28.12.2023 Автор: Александр Сваранц

Россия и Иран сверяют свои подходы в региональной безопасности Ближнего Востока и Южного Кавказа

встреча лидеров России и Ирана. Переговоры Владимира Путина и Ибрагима Раиси

Вслед за однодневным визитом президента России В.В. Путина в ОАЭ и Саудовскую Аравию, 7 декабря 2023 г. в Москве состоялась встреча лидеров России и Ирана. Переговоры Владимира Путина и Ибрагима Раиси продлились порядка 5 часов (включая как в расширенном составе, так и наедине). Динамика региональных событий на Ближнем Востоке и Южном Кавказе требует более пристального внимания и активной дипломатии со стороны как ведущих мировых игроков, так и ключевых региональных стран.

Россия и Иран накопили немалый опыт совместного партнерства в рамках: сирийского досье и астанинской переговорной площадки; сотрудничества прикаспийских государств вокруг развития каспийского энергетического бассейна; крупных логистических проектов (в частности, международного транспортного коридора – МТК «Север – Юг»); урегулирования армяно-азербайджанских конфликтных отношений; расширения зоны свободной торговли с ЕАЭС.

Нас связывает с Ираном не только большая историческая традиция, где были и противоречия (включая и конфликты) и партнерство, но и общие экономические и политические интересы на современном этапе. Несмотря на экономические санкции в отношении Ирана (в том числе, по ядерной папке), Россия стала главным энергетическим партнером Ирана в деле строительства Бушерской АЭС. После же антироссийских санкций со стороны коллективного Запада из-за украинского кризиса, фактически Россия и Иран оказались в схожих условиях.

За последний год торговый оборот между нашими странами вырос на 20% и составил порядка 5 млрд долл. Конечно, он пока не сравним с показателями российско-турецких торгово-экономических отношений. Однако потенциал развития экономических связей между Ираном и Россией достаточно высок и включает в себя разные проекты (в особенности, энергетические и транспортно-логистические).

Обострение противоречий в отношениях между Россией и странами Запада после начала СВО объективно способствовали росту экономических, политических и военных контактов Москвы с азиатскими партнерами (включая и с Ираном). Применительно к региональной безопасности и сирийскому конфликту надо признать, что российско-иранское сотрудничество имело место задолго до начало украинского кризиса. Россия приветствовала восстановление дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией, а развитие ирано-китайского и ирано-индийского стратегического партнерства в целом соответствуют интересам России, являющейся партнером Пекина и Нью-Дели.

Традиционно Россия и Иран придают особое внимание Южному Кавказу. До распада СССР Закавказье (ныне Южный Кавказ) являлось частью внутренней политики Москвы. Развал Советского Союза и образование независимых закавказских республик изменили ситуацию в данном регионе, сделали его объектом геополитических и геоэкономических устремлений разных центров. Россия и Иран выступают за укрепление политической стабильности и региональной безопасности на Южном Кавказе с сохранением своих интересов и исключением вмешательства со стороны внерегиональных сил.

Так, Россия и Иран не поддерживают прозападный курс Грузии и нацеленность официального Тбилиси на евроинтеграцию и вступление в блок НАТО. Из этих же соображений Москва и Тегеран опасаются увлечением прозападной дипломатией со стороны нынешнего правительства Армении, хотя до второй карабахской войны политика Еревана отвечала региональным интересам и России и Ирана. Применительно к Азербайджану история формирования новых отношений и у России и у Ирана была разная, которая включала и напряженные, и стабильные, и партнерские отношения.

Возвращаясь к переговорам президентов России и Ирана в Москве, следует отметить, что стороны обсуждали широкий круг двусторонних отношений и вопросы региональной безопасности на Ближнем Востоке и Южном Кавказе. Не случайно в этих переговорах с российской стороны принимали участие заместитель председателя правительства РФ Александр Новак, министр обороны Сергей Шойгу и заместитель министра иностранных дел Сергей Вершинин.

В числе важных тем экономического партнерства, очевидно, обсуждались предметные вопросы реализации стратегического проекта МТК «Север – Юг» через территорию Азербайджана. Например, завершение затянувшегося строительства моста Астара – Решт через пограничную р. Аракс. Важность данного участка определяется тем, что он входит в систему МТК и призван соединить действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана.

Железная дорога Астара – Решт – Казвин призвана обеспечить интеграцию транспортно-информационных магистралей России, Азербайджана, Ирана и Индии. В 2019 г. уже сданы в эксплуатацию участок Астра (Азербайджан) – Астара (Иран) и участок Решт – Казвин. Для полного ввода железнодорожной линии в эксплуатацию осталось строительство участка Астара – Решт. При этом Баку выделил Тегерану льготный кредит на 500 млн долл., а Россия планирует выделить до 2030 г. 1,5 млрд долл.

Затягивание строительства моста Астара – Решт с иранской стороны, видимо, связано не столько с финансами, сколько с другими вопросами (в частности, стабилизацией ситуации в армяно-азербайджанских отношениях). Иран не заинтересован в усилении турецкого вектора влияния на Южном Кавказе.

Россия и Иран рассмотрели и тему развития зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС (включая правовое закрепление данного проекта посредством подписания соответствующего соглашения). Расконсервация же транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией позитивно повлияет и на данный проект.

Следующей темой закавказского кейса российско-иранских переговоров, очевидно, стал Зангезурский коридор. Правда, здесь пока нет предметной ясности в части маршрутов и пересекаемых стран, ибо Иран ранее был категоричным противником открытия данного транспортного коридора через южную часть Армении (приграничный район Мегри) из опасений ущерба суверенитету Республики Армения и усиления туранского вектора связи Турции с остальным тюркским миром.

Вместо армянского отрезка Зангезурского коридора Иран предложил Азербайджану дорогу через свою территорию вдоль приграничной р. Аракс. Стороны уже начали строительство автомобильного моста (длина 220 м, ширина 25 м) через р. Аракс на границе двух стран в районе Агбенд. Реализация данного проекта к концу 2024 г. позволит сформировать коридор Азербайджан – Иран – Нахичевань и расширить ирано-азербайджанские торговые связи. Косвенно данный участок дороги также может войти в МТК «Север – Юг» и позволить России иметь дополнительный выход в Иран через Азербайджан, а из Нахичевани в Турцию.

Армянский транспортный проект «Мирный перекресток» через Зангезурский коридор, презентованный Ереваном в Европе, также остается в орбите внимания России и Ирана. Правда, Москва и Тегеран противники излишней увлеченности Еревана европейскими обещаниями.

Россия и Иран являются участниками новой региональной площадки «3+3» (Россия, Турция, Иран + Азербайджан, Армения, Грузия), которая уже демонстрирует дипломатическую активность. Известно, что инициатором данной площадки является турецкая сторона. Тегеран пытается разобраться с концепцией данного регионального института, где Грузия отказывается от участия, а Армения вынуждена присутствовать из-за резкой слабости перед турецко-азербайджанским тандемом.

Новым направлением регионального партнерства с участием РФ и ИРИ может стать идея главы МИД России С.В. Лаврова о создании каспийской платформы сотрудничества пяти прикаспийских государств, которая нашла поддержку у его иранского коллеги Амира Абдоллахияна.

Конечно, центральной темой переговоров Раиси и Путина в Москве стал ближневосточный кризис. Иран является одной из главных пропалестинских сил и выступает с более радикальных позиций против Израиля. Россия поддерживает осуждение терроризма в регионе и скорейшее прекращение боевых действий между Израилем и ХАМАС в секторе Газа, но не может отрицать и правомочность Государства Израиль. Между тем, Москва и Тегеран одинаково не приемлют политику США и других стран Запада, нацеленную на исключительную поддержку Израиля в этом конфликте. Россия в рамках ООН и постоянного членства в составе Совета безопасности демонстрирует явную мирную и стабилизирующую политику на Ближнем Востоке, поддерживает проекты обоснованных резолюций ООН по ситуации в секторе Газа, инициаторами которых выступают члены Организации исламское сотрудничество и Лиги арабских государств.

Очевидно, что Россия и Иран на московских переговорах подтвердили планы развития военно-технического сотрудничества между нашими странами. Речь может идти как о взаимных поставках вооружения (например, иранская сторона демонстрирует интерес к приобретению российских истребителей Су-35 поколения 4++) и обмена высокими технологиями (в том числе, по производству беспилотной авиации, в области ракетостроения, ПВО и ПРО).

Как видим, роль России в региональных и глобальных делах не только сохраняется, но и укрепляется. Не случайно, президент Ирана Ибрагим Раиси, отложив анонсированный в начале ноября свой визит в Турцию для встречи с Реджепом Эрдоганом, взял курс на Москву для переговоров с Владимиром Путиным в Кремле.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: