07.12.2023 Автор: Александр Сваранц

Иран не станет объектом нападения США

Иран не станет объектом нападения США

Вслед за началом 7 октября с.г. массированного нападения ХАМАС на Израиль (операция «Потоп Аль-Акса»), как известно, Иран занял однозначную пропалестинскую позицию и фактически возглавил фронт сопротивления правительству Биньямина Нетаньяху.

В отличие от большинства ключевых стран Ближнего Востока (включая арабского и исламского в целом мира), Тегеран не стал склоняться к «словесной дипломатии» и общим призывам (типа «прекращение огня», «оказание гуманитарной помощи», «поиск компромиссов» и т.д.). Иран, хоть и публично не вмешивается в военный конфликт, но и не исключает для себя и своих партнеров такого сценария в процессе продолжающейся войны.

В подходах иранской стороны к Израилю фактически не произошли изменения, ибо Тегеран, как и прежде, во всем обвиняет и осуждает «сионистский режим», призывает к его полному уничтожению, считает коллективный Запад во главе с США основным пособником «преступлений Израиля» в отношении палестинцев. Вместе с тем ИРИ имеет своих сторонников (шиитские прокси силы) в Ливане, Ираке, Сирии и Йемене, которые и составляют основу вероятного расширения антиизраильского фронта.

Политика Ирана склоняется к расширению географии и содержания исламского фронта сопротивления. В части новых форм солидарности исламского мира с освободительной борьбой палестинцев в секторе Газа Тегеран называет:

– рост антиизраильских и антизападных манифестаций в странах Ближнего Востока, а посредством мусульманских общин и на территории США и стран Европы;

– призывы мусульманской общественности к собственным правительствам по оказанию действенной (включая, политической, финансовой, экономической, гуманитарной и военной) помощи ХАМАС;

– требования от стран Арабского Востока и исламского мира в целом приостановить всякие торгово-экономические связи с Израилем (включая ввод эмбарго на продажу нефти и газа);

– закрытие воздушного пространства над Израилем;

– призывы к выводу военных баз США и других стран НАТО из Ближнего Востока и блокирование их военной активности в регионе;

– использование возможностей проиранских группировок в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене для нанесения целевых ударов и осуществления подрывной деятельности в отношении дислоцированных в регионе американских баз;

– проведение военных учений иранских ВС и КСИР на юге и в зоне Персидского залива с приведением их в состоянии боевой готовности и нацеливанием на военные объекты США и Израиля на Ближнем Востоке.

Вместе с тем, Тегеран пока что на данном этапе исключает для себя вхождение в прямой военный конфликт с Израилем, но не исключает такую возможность в случае антииранской военной провокации Тель-Авива.

Иранский эксперт Мона Ходжат Ансари в этой связи отмечает: «Даже для Нетаньяху, который постоянно заявлял, что ограничение влияния Ирана является его главным приоритетом, полномасштабная война с Ираном в данный момент нежелательна. Нападение ХАМАС на оккупированные территории последовало за 38-недельными непрерывными протестами против правительства Нетаньяху. Нынешний израильский кабинет, возможно, самый слабый в истории сионистского режима и наполненный правыми экстремистами, похоже, обвиняет Иран главным образом для того, чтобы сохранить лицо и избежать дальнейшего унижения».

Второй месяц войны с ХАМАС позволяет отметить, что, несмотря на численный и военный перевес, израильская армия пока не смогла полностью подавить сопротивление палестинцев в секторе Газа. Соответственно, для Генштаба Армии обороны Израиля становится очевидным, что более широкий и масштабный конфликт с Ираном способно привести к новым неожиданностям для Тель-Авива, а премьер-министр Нетаньяху скорее не сможет избежать судьбу отставки весной 1974 г. знаменитой Голды Меир после Войны Судного дня в октябре 1973 г.

Изначально в США еврейские лоббисты пытались убедить администрацию президента Джозефа Байдена, что Иран причастен к нападению ХАМАС на Израиль. Соответственно, сторонники премьер-министра Б. Нетаньяху склонялись к военному столкновению с Ираном. Однако президент Байден весьма опытный политический деятель и вряд ли наивен. Соединенные Штаты и так уже допустили просчеты, спровоцировав военный конфликт России с Украиной.

Американцы, несмотря на переброску новых сил и средств на Ближний Восток, в ситуации с палестино-израильским конфликтом столкнулись с новыми формами силового давления со стороны проиранских сил. Речь идет о периодических ракетных ударах по военным объектам (базам) США на территории Ирака и Сирии.

С учетом достигнутого 22 ноября временного перемирия между ХАМАС и Израилем, в Ливане состоялась встреча руководства ХАМАС, «Хезболлы» и главы МИД Ирана Амира Абдоллахияна. Как передает телеканал Al Mayadeen, иранский министр в Бейруте заявил, что «если война продолжится, то открытие новых фронтов неизбежно». По мнению Абдоллахияна, нарушение перемирия приведет к формированию новых обстоятельств в регионе и расширению масштаба военных действий.

Однако Иран понимает, что его вступление в войну против Израиля приведет к совместному американо-израильскому контрудару. А это мощные силы боевой авиации, ракетных систем и ВМС, что способно нанести колоссальный и непоправимый удар по гражданской инфраструктуре и населению. Израиль, например, будет способен уничтожить Ливан. Иными словами, это уже не будет война с партизанскими проиранскими группировками, которые периодически отвлекают и держат в напряжении силы израильской армии и военные базы США в том же Ираке и Сирии.

Иран осознает вероятные риски от неправильных действий. В то же время Тегеран в результате палестино-израильской войны получил выгоду от американского фиаско по налаживанию экономических связей между Саудовской Аравией и Израилем. Эр-Рияд хоть и не поддерживает более резкие шаги в адрес Тель-Авива по части поддержки единой исламской военно-политической коалиции, но вынужден был прекратить всякие переговоры о налаживании отношений с еврейским государством.  А это пауза надолго и срыв региональных инициатив Вашингтона.

Между тем, у США также имеются немало других отвлекающих от ближневосточного театра вопросов, на которые им приходится концентрировать внимание и отвлекать немало сил и средств.

Вашингтон (видимо, опираясь на данные ЦРУ) полагал, что жесткие экономические санкции принудят Россию к поражению, ибо русские получат экономический коллапс и опустеют русские арсеналы. Но время опровергло американские надежды. Сегодня же США оказались перед двумя дилеммами – как одновременно оказывать мощную финансово-экономическую и военную поддержку и Украине и Израилю? К тому же, в США в следующем году ожидаются очередные президентские выборы. Наконец, в США рассматривают в качестве главной угрозы укрепляющийся Китай. А это требует конкуренции и немалых средств. Соответственно, Вашингтон скорее вынужден будет направить значительную часть своей военной и разведывательной мощи на конкуренцию с Пекином, не забывая при этом судьбу Тайвани.

Из этого следует, что для США нецелесообразно развязывать еще одну долгую и бесполезную войну в Передней Азии против Ирана.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: