слово Китай и Россия.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»