Внутренняя политика КНДР – вещь довольно закрытая и довольно часто мы делаем вывод о происходящих там процессах и состоянии дел в административной системе по косвенным признакам.
Например, наблюдая Ким Чен Ына во время переговоров с Путиным или Шойгу, видно, что он специально поворачивается к переводчику и говорит громче и четче, чтобы тот лучше понял его мысль и донес до визави. При этом стандартный культурный код, хорошо заметный в РК говорит о том, что высокопоставленный кореец должен быть негромким и наоборот, тихо говорить себе под нос, чтобы все с почтением следили за его словами. Ким же ведет себя иначе и в его действиях ощутимо видно понимание трудностей работы переводчика и желание облегчить эту на самом деле непростую работу. Из этого можно сделать определенные выводы о том, что лидер КНДР не относится к подчиненным как к холопам.
Более того, если мы проанализируем то, в каком направлении лидер КНДР ведет страну, то можно прийти к выводу, который существенно разрывает шаблоны для тех, кто привык видеть в КНДР систему, в которой всё держится только на верховном лидере.
За 10 лет правления Ким Чен Ыну видно, что он ведет систему власти от традиционно харизматической по Максу Веберу, до грубо говоря, институциональной. В отличии от правления Ким Чен Ира госорганы стали регулярно собираться. На заседаниях ЦК видна дискуссия, а не дежурное «слушали-постановили». Хотя в работах южнокорейских экспертов речь по-прежнему идёт о структурах, которые автоматически утверждают начинания Вождя.
Между тем, процесс идёт и 26 ноября 2023 года был сделан очень важный новый шаг. 26 ноября успешно прошли выборы депутатов народных собраний провинций (городов центрального подчинения), городов (районов) и уездов КНДР. По сводным данным Центризбиркома, в голосовании приняли участие 99,63% избирателей. Генеральный секретарь ТПК, Председатель государственных дел КНДР Ким Чен Ын принял участие в выборах, проголосовав на избирательном участке № 26 избирательного округа № 55 в провинции Южный Хамгён за кандидата в депутаты народного собрания провинции Южный Хамгён, директора Сонгунского чугунолитейного завода Рёнсонского машиностроительного объединения Ким Чхун Хёка, за кандидата в депутаты народного собрания города Хамхын, начальника механического цеха № 3 Рёнсонского машиностроительного объединения Ли Чхор Хака, за кандидата в депутаты народного собрания Хэанского района г. Хамхын, заместителя начальника Хэанской районной статистической службы. Кима сопровождали премьер-министр Ким Ток Хун и ключевые партийные чиновники, в том числе его младшая сестра Ким Ё Чжон и Хен Сон Воль, заместитель директора департамента пропаганды и агитации, та самая «расстрелянная любовница».
27 ноября Центризбирком опубликовал сообщение об итогах выборов депутатов. В голосовании приняли участие 99,63% всех зарегистрированных в списках избирателей. 0,37% избирателей, кто находится за рубежом или работает на открытом море, не участвовали в выборах, а 0,000078% избирателей воздержались.
За кандидатов в депутаты народных собраний провинций или городов центрального подчинения проголосовали 99,91%, против – 0,09%, а за кандидатов в депутаты народных собраний городов (районов) и уездов проголосовали 99,87%, против – 0,13%. По мнению агентства Ёнхап, «это стало первым случаем за десятилетия, когда репрессивный режим сообщил о голосовании против своих кандидатов на выборах».
В отдельной статье центральная газета Севера «Нодон Синмун раскритиковала избирательную систему США как «продвигаемую как честные выборы, основанные на свободе и равенстве», но на самом деле являющуюся «софизмом, направленным на сокрытие истинного характера прогнившего и больного капиталистического общества».
Газета также утверждала, что для участия в выборах в США существует множество требований, таких как раса, богатство и уровень интеллекта, добавляя, что результаты выборов в капиталистических обществах во многом зависят от подкупа избирателей.
Информация о том, что на выборах «допустили» пусть и микроскопическое, количество голосов против, уже довольно важный шаг вперед по сравнению с былыми временами, но это не самое интересное.
8 ноября 2023 г. СМИ РК со ссылкой на газету кабинета министров Северной Кореи «Минджу Чосон» сообщили, что Северная Корея пересмотрела закон о выборах, и в некоторых (неуказанных) избирательных округах планируется выдвинуть двух кандидатов для отбора депутатов на местные выборы. Это будет не повсеместно, на некоторых участках будет выдвинут единый кандидат, но все равно, это существенный шаг вперед по сравнению с системой ранее, при которой ТПК, как в СССР, отбирала одну кандидатуру.
Согласно другому мнению, Северная Корея проводила предварительные выборы, чтобы принять окончательное решение об окончательном кандидате в депутаты, после рассмотрения квалификационных характеристик двух кандидатов, и победителю было разрешено встречаться с избирателями, после чего за него голосовали как за одного.
Южнокорейские эксперты данный момент заметили, но описали как «очередной признак слабости режима», — впрочем, подобным образом они описывают любую новость, относящуюся к КНДР. Если там происходит что-то не являющееся поводом поговорить про ужасы режима, то таким образом власть Кимов просто пытается отвлечь внимание от насущных проблем и отсрочить свой скорый конец. В рамках этого тренда нововведения в выборах расценили как «шаг, направленный на отвлечение критики в адрес того, что выборы на Севере являются формальностью». По мнению «экспертов», «столкнувшись с международной критикой в связи с тем, что репрессивный режим долгое время ограничивал избирательное право своего народа, Северная Корея, похоже, пересмотрела избирательную систему в попытке облегчить жалобы людей на фоне продолжительных экономических трудностей».
Министерство по делам воссоединения Южной Кореи также заявило, что пересмотр закона о выборах в Северной Корее не гарантирует избирательное право народа. По данным его представителя, на избирательных участках были установлены отдельные урны для голосования разных цветов — одна для одобрения, а другая для неодобрения. Это препятствует тайному голосованию, поскольку легко увидеть, голосуют ли люди за или против.
Последнее занятно, поскольку за выборами наблюдали российские дипломаты. По просьбе посольства России Министерство иностранных дел КНДР организовало для них посещение одного из избирательных участков. Он расположился на территории Пхеньянской чулочно-носочной фабрики, где граждане голосовали по двум кандидатам: в депутаты Народного собрания г. Пхеньяна и в депутаты Пхёнчхонского районного народного собрания. О двух урнах в их отчете ничего не было. Зато практика двух урн точно была в додемократической РК, особенно при Ли Сын Мане и якобы для удобства подсчета.
Помимо этого, министерство утверждало, что процент явки избирателей несколько снизился, но это потому, что «Северная Корея, возможно, скорректировала ее, чтобы создать впечатление, что последние выборы были свободными». Корейский институт национального объединения, государственный аналитический центр, тоже заявил, «что более низкая явка избирателей может указывать на то, что контроль Северной Кореи над своим народом, возможно, ослаб, поскольку число граждан, которые ускользают от государственного надзора, вероятно, выросло».
Более ангажированные эксперты дообъяснялись до того, что на самом деле в КНДР настолько массовое недовольство режимом, что власть вынуждена были об этом сказать. В рассуждениях хорошо видна аналогия с периодом военной диктатуры, когда разгон демонстрации освещался в новостях как арест нескольких студентов, распространявших листовки. Однако на взгляд автора, открытая информация о голосах против показывает, что власти нечего бояться. И если какая-то оппозиция и есть, она не играет решающей роли. Кстати, то же самое касается долгих зарубежных поездок – Ким не боится, что в его отсутствие произойдет что-то не то.
Интереснее другое: не является ли голосование в местные органы власти тестом в преддверии голосования в Верховное народное собрание, законодательный орган страны, в марте 2024 года. Если эта практика будет повторена, миру будет дан очень важный знак того, что Ким Чен Ын продолжает реформировать государственную систему и делает её более работоспособной.
И повторюсь: покушения на монопольную власть Партии нет, но есть попытка улучшить качество депутатского корпуса с тем, чтобы представители власти ощущали наличие альтернативы и понимали, что, грубо говоря, их могут сменить не только по указке сверху. Сделать так, чтобы избирательный механизм действительно работал, а не превращался в ритуал. Все это крепит государственные институты, а не личную власть вождя, который за, считай, 12 лет правления так и не устроил себе культ личности, равный отцу и деду.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».