16.12.2023 Автор: Виктор Гончаров

Освободится ли Чад от тяжелого наследия прошлого?

Идрисс Деби

Сразу после смерти президента Чада Идрисса Деби, скончавшегося в апреле 2021 года от ран, полученных в боевых действиях с повстанцами на севере страны, военные объявили о роспуске парламента и правительства и создании Переходного военного совета во главе с его сыном, тридцатисемилетним генералом Махаматом Идриссом Деби.

При этом военные проигнорировали конституционное положение о том, что после смерти главы государства исполнение его обязанностей временно переходит к председателю Национальной ассамблеи, который в течение 90 дней должен провести новые выборы президента, возраст которого должен быть не менее 45 лет.

Оказавшись у руля правления государством, Махамат Деби заявил о своих намерениях провести «инклюзивный национальный диалог», задачей которого будет достижение всенародного консенсуса по конституционной реформе, проведению выборов и другим политическим вопросам. При этом он официально пообещал не участвовать в предстоящей президентской кампании. Все это породило в оппозиционных кругах некоторые надежды на отход от авторитарной системы управления и на улучшение в целом социально-политической обстановки в стране.

Дело в том, что за время своего 31-летнего пребывания у власти Идрисс Деби довел страну до такого состояния, что она оказалась в пятерке беднейших стран мира, несмотря на то, что с 2003 года стала экспортером нефти, получая от этого около 60 процентов всех валютных поступлений, которые в основном расхищались правящей военно-династической элитой.

В результате за чертой бедности оказалось около 40 процентов населения с доходами ниже 1,9 доллара в день, только 6 процентов населения имеют доступ к электричеству, один из пяти жителей грамотен, роды только каждого третьего ребенка проходят под наблюдением медицинской сестры, а средняя продолжительность жизни 53 года-одна из самых низких в мире.

Однако надеждам оппозиции на серьезные демократические изменения в жизни Чада не суждено было сбыться. Просто новый военный режим, как вынуждены были признать отдельные эксперты Африканского центра стратегических исследований США, решил в качестве отвлекающего маневра организовать своего рода «маскарад» переходного периода и вместо проведения в обещанные сроки выборов созвать форум так называемого «национального диалога». Его цель заключалась в том, чтобы создать впечатление, как на Западе, так и у себя в стране, что режим действительно ищет пути национального примирения со всеми противоборствующими сторонами для более успешного проведения конституционных выборов.

Первым шагом в этом направлении стала встреча в столице Катара Дохе в марте 2022 года представителей военных властей Чада и руководящего состава около 50 чадских повстанческих группировок. Цель ее проведения заключалась в том, чтобы добиться их участия в форуме предстоящего «национального диалога». Но, по замечаниям экспертов, только четыре из приглашенных на эту встречу вооруженных группировок обладают военным потенциалом, представляющим реальную опасность для Нджамены.

Это-Фронт за изменения и согласие в Чаде (FACT), Совет военного командования по спасению Республики (CCSMR), Союз сил за демократию и развитие (UFDD) и Союз сил сопротивления (UFR).

После длительных переговоров, длившихся почти пять месяцев, часть группировок, в том числе UFDD и UFR, в обмен на освобождение заложников и амнистию боевиков в августе подписали с Переходным военным советом соглашение о прекращении военных действий. Другие же, включая FACT и CCSMR, не веря в искренность намерений и обещаний военной верхушки, отказались его подписывать.

Следующим мероприятием Переходного военного совета явилось проведение в Нджамене в августе 2022 года, всего лишь за два месяца до срока истечения переходного периода, «инклюзивного политического диалога», в котором приняли участие около 1400 представителей от военных властей, политической и вооруженной оппозиции, профсоюзов и организаций гражданского общества.

Начавшись 20 августа, этот диалог закончился 8 октября принятием решения о переносе проведения выборов еще на 24 месяца, утвердив Махамата Идрисса Деби в качестве «переходного президента» на это время и предоставив ему право в них участвовать как кандидату в президенты.

Это решение «суверенного инклюзивного диалога» вызвало волну негодования в среде оппозиции. Один из ее представителей, председатель партии «Движение патриотов Чада за Республику» заявил, что резолюции по этим вопросам были навязаны лоббистами военной хунты, чтобы остаться у власти вопреки воле народа.

Эксперты Института мира США объясняют это тем, что большинство участников этого форума были подобраны из числа сторонников или лиц, непосредственно связанных с прежним авторитарным режимом.

Проведение этого широко разрекламированного диалога, по мнению многих наблюдателей, послужило «ширмой», за которой проглядывается стремление военных кругов продлить династическое правление клана Деби при молчаливом попустительстве Запада, в первую очередь Франции.

Демонстрируя безусловную поддержку Махамату Деби, президент Франции Эммануэль Макрон еще на похоронах Идрисса Деби специально сел рядом с ним, прилетев для этого из Парижа. Восхваляя усопшего, он дал ясно понять какой характер носит французско-чадское партнерство: «Я разделяю скорбь по поводу смерти верного друга и союзника, который был первым кто откликнулся на призыв стран региона защитить Африку от вооруженного терроризма в Сахеле в 2013 году».

Более того, провожая в последний путь «своего верного друга и союзника», Макрон довольно безапелляционно заявил, что «Франция никому не позволит ставить под сомнение необходимость поддержания целостности Чада, или угрожать его стабильности сегодня или завтра».

Что касается США, то они не посчитали события в Чаде государственным переворотом, так как в противном случае им пришлось бы, в соответствии с американским законодательством, приостановить оказание экономической помощи и вводить иные санкции, как это они сделали в отношении Мали, Буркина-Фасо и Судана. В данном случае, США ограничились заявлениями о необходимости поддержания «национального диалога» и проведения всеобщих выборов, что, как подчеркивает американское издание Responsible Statecraft, лишь придает некоторую степень легитимности пришедшим неконституционным путем к власти нынешним военным кругам.

При этом, указывает британский The Economist, западные правительства, и в первую очередь Елисейский дворец, закрывают глаза на явный авторитаризм молодого Деби, так как опасаются, что падение режима может привести к гражданской войне и усилению российского влияния в этом и без того неспокойном регионе.

После провалов в Мали и Нигере, продолжает автор статьи, во Франции считают, что принуждать господина Деби выполнить его обязательство не баллотироваться на пост президента при проведении выборов-это «роскошь, которую она не может себе позволить».

Принимая это во внимание, новые военные власти, используя уже на деле апробированную бывшим главой государства политику «кнута и пряника», строят свои отношения с политической оппозицией и руководителями повстанческих группировок, только исходя из своих интересов: кооптируя в государственные структуры тех представителей оппозиции, кто готов с ними сотрудничать на их условиях, и жестоко расправляясь с теми, кто их не признает и требует введения гражданского правления.

Что же касается несогласных, то 20 октября 2022 года, когда истек 18-месячный срок переходного периода, во время разгона демонстраций силы безопасности, применив слезоточивый газ и огнестрельное оружие, убили, по заявлениям лидеров оппозиции, 128 человек и сотни были ранены.

Махамат Деби обвинил этих демонстрантов в «мятеже» и попытке государственного переворота. При этом, по данным властей, в районе Нджамены был арестован 601человек, в том числе 83 несовершеннолетних, которые были доставлены в тюрьму строгого режима Коро Торо, расположенную в пустыне в 600 километрах от столицы. В ходе четырехдневного судебного разбирательства 262 человека были заключены в тюрьму на 2-3 года, остальные были осуждены условно или оправданы.

В этом заявлении главы государства о попытке переворота может быть и доля правды. Здесь следует напомнить о том, что в апреле 2021 года группа офицеров чадской армии во главе с генералом Идриссом Абдерамамом Дико выступила против создания Переходного военного совета. «Мы выступаем против данного поспешного решения, принятого без всенародного обсуждения, и призываем его членов прислушаться к мнению народа Чада, без чего будет трудно управлять страной», — заявил генерал.

Более того, 6 января сего года правительство Чада заявило, что силы безопасности предотвратили попытку группы армейских офицеров из 11 человек дестабилизировать обстановку в стране и подорвать конституционный порядок. Во главе ее стоял руководитель правозащитной организации Барадин Бердей Таджио, который в феврале 2021 года уже был приговорен к трем годам тюремного заключения по обвинению в подрыве конституционного порядка.

В этой связи в экспертных кругах высказывается мнение, что подписанное в ноябре сего года соглашение с Венгрией о направлении в Чад 200 спецназовцев якобы для борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией на самом деле преследует цель усилить меры по защите главы государства от возможного государственного переворота.

Оценивая складывающуюся в последнее время внутриполитическую ситуацию в Чаде и вокруг его, в аналитических кругах высказывается мнение, что, если и дальше власти в Нджамене будут следовать прежней практике преследования оппозиции, то это еще более обострит и без того сложную обстановку, чреватую неожиданными взрывами. Так, бывший аналитик ЦРУ, руководитель африканского отдела Совета национальной безопасности США, ныне ведущий специалист Центра стратегических и международных исследований США Кэмерон Хадсон сравнивает ее «с пороховой бочкой, которая может взорваться в любое время».

В тон американскому аналитику вторит и британский The Economist, который, ссылаясь на недавние события в Габоне, напоминает к каким неожиданным результатам может привести чрезмерное увлечение клановым авторитаризмом.

 

Виктор Гончаров, эксперт-африканист, кандидат экономических наук, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: