EN|FR|RU
Социальные сети:

Россия-Монголия в 2023 году: 25—е заседание Межправительственной комиссии

Борис Кушхов, 07 ноября

25-е заседание Межправительственной Российско-Монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству

23 октября 2023 года в Улан-Баторе, столице Монголии, состоялось 25-е заседание Межправительственной Российско-Монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Заседание прошло под совместным председательством Заместителя Председателя Правительства РФ В. Абрамченко и Вице-премьера, Министра экономического развития Монголии Ч. Хурэлбаатара.

Основные итоги заседания, хотя и не отличаются обилием новых соглашений и программ, ознаменовались появлением и возвращением в поле двусторонних переговоров весьма перспективных тем и вопросов, развитие которых способно не просто вывести двусторонние отношения на ещё более высокий уровень, но и привести к гармонизации позиций сторон по тем проблемам, в которых у России и Монголии всё-ещё не появилось единого понимания.

В ходе 25 го заседания межправительственной комиссии стороны вернулись к обсуждению перспектив строительства на территории Монголии атомных станций малой мощности. Возвращение к этой дискуссии можно воспринимать не только в качестве поиска новых направлений сотрудничества в отрасли, но также и как поиск новых путей в решении спора сторон в связи с планами Монголии создать каскад ГЭС, способный усугубить экологическую обстановку в байкальском регионе вследствие забора части стока в озеро для энергетических нужд.

Данный вопрос обсуждается уже достаточно давно: первоначально предполагалось создание двусторонней комиссии, а также проведение оценки экологических рисков нейтральной экспертной организацией. Подобные планы по-прежнему обсуждаются и сейчас, однако до сих пор стороны сталкиваются с трудностями согласования подобных мероприятий. Долгие годы своеобразным «контр-предложением» монгольским ГЭС со стороны России было наращивание поставок российской электроэнергии в Монголию и Китай – в частности, с такой инициативой многократно выступал Президент России В. В. Путин в ходе встреч глав России, Монголии и Китая на полях саммитов ШОС.

Однако  для Монголии представляется значимым не столько получение дешёвой электроэнергии любым возможным путём, сколько достижение состояния полного самообеспеченности ею. Именно такой приоритет был зафиксирован в Концепции национальной безопасности страны, принятой ещё в 2011 году. В результате, встречное предложение России не было встречено одобрением в Монголии, а в 2022 году, в ходе трёхсторонней встречи Россия-Монголия-Китай Президент Монголии У. Хурэлсух, и вовсе, предложил российской стороне сотрудничать с Монголией по реализации гидроэнергетических проектов.

В контексте этих противоречий перспективное создание в Монголии группы атомных электростанций малой мощности потенциально удовлетворяет запросы обеих сторон – Россия может добиться отказа Монголии от строительства ГЭС, несущих её потенциальную экологическую опасность, в то время как Монголия получает надёжный, достаточный, а главное «суверенный» источник электроэнергии. Группа реакторов малой мощности представляется весьма перспективной для Монголии и по другим причинам – в ближайшие годы в стране начнётся масштабная разработка месторождений урана, производимая совместно с французской компанией Orano Group, которая обеспечит потенциальные АЭС топливом местного происхождения. Помимо этого, группа малых реакторов выглядит наиболее эффективным решением в области энергетики Монголии — в силу больших расстояний между потребителями электроэнергии в стране, а также отсутствия единой энергетической сети. Таким образом, у данного предложения, вновь поднятого на 25м заседании межправительственной комиссии, имеются все предпосылки к дальнейшему развитию и конечной реализации.

Представляется любопытным и обмен сторон предложениями по вопросам сотрудничества в области туризма. В конце 2022 года Правительство Монголии объявило 2023,2024 и 2025 годы так называемыми «Годами посещения Монголии», разработав масштабную программу, призванную увеличить туристический поток в страну. Предварительная цель на 2023 год – а именно посещение страны миллионом туристов, по состоянию на конец октября 2023 года выполнена примерно на 80%. Едва ли не главные надежды, связанные с реализацией данной программы, Монголия возлагает на туристический поток из Российской Федерации – именно от северного соседа в страну приезжает наибольшее количество туристов.

Российская сторона, осознавая наличие подобного «козыря», поспешила обеспечить путём активизации двустороннего сотрудничества в данной сфере, и свои собственные интересы. Так, в ходе заседания стороны договорились подготовить «дорожную карту» реализации «Великого чайного пути» — туристического маршрута, пролегающего через территории России, Монголии и Китая по местам некогда масштабного торгового пути, на который в 18-19 века приходилась большая часть сухопутного экспорта китайского чая в Россию и Европу. Предполагается, что реализация подобного проекта интересна не только Монголии, но и России – в частности, с его помощью можно будет привлечь часть растущего туристического потока из Китая в Монголию также и в приграничные с Монголией регионы России.

Вторым «встречным предложением» российской делегации стал возврат к обсуждению возможностей использования платёжных карт «Мир» российскими туристами в Монголии. Напомним, что рассмотрение этого вопроса было прервано введёнными в 2022 году странами Запада антироссийскими санкциями. Монгольская сторона столкнулась с давлением со стороны своих западных партнёров, и была вынуждена прекратить обсуждение такого проекта. В связи с тем, что теперь вопрос «Мира» максимально тесно увязан с содействием России развитию туризма в Монголии и связанных с ним масштабных государственных программ, вероятность решения вопроса в пользу российских туристов значительно выросла.

Другими важными итогами заседания стали обсуждение перспективы повышения доли национальных валют и валют дружественных стран в двусторонней торговле, увеличение доли уставного капитала совместного предприятия «Улан-Баторская Железная Дорога» путём денежных взносов и поставки предприятию четырёх грузовых тепловозов российского производства, активизация проработки временного соглашения с Евразийским экономическим союзом о создании зоны свободной торговли, способного оптимизировать монгольский экспорт в Россию, а также увеличение квоты на обучение в российских ВУЗах монгольских студентов до 620 бюджетных мест (по этому показателю Россия является абсолютно доминирующим партнёром Монголии).

В ходе заседания были рассмотрены и перспективы ввода в эксплуатацию нового газопровода, который будет поставлять природный газ из России в Китай через территорию Монголии. По словам сопредседателей Комиссии, строительство монгольской части «Силы Сибири – 2» может начаться уже в начале 2024 года.

Таким образом, 25-е заседание межправительственной комиссии свидетельствует об оживлении дискуссии между сторонами — как по тем вопросам, по которым в последние годы не удавалось достигнуть консенсуса, так и по тем, на положительное решение которых оказывали давление третьи государства – в частности, западные партнёры Монголии.

 

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
От лидерства к вымогательству: как рушится могущественная империя США
Санкт-Петербургский культурный форум и развитие международных гуманитарных связей
Проблема конкурентоспособности Европы: есть ли еще время ее решить?
Петербургская встреча высоких представителей стран БРИКС по вопросам безопасности – серьёзный вклад в борьбу с глобальными угрозами
Вмешательство НАТО в дела Украины и последствия Полтавского удара