Конфликт на Ближнем Востоке между ХАМАС и Израилем перешел 40-дневный рубеж. Ситуация по-прежнему далека от стабилизации, ибо ЦАХАЛ, получив уверенную поддержку США, продолжает активные боевые действия в секторе Газа. Фактически борьба на полное уничтожение ХАМАС становится прикрытием чинимых преступлений в отношении гражданского населения с целью окончательного вытеснения палестинцев из Газы и ее оккупации. Следует отметить, что 40 дней достаточное время для выработки позиции к данному конфликту со стороны заинтересованных региональных и внерегиональных сил.
За это время мир в очередной раз убедился, что однозначную произраильскую позицию занимает коллективный Запад во главе с США. Последняя фактически и является главной сдерживающей силой на пути стабилизации ситуации и интернационализации конфликта. Соединенные Штаты оказывают всестороннюю мощную поддержку своему главному союзнику на Ближнем Востоке Израилю (включая, политическую, финансовую и военную). В регион переброшены крупные силы, которые в сочетании с дислоцированными в странах Ближнего Востока американскими военными базами способны:
а) прикрыть наступательные действия израильской армии в секторе Газа;
б) нейтрализовать возможность интернационализации антиизраильского фронта.
Ключевые страны Арабского Востока (в частности, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Египет, Бахрейн) под воздействием США так и не решились занять более решительную позицию против Израиля. Состоявшиеся в ноябре с.г. в Эр-Рияде внеочередные саммиты Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации исламского сотрудничества (ОИС), как известно, в силу разницы подходов их участников так и не приняли угрожающих Израилю и его союзникам решений, например, в плане:
– формирования военно-политической коалиции;
– оказания военной и финансовой поддержки ХАМАС;
– объявления эмбарго на поставки той же нефти на Запад и Израиль;
– отмены полетов над воздушным пространством Израиля.
Турция и Катар демонстрируют более акцентированную пропалестинскую позицию и повышают антиизраильскую риторику. При этом Анкара предпочитает дипломатические инициативы (типа, призывы к прекращению огня, оказание гуманитарной помощи гражданскому населению, мощные митинги и шествия, отзыв посла из Тель-Авива, предложение об образовании независимой Палестины с центром в Восточном Иерусалиме с участием турецкого мандата, обращение в МУС с требованием привлечь к ответственности премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху за геноцид палестинцев в Газе), но не прекращает торгово-экономические отношения и контакты по линии разведслужб с Израилем. В свою очередь Доха сочетает антиизраильские декларации с финансовой помощью ХАМАС.
Наиболее агрессивную позицию против Израиля традиционно занимает Иран и проиранские силы в Ливане, Сирии, Йемене и Ираке. Однако Иран пока что не нацелен на вовлечение в войну против Израиля (а фактически, и США), старается посредством точечных ударов своих прокси-сил по Израилю и объектам военных баз США в регионе (например, в Сирии, Ираке, акватории Красного моря) сохранять угрозу интернационализации конфликта и расширения географии исламского сопротивления.
В итоге по истечению 40 дней с начала настоящего конфликта Израиль продолжает уничтожение и разрушение сектора Газы для его последующей оккупации. При этом часть экспертов весьма обоснованно утверждают, что целью Тель-Авива является не только политическая сторона вопроса (в смысле ликвидации ХАМАС, принуждения палестинцев к исходу и окончательной оккупации Газы), но и решение чисто экономических вопросов. Речь идет о том, что Израиль планирует незаконно прибрать к своим руками весь природный газ, обнаруженный на шельфе Газы, которая оценивается в несколько миллиардов долларов.
Нефтяное эмбарго со стороны стран ОПЕК могло бы вызвать глобальный топливно-энергетический кризис на рынках Европы и США, а также привести к усмирению Израиля и прекращению конфликта, стимулированию решения палестинского вопроса и формированию нового мирового порядка с учетом баланса сил и интересов.
В этой связи премьер-министр Ирака Мухаммед аль-Судани заявил, что поставки нефти на западные рынки могут быть приостановлены из-за действий Израиля в Газе. Глава МИД Ирана Амир Абдоллахиян официально призвал исламские страны к полному эмбарго на поставки нефти и газа в страны НАТО за их поддержку Израиля.
Тем не менее, пока что восстановление отношений между Ираном и Саудовской Аравией под патронажем Китая не стимулирует согласованные действия по подрыву международной (читай западной) финансовой системы без единого выстрела методом прекращения поставок нефти на рынки Запада и Израиля.
Несмотря на то, что Иран не заинтересован в эскалации военной напряженности в регионе, все же, Тегеран не исключает и подобного сценария развития ситуации при сохраняющихся темпах несоразмерных ударов Израиля по сектору Газа при решительной поддержке США.
В начальной стадии конфликта постпредство Ирана при ООН отмечало, что Тегеран не вступит в прямой конфликт с Израилем, если ЦАХАЛ не совершит атаку на Исламскую республику. Некоторые СМИ отмечали, что власти Ирана были недовольны тем фактом, что ХАМАС предварительно не поставил их в известность о запланированном масштабном наступлении против Израиля. При этом одним из официальных каналов обмена информацией между Ираном и США в дни палестино-израильской войны оставался американский отдел посольства Швейцарии в Тегеране.
В интервью британской газете Financial Times министр иностранных дел ИРИ Амир Абдоллахиян заявил, что иранская сторона по дипломатическим каналам проинформировала США, что она не желает разрастания масштабов палестино-израильского конфликта. Однако «из-за подхода, принятого США и Израилем в регионе, если преступления против жителей Газа и Западного берега не прекратятся, возможен любой вариант, более широкий конфликт может оказаться неизбежным».
В Соединенных Штатах понимают, что слова и действия Ирана, как правило, не расходятся. К тому же, Госдепартамент и ЦРУ периодически получают из Ближнего Востока данные о росте антиамериканских настроений, что грозит Америке возможной потерей контроля над арабским миром.
В самом Иране в некоторых консервативных политических кругах раздается критика в адрес властей и даже призывы к отставке того же министра иностранных дел Абдоллахияна за слишком слабую позицию Тегерана в палестино-израильском конфликте.
Так, представитель консервативного лагеря – депутат иранского меджлиса (парламента) парламента, член комиссии по внешней политике и национальной безопасности Махмуд Аббасзаде Мешкини выступил с обвинением в адрес главы МИД, что дипломатическое ведомство Исламской республики утратило центральную роль в урегулировании ситуации вокруг Палестины и отказалось от курса основателя ИРИ айятоллы Хомейни на уничтожение Израиля. Некоторые депутаты хотят активного вступления Тегерана в боевые действия.
Правда, представители реформаторского курса Ирана (например, экс-президент ИРИ Хасан Роухани и экс-глава МИД ИРИ Мохаммад Зариф) полагают, что Ирану не следует вступать в широкий региональный конфликт, углубляя конфронтацию с США и Израилем.
Между тем, после известных заявлений израильского министра Элияху о возможности нанесения ядерного удара по сектору Газа, Иран потребовал от МАГАТЭ произвести денуклеаризацию Израиля. В противном случае, Тегеран способен развивать свою ядерную программу и уже сейчас, располагая 60% обогащенного урана, создать три атомные бомбы. Остается ли это заявление Ирана политической декларацией с целью предупреждения американо-израильского тандема, или же подобная угроза вполне способна принять практический характер – ответить сложно.
Иран остается центральной фигурой в ситуации урегулирования настоящего конфликта, а его стратегическое партнерство с Китаем гарантирует наличие весомого фактора. Неслучайно премьер-министр КНР Ля Цянь допустил необычно резкое для китайской дипломатии заявление: «Китай будет и впредь твердо поддерживать Иран в деле защиты его национального суверенитета, территориальной целостности и национального достоинства и решительно противодействовать любым внешним силам, вмешивающимся во внутренние дела Ирана».
Последнее говорит о том, что угрозы США и Израиля в адрес Ирана могут привести к более плачевным последствиям для региональных интересов Запада. Очевидно, что на встрече лидеров США и Китая в Сан-Франциско данная тема не обошла стороной их внимание. Таким образом, ситуация в секторе Газа может получить любой вариант развития.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»