Отсутствие ярко выраженного стремления у руководства Монголии становиться полноценным членом Шанхайской Организации Сотрудничества часто воспринимается различными экспертами как демонстративный отказ страны от расширения партнёрства с «незападными» державами, равно как и своеобразный жест недоверия в адрес Китая.
Непосредственной необходимости в полноценном членстве страны в ШОС в Монголии никто не наблюдает — страна и так окружена пространством организации, создающим для неё гарантию «непроникновения» всевозможных угроз безопасности, в то время как внутриполитическая обстановка в стране остаётся достаточно стабильной. Тем не менее, в последние годы Монголия демонстрирует весьма высокую степень участия в различных переговорных форматах ШОС, будучи наблюдателем при организации с 19-ти летним стажем.
В частности, 25-26 октября 2023 года премьер-министр Монголии Л. Оюун-Эрдэнэ принял участие в 22й встрече глав правительств стран ШОС, которая состоялась в городе Бишкеке, Кыргызстан. Помимо совещаний глав правительств стран-членов и наблюдателей ШОС в ходе встречи также состоялись и переговоры министров иностранных дел, вице-президентов и вице-премьеров. Премьер-министр Монголии принял участие в данной встрече в шестой раз, и если изначально глава монгольского правительства участвовал в данном формате эпизодически – в 2005, 2008 и 2012 годах, то с 2021 года наблюдается его постоянное ежегодное присутствие.
В своём выступлении на данной встрече Л. Оюун-Эрдэнэ назвал Монголию «активным наблюдателем», что, скорее всего, предполагает широкое участие в мероприятиях и инициативах ШОС без вступления в организацию на правах члена. Помимо этого, он заявил о стремительном развитии отношений и укреплении партнёрства со всеми государствами-членами организации за последний год: действительно, помимо ряда встреч на высшем уровне с руководством России и Китая, Монголия в 2023 году активизировала свой диалог с большинством государств-членов ШОС, расположенных в Центральной Азии, а также существенно продвинула реализацию масштабного проекта строительства Нефтеперерабатывающего завода, возводимого в стране с финансовой и технической помощью ещё одного члена ШОС – Индии.
Также, в ходе встречи премьер Монголии кратко упомянул и те отрасли сотрудничества с ШОС, в которых его страна заинтересована в наибольшей степени — торговля, инвестиции, пищевая промышленность, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, энергетика, транспортная логистика, транзитная инфраструктура, окружающая среда, зеленое развитие, туризм, информационные технологии и гуманитарный сектор. Следует заметить, что такие значимые для ШОС направления сотрудничества, как борьба с терроризмом, сепаратизмом и партнёрство в области безопасности не были обозначены в выступлении Оюун-Эрдэнэ в числе интересных для Монголии, что можно считать очередным подтверждением нежелания страны участвовать в структурах безопасности ШОС. Тем не менее, из этих же слов следует и косвенное, но весьма очевидное одобрение расширения спектра проблематики организации: если на заре своего существования она «специализировалась» на вопросах безопасности, то в последние годы речь в ходе заседаний ШОС всё чаще заходит и о гуманитарном, торгово-экономическом, климатическом и прочих направлениях сотрудничества стран-членов. Исходя из сказанного Л. Оюун-Эрдэнэ, эта тенденция в полной мере соответствует интересам Монголии, а значит внимание страны к организации в дальнейшем только будет расти.
Из уст монгольского премьера прозвучал ещё один, достаточно перспективный и значимый для будущего ШОС посыл – а именно призыв уделять активное внимание транспортно-коммуникационным проблемам не имеющих выхода к морю стран-членов и наблюдателей. Действительно, подобная проблематика имеет большие перспективы к развитию в рамках механизмов ШОС: все три наблюдателя при организации – Монголия, Беларусь и Афганистан, а также часть непосредственных членов – Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан являются государствами, не имеющими выхода к морю. Таким образом, монгольским премьером была очерчена новая перспективная отрасль взаимодействия его страны с ШОС.
Выразил Оюун-Эрдэнэ и готовность координировать транспортно-инфраструктурные проекты Монголии (реконструкция центрального и создание западного и восточного железнодорожного коридора, а также создание автодорожных коридоров) с аналогичными перспективными проектами ШОС – в случае их появления и проработки в рамках деятельности организации. В этом пункте выступление прослеживается стремление привлечь внимание наиболее вероятных партнёров в реализации данных проектов (Россию и Китай), а также познакомить с ними других потенциально заинтересованных коллег.
Однако участием в самом многостороннем заседании премьер-министр Монголии не ограничился. Так, он провёл официальную встречу со своим российским коллегой М. В. Мишустиным. В ходе неё он в очередной раз обратил внимание российской стороны на наиболее важные для Монголии аспекты двусторонних отношений – исправление дисбаланса в двусторонней торговли, партнёрство в области энергетики, транспортно-инфраструктурных проектов, гарантии бесперебойной поставки российского топлива и т.д. В ходе встречи были подведены итоги двух крупнейших событий в двусторонних отношениях за октябрь этого года — встречи лидеров двух стран на саммите «Пояса и Пути», а также 25го заседания монголо-российской межправительственной комиссии.
Второй значимой двусторонней встречей премьер-министра Монголии стали переговоры с премьер-министром Узбекистана А. Н. Ариповым. Стороны обсудили вопросы, связанные с открытием монгольского посольства в Ташкенте, а также с организацией первого в истории двусторонних отношений заседания межправительственной комиссии, которое состоится в предстоящем 2024 году.
Не менее значимыми стали и переговоры Оюун-Эрдэнэ в Бишкеке с председателем Госсовета КНР Ли Цяном, состоявшиеся 26 октября. Стороны обсудили сотрудничество по реализации новых железнодорожных магистралей, соединяющих две страны, наряду с созданием новых и расширением уже существующих пограничных пунктов пропуска для активизации монгольского горнорудного экспорта в Китай.
Касательно встреч Оюун-Эрдэнэ с российским и китайским коллегами стоит также упомянуть и то, что в ходе обеих встреч состоялось обсуждение перспектив реализации «Экономического коридора Россия-Китай-Монголия», что показывает заинтересованность сторон в его дальнейшей реализации.
Таким образом, представляется очевидным то, что Монголии, несмотря на её очевидно растущий интерес к деятельности ШОС и всё более и более активное участие в её переговорных форматах, в настоящее время достаточно и статуса наблюдателя при организации, чтобы развивать сотрудничество с её государствами-членами и использовать в своих интересах наиболее перспективные и выгодные форматы и институты организации.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».